Эммануил Виторган празднует юбилей

Актера поздравляют Ольга Прокофьева, Сергей Голомазов, Ирина Лачина

 


Эммануил Виторган родился в Баку, школу окончил в Астрахани, учился в Ленинграде, а потом сменил пять театров, пока не пришел в Театр Маяковского в 84-м году и не остался на 21 год. Правда, десять лет назад ушёл. Сидеть без дела не стал, создал свой клуб – «Культурный центр Эммануила Виторгана», и до сегодняшнего дня успешно им руководит. У него двое детей, четверо внуков и два правнука. Зрители знают и любят фильмы с его участием, но надеются, что он вернется на театральную сцену.
Ольга Прокофьева, актриса Театра Маяковского

- Эммануила Гедеоновича в Театре Маяковского не хватает. Были попытки уговорить его остаться, но, увы! Без него некоторые спектакли опустели. Конечно, другие артисты ввелись, но второй Виторган не появился. Играть с ним на сцене – наслаждение, о котором  обычно говорят «раствориться в партнёре». Я испытала это счастье рядом с Виторганом.

Мы очень любили его жену – актрису нашего театра Аллочку Балтер. Прекрасная была пара. Потом Аллы Давыдовны не стало, теперь  рядом с ним Ирина. Смею предположить, что благодаря ей появился «Культурный центр Эммануила Виторгана», где я была много раз. Эммануил Гедеонович связь с нами не потерял. Два года назад нашему театру исполнилось 90 лет. В прошлом году он устроил вечер «Маяковка 91». Это значит, что не важно, какая дата, важно устроить праздник. Он пригласил всех, с кем работал, дружил – костюмеров, помрежов, артистов.  Признавался в любви. Дарил подарки. Мы вспомнили и всех ушедших.

Вечера он ведёт сам, читает стихи, но себя главным не считает, всегда передаёт инициативу гостям. Его вечера – это подтверждение простых житейских истин, что надо любить друг друга, поддерживать, говорить добрые слова. После встречи с Виторганом каждый раз вырастают крылышки за спиной.

Он помнит мой день рождения. Всегда позвонит, поздравит. Причём он помнит не только обо мне. Его сердца хватает на всех. В театре его всё время вспоминают. Когда поменялся худрук, появилась надежда, что он вернётся. Но видимо, он не хочет оставлять то, что еще не наскучило, не разочаровало. Мне очень нравится фраза: «Успех тоже должен отдыхать». Может быть, у него сейчас такой период.

Виторган – человек без возраста. Когда я узнала, что у него юбилей, даже вздрогнула.  Он молод, позитивен. От него  хочется подпитываться энергией. Я всегда жду звонка, готова сразу откликнуться на его приглашение.

Он человек с  уникальным чувством юмора. С ним легко и весело общаться.
Я его нежно люблю, рядом с ним тепло, светло и уютно. Он замечательный!

Сергей Голомазов, худрук Театра на Малой Бронной

- Мы играли  с ним в спектакле «Горбун». Ставил его Гончаров. Виторган приехал из Питера, вырос на традициях несколько иной режиссуры, умеющей выстраивать отношения с актёром на доверительных мостиках, используя гибкие связи. Он был уже состоявшимся народным артистом, в каком-то смысле независимым. Ему вся эта кавалерийская режиссура не нравилась. Он не привык к крикам.

На одной из репетиций мы проходили с ним парную сцену. Он произносит реплику.  Гончаров кричит: «Не так!»  Виторган произносит еще раз. Гончаров кричит: «Не так!». Виторган послушно повторяет. Гончаров кричит: «Не так!» Это длится довольно долго. Я как-то привык выключаться, а он никак не мог этому научиться. Вдруг Эммануил Гедеонович, никогда не позволяющий себе никаких выпадов в сторону режиссера, ка-ак метнет в Гончарова пистолет, который держал в руках. Не думаю, что он специально метился, скорей всего на голос бросал. Браунинг тяжело шлепнулся  в кресло рядом с режиссером. Гончаров растерялся, но через секунду тихо произнес: «Не попал», и добавил: «Ну, ладно, давайте отдохнем друг от друга. Перерыв 15 минут». Когда мы вернулись после перерыва, все реплики Виторгана Гончарова устраивали.

Мы с ним в театре общались, хотя он был сильно старше меня, вчерашнего студента. Он был импульсивный, резкий, максималистски настроенный. Ревностно относился к работе. Волновался. Алла Балтер была полной противоположностью ему. Спокойная уравновешенная, гармоничная. Поразительно, но с годами, он сохранил этот максимализм, и это очень хорошо. Перед каждым спектаклем за полчаса я скромно стучал в дверь его гримёрной, и мы проходили текст. Это уже был ритуал.

Наши отношения как-то интересно потом стали развиваться, когда мы встретились в Юрмале, в его клубе. Мы подружились, продолжаем встречаться, и, надеюсь, будем встречаться чаще. Клуб есть и в Москве, но жена Виторгана – из Юрмалы, и они организовали там еще один клуб. Постоянно приглашают к себе. Не всегда получается бывать, но иногда выбераемся с женой. Хочется думать, что мы входим в число  друзей Виторганов.  

Ирина Лачина, актриса

- Я познакомилась с Эммануилом Гедеоновичем лет в 7, на картине «Благочестивая Марта», в которой одну из главных ролей играла моя мама. Фильм был костюмированный, и меня не покидало ощущение, что я попала в сказку. Дамы в роскошных платьях были похожи на фей. Мужчины в кожаных костюмах – на статных благородных рыцарей. И одним из этих великолепный рыцарей был Эммануил Гедеонович. Для меня, с высоты моего детского роста, он казался великаном – спокойным, добродушным и невероятно обаятельным. Когда мама была в кадре, мы с ним гуляли во внутреннем дворике киностудии, беседуя, что мне особенно льстило, на философские темы.

Я выросла, стала актрисой, и вот мы вновь встретились – теперь уже как коллеги. Тепло, и душевная близость, которые возникли во время прогулок по «Ленфильму» со временем не исчезли. И я ощутила это на съемочной площадке фильма «Тяжёлый песок», где сыграла его невестку, а потом и в картине «Белый налив», где была уже его дочерью. Так сложилось, что мой папа погиб очень рано. И во время нашей работы с Эммануилом Гедеоновичем мне хотелось, чтобы и в жизни у меня был такой же отец. Он удивительный человек. В нём есть невероятное сочетание мужественности и неподдельной искренности, открытости, ранимости. Он умеет дружить. К тому же у Эммануила Гедеоновича прекрасное чувство юмора.

Безусловно, в глазах многих женщин он был, есть и остаётся мечтой, но он прекрасный семьянин. Мне довелось играть с его женой, к несчастью уже ушедшей из жизни, Аллой Балтер в спектакле Михаила Козакова «Цветок смеющийся». Она была очень красивой женщиной и замечательной артисткой. Сегодня рядом с ним Ирина, которая его беззаветно любит. Для неё он средоточие мира и смысл жизни, Эммануил Гедеонович в свою очередь очень трепетно и нежно относится к супруге, а  память об Алле Балтер свято храниться в семье.

Эммануил Гедеонович уникальный артист, фильмы с его участием вошли в золотой фонд нашей страны. А созданные им образы являются ориентиром и камертоном для многих артистов. 

Для меня было огромной радостью работать с ним. Как партнер он невероятно щедр, внимателен и деликатен. Я это очень ценю, отношусь к нему с нежностью, любовью, уважением и не теряю надежды, что судьба подарит мне еще не одну встречу на съёмочной площадке.

Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Музей МХАТ впервые проведет ночную экскурсию по особняку Станиславского

    В рамках «Ночи музеев», которая пройдет с 21 по 22 мая, в Музее МХАТ пройдет бесплатная вечерняя экскурсия «Тайны ночного особняка» по Дому-музею Станиславского в Леонтьевском переулке.   «Ранее посетителям не удавалось побродить по темным комнатам и залам этого старинного особняка, но в рамках акции «Ночь в музее» каждому представится возможность узнать истории о владельцах особняка, о его соседях и бывавших тут гостях, увидеть оживающий реквизит театральных постановок Московского Художественного театра,» – говорится в соцсетях музея. ...
  • В Театре Моссовета пройдет дискуссия с Павлом Рудневым

    22 мая в Театре им. Моссовета состоится дискуссия с театроведом, одним из самых крупных специалистов по современной драме Павлом Рудневым. Тема – премьерный спектакль «Человек в закрытой комнате». Обсуждение начнется по окончании спектакля, который играют на сцене «Под крышей», и будет доступно для зрителей, пришедших посмотреть постановку. ...
  • В «Сатирикон» вернется бутусовская «Чайка»

    Театр «Сатирикон» объявил, что спектакль Юрия Бутусова «Чайка» возвращается на столичные подмостки после долгого перерыва. 1 июля его сыграют на основной сцене Театра Вахтангова.   «Смысл жизни для людей, населяющих вымышленный мир чеховской «Чайки» – Театр, который больше жизни, больше любви, который замещает все, принося боль, одиночество, уничтожая и калеча души. ...
  • В «Сфере» готовят премьеру для детей

    28 и 29 мая в театре «Сфера» состоятся премьерные показы детского спектакля «Незнайка и его друзья» в постановке главного режиссера театра Александра Коршунова. Главную роль в премьере исполнит Дмитрий Триумфов. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Римас Туминас о провокации пранкеров: «Это превратили в расправу надо мной»

    В социальных сетях и на некоторых интернет-ресурсах появились публикации разговора режиссера Римаса Туминаса с известными российскими пранкерами, которые свой розыгрыш превратили в провокацию. От имени министра культуры Украины они пригласили режиссера в Киев ставить спектакль «Мой друг Бандера», а беседу смонтировали в негативном для Туминаса ключе. ...
  • Театр Вахтангова прекращает сотрудничать с Римасом Туминасом

    Сегодня, 6 мая, стало известно, что Театр Вахтангова прекращает сотрудничество с Римасом Туминасом. Об увольнении режиссера и художественного руководителя сообщается в соцсетях театра.  «Римас Туминас, возглавлявший Театр имени Евгения Вахтангова с 2007 года по 9 февраля 2022 года, с 1 марта по состоянию здоровья и в связи с необходимостью лечения находился в отпуске за свой счет в Литве. ...
  • Кирилл Крок: «Теперь за театр отвечаем только мы с вами»

    Директор Вахтанговского театра обратился к своим коллегам по театру в связи со сложившейся ситуацией. Дорогие вахтанговцы! Мы в 101-м нашем театральном сезоне переживаем очень сложные, я бы сказал трагические времена. Я уверен, что вы всё читаете, видите и знаете. ...
  • 20 фильмов о Великой отечественной войне

    «Театрал»  ко Дню победы составил список из двадцати лучших отечественных фильмов о Великой отечественной войне. «А зори здесь тихие» (1972). Режиссер Станислав Ростоцкий. Экранизация одноименной повести писателя-фронтовика Бориса Васильева. ...
Читайте также