Эммануил Виторган родился в Баку, школу окончил в Астрахани, учился в Ленинграде, а потом сменил пять театров, пока не пришел в Театр Маяковского в 84-м году и не остался на 21 год. Правда, десять лет назад ушёл. Сидеть без дела не стал, создал свой клуб – «Культурный центр Эммануила Виторгана», и до сегодняшнего дня успешно им руководит. У него двое детей, четверо внуков и два правнука. Зрители знают и любят фильмы с его участием, но надеются, что он вернется на театральную сцену.

- Эммануила Гедеоновича в Театре Маяковского не хватает. Были попытки уговорить его остаться, но, увы! Без него некоторые спектакли опустели. Конечно, другие артисты ввелись, но второй Виторган не появился. Играть с ним на сцене – наслаждение, о котором обычно говорят «раствориться в партнёре». Я испытала это счастье рядом с Виторганом.
Мы очень любили его жену – актрису нашего театра Аллочку Балтер. Прекрасная была пара. Потом Аллы Давыдовны не стало, теперь рядом с ним Ирина. Смею предположить, что благодаря ей появился «Культурный центр Эммануила Виторгана», где я была много раз. Эммануил Гедеонович связь с нами не потерял. Два года назад нашему театру исполнилось 90 лет. В прошлом году он устроил вечер «Маяковка 91». Это значит, что не важно, какая дата, важно устроить праздник. Он пригласил всех, с кем работал, дружил – костюмеров, помрежов, артистов. Признавался в любви. Дарил подарки. Мы вспомнили и всех ушедших.
Вечера он ведёт сам, читает стихи, но себя главным не считает, всегда передаёт инициативу гостям. Его вечера – это подтверждение простых житейских истин, что надо любить друг друга, поддерживать, говорить добрые слова. После встречи с Виторганом каждый раз вырастают крылышки за спиной.
Он помнит мой день рождения. Всегда позвонит, поздравит. Причём он помнит не только обо мне. Его сердца хватает на всех. В театре его всё время вспоминают. Когда поменялся худрук, появилась надежда, что он вернётся. Но видимо, он не хочет оставлять то, что еще не наскучило, не разочаровало. Мне очень нравится фраза: «Успех тоже должен отдыхать». Может быть, у него сейчас такой период.
Виторган – человек без возраста. Когда я узнала, что у него юбилей, даже вздрогнула. Он молод, позитивен. От него хочется подпитываться энергией. Я всегда жду звонка, готова сразу откликнуться на его приглашение.
Он человек с уникальным чувством юмора. С ним легко и весело общаться.
Я его нежно люблю, рядом с ним тепло, светло и уютно. Он замечательный!

- Мы играли с ним в спектакле «Горбун». Ставил его Гончаров. Виторган приехал из Питера, вырос на традициях несколько иной режиссуры, умеющей выстраивать отношения с актёром на доверительных мостиках, используя гибкие связи. Он был уже состоявшимся народным артистом, в каком-то смысле независимым. Ему вся эта кавалерийская режиссура не нравилась. Он не привык к крикам.
На одной из репетиций мы проходили с ним парную сцену. Он произносит реплику. Гончаров кричит: «Не так!» Виторган произносит еще раз. Гончаров кричит: «Не так!». Виторган послушно повторяет. Гончаров кричит: «Не так!» Это длится довольно долго. Я как-то привык выключаться, а он никак не мог этому научиться. Вдруг Эммануил Гедеонович, никогда не позволяющий себе никаких выпадов в сторону режиссера, ка-ак метнет в Гончарова пистолет, который держал в руках. Не думаю, что он специально метился, скорей всего на голос бросал. Браунинг тяжело шлепнулся в кресло рядом с режиссером. Гончаров растерялся, но через секунду тихо произнес: «Не попал», и добавил: «Ну, ладно, давайте отдохнем друг от друга. Перерыв 15 минут». Когда мы вернулись после перерыва, все реплики Виторгана Гончарова устраивали.
Мы с ним в театре общались, хотя он был сильно старше меня, вчерашнего студента. Он был импульсивный, резкий, максималистски настроенный. Ревностно относился к работе. Волновался. Алла Балтер была полной противоположностью ему. Спокойная уравновешенная, гармоничная. Поразительно, но с годами, он сохранил этот максимализм, и это очень хорошо. Перед каждым спектаклем за полчаса я скромно стучал в дверь его гримёрной, и мы проходили текст. Это уже был ритуал.
Наши отношения как-то интересно потом стали развиваться, когда мы встретились в Юрмале, в его клубе. Мы подружились, продолжаем встречаться, и, надеюсь, будем встречаться чаще. Клуб есть и в Москве, но жена Виторгана – из Юрмалы, и они организовали там еще один клуб. Постоянно приглашают к себе. Не всегда получается бывать, но иногда выбераемся с женой. Хочется думать, что мы входим в число друзей Виторганов.

- Я познакомилась с Эммануилом Гедеоновичем лет в 7, на картине «Благочестивая Марта», в которой одну из главных ролей играла моя мама. Фильм был костюмированный, и меня не покидало ощущение, что я попала в сказку. Дамы в роскошных платьях были похожи на фей. Мужчины в кожаных костюмах – на статных благородных рыцарей. И одним из этих великолепный рыцарей был Эммануил Гедеонович. Для меня, с высоты моего детского роста, он казался великаном – спокойным, добродушным и невероятно обаятельным. Когда мама была в кадре, мы с ним гуляли во внутреннем дворике киностудии, беседуя, что мне особенно льстило, на философские темы.
Я выросла, стала актрисой, и вот мы вновь встретились – теперь уже как коллеги. Тепло, и душевная близость, которые возникли во время прогулок по «Ленфильму» со временем не исчезли. И я ощутила это на съемочной площадке фильма «Тяжёлый песок», где сыграла его невестку, а потом и в картине «Белый налив», где была уже его дочерью. Так сложилось, что мой папа погиб очень рано. И во время нашей работы с Эммануилом Гедеоновичем мне хотелось, чтобы и в жизни у меня был такой же отец. Он удивительный человек. В нём есть невероятное сочетание мужественности и неподдельной искренности, открытости, ранимости. Он умеет дружить. К тому же у Эммануила Гедеоновича прекрасное чувство юмора.
Безусловно, в глазах многих женщин он был, есть и остаётся мечтой, но он прекрасный семьянин. Мне довелось играть с его женой, к несчастью уже ушедшей из жизни, Аллой Балтер в спектакле Михаила Козакова «Цветок смеющийся». Она была очень красивой женщиной и замечательной артисткой. Сегодня рядом с ним Ирина, которая его беззаветно любит. Для неё он средоточие мира и смысл жизни, Эммануил Гедеонович в свою очередь очень трепетно и нежно относится к супруге, а память об Алле Балтер свято храниться в семье.
Эммануил Гедеонович уникальный артист, фильмы с его участием вошли в золотой фонд нашей страны. А созданные им образы являются ориентиром и камертоном для многих артистов.
Для меня было огромной радостью работать с ним. Как партнер он невероятно щедр, внимателен и деликатен. Я это очень ценю, отношусь к нему с нежностью, любовью, уважением и не теряю надежды, что судьба подарит мне еще не одну встречу на съёмочной площадке.