Итоги года

«Театрал» попросил известных деятелей культуры ответить на два вопроса «с интригой»

 

1. Какое событие минувшего года вы бы хотели экранизировать / поставить на сцене / описать в книге?
2.Где бы вы стали искать героя нашего времени?
Александр Адабашьян, кинодраматург, режиссер:
1. Много было событий было в году… Скорее всего, если о нашей стране говорить, то это, безусловно, Украина, все что там произошло и происходит. И что у нас происходит в связи с этим. А уж как это сделать – это уже другой разговор, надо думать.
2. Героя искал бы в провинции, потому что немножко по ней поездил в связи с киношными делами. Интересно в Крыму, в Орловской области, в маленьких городах вроде Ельца, как там живут и выживают… Но не в Москве. Потому что про столицу столько написано, сказано и рассказано, что создается ощущение, будто вся жизнь происходит здесь. В провинции действительно есть потрясающие персонажи, совершенно ни на кого не похожие. В основном их трактуют как провинциалов, приезжающие в Москву или москвичей, попадающих в провинцию. А посмотреть, как живет провинция безотносительно Москвы было бы очень интересно.
 
Алексей Бартошевич, театровед, историк театра:
1. Ставить есть о чем, о довольно драматических и печальных событиях, которые определяли характер и смысл этого года, но я бы поостерегся и повременил бы ставить какие-то спектакли на тему, скажем, событий на Украине. Просто потому, что мы еще пока мало что понимаем и мало что знаем. А искусство вообще и театр в особенности требует некоторой, пусть даже не очень большой, временной дистанции.
Второе событие, очень связанное с первым, – это, естественно, развал нашей экономики, но, по-моему, на эту тему мог бы поставить что-нибудь Театр.doc, который, к сожалению, выселили. Поставить фарс о падении рубля – это было бы интересно в кукольном театре, хотя и очень невесело. А для меня лично характер этого года во многом определил год Шекспира и то, как на это откликнулись театры по всей России. И если бы вы меня спросили о том, какие постановки Шекспира стали событием в этом году, то я бы назвал «Гамлет | Коллаж» в Театре наций, «Отелло» Театра Вахтангова и «Макбет. Кино» Бутусова и прелестный кукольный шекспировский проект в театре «Тень».
2. Есть старый русский обычай искать спасение в людях глухомани, которые еще не вполне подвержены влиянию капитализма. Но Москва настолько многослойна, что и в ней есть глухая провинция. Поэтому я поискал бы героя нашего времени – в кавычках, может быть – в нашей любимой столице. Везде свои герои, но антигероев, разумеется, гораздо больше. Но так всегда и было: в памяти истории остаются герои, а в реальной жизни – антигерои.
 
 
Юлий Ким, поэт, композитор:
1. Существует только один, главный, живой и самый актуальный материал – это противостояние России и Украины. Я, к сожалению, не в силах с ним справиться, но если бы я мог, – не в смысле цензуры, а в смысле внутренней готовности, – я безусловно что-нибудь сочинил бы. Это самое серьезное и, хочется добавить, омерзительное явление в этом году.
2. Я время от времени слушаю передачу «Особое мнение» и мне очень нравится позиция Константина Ремчукова, это главный редактор «Независимой газеты». Он твердо стоит на почве защиты нашего среднего класса и бизнеса, людей, которые исповедуют честный труд и честный суд. Вот эта позиция мне очень нравится. Из наших литературных героев ближе всего к ней Евгений Базаров, вероятно, близко к ней находился и Столыпин, который заботился о появлении деятельного русского человека. В моем окружении тоже есть такого рода персонажи, из известных вам людей это Вадим Туманов, друг Высоцкого и основатель знаменитых артелей, в которых очень мощно был развернут потенциал делового русского человека.
 
 
Григорий Остер, писатель:
1. Ничего не выбрал бы, не стал бы писать. Какой-то год уж слишком на все остальные не похожий. Я думаю, что если бы основная масса людей, которые себя в этом году очень ярко проявили, этого бы не сделали, то наша жизнь и жизнь наших детей была бы спокойнее, надежнее и счастливее.
2. Понимаете, я детский писатель, мои герои – дети и осколки того детского, что остались во взрослых. И в том-то и разница, что героями разных времен становятся взрослые, а ребенок является постоянным героем всех времен и народов, и он всегда одинаковый, что в древнем Риме, что в современной Москве. Про этого ребенка я и стараюсь писать.
 
Владимир Мирзоев, режиссер:
1. Такие события, как происходящее на Украине, требуют дистанции, если глубоко эту историю копать. Поэтому я бы не решился по горячим следам снимать исторический триллер. Но в этом году я прочитал совершенно замечательную книгу американской писательницы Донны Тарт, которая называется «Щегол». Вот я с удовольствием ее бы экранизировал. А про что она, пересказывать не буду, залезьте в интернет.
2. Герой нашего времени не сфокусирован в каком-то конкретном человеке, он коллективный, даже не собирательный. Драма, которая разворачивается на наших глазах в разных плоскостях: в истории, в политике и в культуре, – шекспировского плана, с многофигурной композицией Достоевского. Есть у Бахтина замечательная книга «Поэтика Достоевского», где он говорит о полифоническом романе. Я думаю, что мы живем тоже в момент, когда голоса звучат очень разные, контрапунктные, и у каждого своя правда, философия, а все вместе они создают полифонический эффект. Поэтому я бы сказал, что герой нашего времени – это такое вот многоголосое существо. И в этом сложность ситуации. Иногда один из этих героев говорит: «Вы все замолчите, я буду один звучать», – а все остальные пожимают плечами и говорят: «Ты всего лишь один из нас».
 
Александр Ширвиндт, художественный руководитель Театра сатиры:
1.   Не важно, о ком или о чем, важно, чтобы это была драматургия или литература. Потому что то, что сейчас происходит, очень достойно отражения на сцене. Вялой телевизионной публицистики второго плана недостаточно. А вот если облечь все в форму Салтыкова-Щедрина или Гоголя, или Алешковского – другое дело. Но этого, к сожалению, нет. И я мечтаю, чтобы появилось. Можно сделать сериал на огромное количество произведений. А в качестве главной темы я бы избрал полное выхолащивание человеческих взаимоотношений. Мы перестали сосуществовать как Хомо Сапиенс и превратитесь в пошлую компьютерную машину. Скучаю я от этого.
2.   Для того, чтобы искать человека года, не обязательно ехать в Сибирский край. Вот у меня тут напротив, на набережной стоят бомжи и ловят рыбу из Москвы-реки и складывают ее в целлофановый пакет, пахнущий керосином. Потом отмачивают в чем-то и едят. И все это напротив Кремля. А надевать белую манишку и делать из себя искателя тундры – это пижонство, пусть даже и самое талантливое, я не люблю.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Виктор Рыжаков «Человек - это непонятно»

    25 мая 60-летний юбилей отмечает один из ведущих российских режиссеров, педагог Школы-студии МХАТ, на протяжении семи лет возглавлявший Центр Мейерхольда, руководитель «Июльансамбля», занявший в начале текущего года пост худрука московского театра «Современник» - Виктор Рыжаков. ...
  • «Осветить темную жизнь бедного человечества»

    Накануне юбилея Московского Художественного театра «Театрал» побеседовал об этой дате с историком театра Инной Соловьевой. - 20 лет тому назад Олег Николаевич Ефремов, который тогда возглавлял МХАТ, очень спокойно и очень серьезно сказал: «Мы справляем вовсе не столетие существования одного и того же театра, поскольку театры не живут так долго, оставаясь сами собой. ...
  • «На этой сцене творил мой отец!»

    Незадолго до празднования юбилея Московского художественного театра «Театрал» побеседовал с дочерью Иннокентия Смоктуновского, которая поздравила театр со знаменательной датой. - В октябре исполняется 120 лет Московскому художественному театру им. ...
  • Александр Калягин: «Страшная беда»

    Случилась трагедия, с которой невозможно смириться, которую трудно пережить. Я читаю фамилии погибших, и мне кажется, что каждого из них я знал лично, и такой болью отзывается в моем сердце каждое имя.   И совсем невыносимо для меня, что погиб Антон Николаевич Губанков, с которым столько лет нас связывали и сотрудничество, и добрая дружба. ...
Читайте также