Ольга Егошина: Чехов-фест. Послевкусие

Закончился самый длинный театральный марафон сезона 2006/2007

 
За два месяца, которые шел VII Чеховский фестиваль, в Москве было показано около тридцати спектаклей всех жанров и форм. По подсчетам организаторов, Чеховский фестиваль посетило около 200 тысяч зрителей. А группа московских школьников, чтобы приобрести билеты на аргентинскую «Тангеру», заработала деньги мытьем окон. Ажиотаж шел по нарастающей, частично потому, что главные «бомбы» были оставлены на финал. Частично же потому, что в театр вернулись люди, которых так давно не было видно в зрительном зале.
Чеховский фестиваль вернул давно забытое и потерянное ощущение «планки» в театре. Не у отдельного коллектива (слава богу, и в России есть театры, где планка держится на внушающей уважение высоте), а общей планки мастерства, ниже которой стыдно опускаться. Радостное тренированное талантливое тело актера (о котором первым стал мечтать Мейерхольд), прекрасно поставленные голоса, осмысленность сценического существования – все это, оказывается, достижимо, возможно, более того, необходимо. Только на фундаменте мастерства строится чудо театра. Как ни глупо, но именно об этом трюизме, благополучно забытом в борьбе за «продаваемость» в нашем театре, – напоминала буквально каждая постановка, привезенная на Чеховский фестиваль. Это главный урок двух месяцев театрального марафона.

Второй урок: формат «фестивального спектакля» – наглая выдумка досужих журналистов, которую лучше бы забыть. Два чемодана, минимум текста и якобы авангардное действо ни про что – не приметы нового европейского искусства.

Практически ни один из привезенных спектаклей не готовился как фестивальный продукт. Спектакли явно создавались в расчете на своего зрителя, а потому оказались интересны всему миру.

В Москву приехал театр высоких технологий, сложной машинерии, изощренной литературной основы. Потрясший Москву Лепаж восхитил владением сложнейшей техникой, но не меньше впечатлил высоким литературным уровнем своих спектаклей. Он рассказывал в своих постановках о Канаде и о канадцах. Он не пытался быть космополитом, и потому его театр и можно назвать театром, интересным миру. Практически в каждой постановке – от Роберта Стуруа до Пины Бауш, от Робера Лепажа до Мэтью Боурна – художники говорили о проблемах своих сограждан. И они оказывались созвучными иноязычному залу.

И потому второй урок Чеховского фестиваля – только став художником своей страны, ты станешь интересен миру. Театр – искусство, которое наименее интересно в «продуктах на экспорт». Те, кого у нас считают самыми «западными» режиссерами, – именно на Западе совершенно не востребованы. Ставь спектакли так, чтобы они были интересны зрителям твоего города, – и тогда они будут интересны зрителям другого полушария.

Наконец, третий и последний урок Чеховского фестиваля. Как выяснилось, больше всего в нашем театре (кроме мастерства и уверенности в себе) не хватает… юмора. Он как-то плохо прививается к российскому театральному древу. Может, поэтому наши зрители так жадно ловят любой проблеск улыбки. Тюлень у Пины Бауш в ее «Мазурке Фого». Маленький космонавтик из «Обратной стороны луны», вылетевший из стиральной машины. Наконец, блаженное плюханье по лужам в «Дожде» у цирка «Элуаз»… Все эти маленькие радости останутся в шкатулке памяти.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Филипп Гуревич репетирует «Войцека» в Маяковке

    11 и 12 марта в Театре Маяковского, на Сцене на Сретенке, премьеру «Войцек» – в жанре «обыкновенная трагедия» – выпустит режиссер Филипп Гуревич. Предсмертная пьеса 23-летнего Георга Бюхнера про полкового цирюльника, который убил из ревности жену и был приговорен к казни, стала всемирно известным сюжетом. ...
  • Гастроли Театра Моссовета пройдут в Петербурге

    Театр Моссовета едет с гастролями в Петербург. Показы двух премьерных спектаклей пройдут на сцене ДК Выборгский в предстоящий weekend, 4 и 5 февраля. 4 февраля состоится показ спектакля Павла Пархоменко «Соло для часов с боем». ...
  • Et Cetera отметил юбилей премьерой «Мандат»

    Владимир Панков, создатель студии SounDrama и художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры, поставил к 30-летию театра Et Cetera «Мандат» Николая Эрдмана. 2 ферваля, в день юбилея, состоялся первый показ. Премьерные показы пройдут также 3, 23 и 24 февраля. ...
  • Театр НеНормативной пластики готовит премьеру

    9 и 10 февраля на площадке «Скороход» в Петербурге Театр НеНормативной пластики покажет премьеру «Любовь во множественном числе».  Постановка Романа Кагановича и Максима Пахомова – это одиннадцать вариаций на тему любви: череда комических и трагических сюжетов. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
Читайте также