В октябрьском номере «Театрал» рассказал о том, что городские власти запретили художественному руководителю Театра им. Пушкина Евгению ПИСАРЕВУ устанавливать на фасаде театра мемориальную доску к столетию Камерного театра. Причина якобы в том, что с 1 декабря 2009 года в Москве действует постановление (№1287), где в пункте 4.4. указано: «На зданиях зрелищно-массового назначения – театров, кинотеатров, концертных залов, музеев, художественных галерей – мемориальные доски не устанавливаются».
В итоге легендарный Камерный театр, который в культуре ХХ века сыграл не меньшую роль, чем творчество Мейерхольда или, скажем, Вахтангова, не вписан в историческую среду города.
– Получается, беда нашего театра лишь в том, что мы не успели повесить доску до 2009 года – то есть до того момента, как постановление вступило в силу, – считает Евгений Писарев. – Нам говорят: установите доску на доме, где они жили, дескать, этого закон не запрещает. Но в том-то и дело, что Александр Таиров и Алиса Коонен жили в маленькой квартирке при театре. Впрочем, этот мой аргумент чиновники рассматривать не стали: закон есть закон.
Публикация вызвала резонанс в театральном сообществе. Откликнулись артисты и режиссеры (молчат только чиновники). Роман Виктюк, например, который учился у Коонен, отметил:
– Если закон мешает совершить благородное дело, значит, этот закон устроен неправильно. И не надо бояться его перебороть. Вообще ничего бояться не надо. Сколько лет советская власть травила Таирова и Коонен, как издевалась и глумилась над уникальной эстетикой Камерного театра, как унижала его артистов! Но ведь о тех чиновниках сегодня никто ничего не помнит, а имена Таирова и Коонен знают во всем мире, поскольку история сохраняет только талантливые имена.
Говорят, открывать мемориальные доски можно только на жилых домах. Я живой свидетель – могу подтвердить, что Таиров и Коонен жили в этом же доме, – я бывал там не раз. Скажите, к кому обращаться? Я надеюсь, что мне поверят…
«Театрал» направил запрос в мэрию Москвы. В следующем номере редакция вернется к этой теме.
В итоге легендарный Камерный театр, который в культуре ХХ века сыграл не меньшую роль, чем творчество Мейерхольда или, скажем, Вахтангова, не вписан в историческую среду города.
– Получается, беда нашего театра лишь в том, что мы не успели повесить доску до 2009 года – то есть до того момента, как постановление вступило в силу, – считает Евгений Писарев. – Нам говорят: установите доску на доме, где они жили, дескать, этого закон не запрещает. Но в том-то и дело, что Александр Таиров и Алиса Коонен жили в маленькой квартирке при театре. Впрочем, этот мой аргумент чиновники рассматривать не стали: закон есть закон.
Публикация вызвала резонанс в театральном сообществе. Откликнулись артисты и режиссеры (молчат только чиновники). Роман Виктюк, например, который учился у Коонен, отметил:
– Если закон мешает совершить благородное дело, значит, этот закон устроен неправильно. И не надо бояться его перебороть. Вообще ничего бояться не надо. Сколько лет советская власть травила Таирова и Коонен, как издевалась и глумилась над уникальной эстетикой Камерного театра, как унижала его артистов! Но ведь о тех чиновниках сегодня никто ничего не помнит, а имена Таирова и Коонен знают во всем мире, поскольку история сохраняет только талантливые имена.
Говорят, открывать мемориальные доски можно только на жилых домах. Я живой свидетель – могу подтвердить, что Таиров и Коонен жили в этом же доме, – я бывал там не раз. Скажите, к кому обращаться? Я надеюсь, что мне поверят…
«Театрал» направил запрос в мэрию Москвы. В следующем номере редакция вернется к этой теме.