Наступило бессмертие

 

Он успел получить цветы и поздравления с 97-летием, успел вознегодовать и расстроиться, что на его просьбу о создании мемориальной зоны вокруг режиссерского кабинета на «Таганке» не последовало отклика. Через день его увезли в Боткинскую больницу с диагнозом «острая сердечная недостаточность»…
В день, когда Юрия Петровича Любимова не стало, в сухие сообщения новостных агентств люди вчитывались так, как будто им сообщали не о смерти старого человека, а об исчезновении Джомолунгмы.

Полвека Юрий Любимов был Джомолунгмой нашего театра.

Бывают люди, которые идут по жизни, как по паркету. Описывая их линию судьбы, биограф то и дело использует союз «благодаря»: благодаря семейным связям или расположению звезд, благодаря удачному стечению обстоятельств… Юрий Любимов шел по жизни всегда «вопреки» предложенным обстоятельствам.

Внук раскулаченного деда, сын посаженного крестьянина-отца, Любимов сумел стать фаворитом новой власти: семь лет прослужил в ансамбле песни и пляски в НКВД. Рослый, ладный, со жгучими цыганскими глазами, он на сцене Театра Вахтангова играл роли героев-любовников и «наших хороших парней» вроде Олега Кошевого из «Молодой гвардии». Лауреат Сталинских премий, женатый на Людмиле Целиковской, главной иконе советского кинематографа, он в 46 лет сумел начать новую страницу жизни, как с чистого листа.

В возрасте, когда собирают дивиденды с нажитого капитала, Юрий Любимов со своими студентами из Вахтанговского училища показал «Доброго человека из Сезуана» – спектакль, который начал новый отсчет послесталинской театральной истории.

Созданный им Театр на Таганке был не просто политическим театром в тоталитарной стране. Он был местом, где зрители дышали ворованным воздухом свободы. Как вспоминал Жванецкий, это было время, когда тот или иной спектакль «Таганки» было «нельзя не смотреть»: «10 дней, которые потрясли мир» и «Послушайте», «Деревянные кони» и «А зори здесь тихие...», «Гамлет» и «Обмен»… Юрий Любимов собирает поразительную актерскую команду и находит союзника и единомышленника – лучшего театрального художника второй половины ХХ века Давида Боровского.99

«Таганка» становится островом свободы в море советского официоза. И «погреться» на ее огонек приходят артисты, художники, писатели, поэты, ученые, космонавты и люди всех профессий и сословий...

Сдача каждого спектакля напоминает сражение. Годами страна наблюдает, как один отдельно взятый художник борется с государственной громадой. Когда после интервью английской газете «Таймс» Любимов был уволен из театра и исключен из партии, казалось, история пришла к логическому финалу. Диссидент-одиночка навсегда останется за «железным занавесом», вычеркнутый из нашей культуры. Но прирожденный победитель, Любимов вернулся «со щитом».

Он вернулся в страну, неузнаваемо изменившуюся, где ему предстояло пройти через разделение театра, расставание с учениками, равнодушие общества. Ему пришлось начать жизнь еще раз заново: собрать новых актеров, сформировать новую репертуарную афишу, создать, по сути, новую «Таганку».

Он будет ставить Кафку и Пушкина, Грибоедова и Софокла, обэриутов и своего друга Тонино Гуэрру. Он будет строить театр, абсолютно непохожий на свой легендарный портрет. И только режиссерский фонарик в зрительном зале оставался неизменным. С благоговением и страхом разглядывая его импозантную седоголовую фигуру, каждый, кто вырос на его спектаклях (а в этом числе вся театральная Россия), понимал, что видит перед собой человека, чья жизнь уже вместила несколько эпох.

В то время ему предложили стать участником-номинантом «Золотой маски», и Юрий Любимов отказался с чеканным достоинством: не осталось наград, которые я хотел бы получить, и соперников, с которыми мне было бы интересно конкурировать.

Но в России редки благостные концы а-ля олимпийская старость Гете.

Накануне своего 94-летия Мастеру снова пришлось уйти из созданного им театра. 6 июля 2011 года Департамент культуры Москвы сообщил об освобождении Любимова от должности художественного руководителя и директора Театра на Таганке по собственному желанию. Главный режиссер покинул Театр на Таганке 16 июля, не попрощавшись с актерами, и больше порога своего театра Мастер не переступал.

Он успеет поставить «Бесы» и «Князя Игоря», и об этих постановках будут спорить с такой яростью, как будто речь идет о незнакомом молодом даровании, а не о давнем небожителе театрального Олимпа.

Вопреки распространенной поговорке можно сказать: «Если бы Юрия Петровича Любимова не было в нашей культуре, выдумать его бы не удалось!» Никакому человеческому воображению не под силу было бы сочинить ни крутые повороты его судьбы, ни эту крепость натуры, ни упорство характера, которое позволило ему пройти по жизни, как ледокол, взрывая, казалось бы, непроходимые торосы обстоятельств.

Может, поэтому известие о его кончине породило что-то похожее на обморочную оторопь, описанную Булгаковым: «Тоска осталась необъясненной, ибо не могла же ее объяснить мелькнувшая, как молния, и тут же погасшая какая-то короткая другая мысль: «Бессмертие... пришло бессмертие...»

  • Нравится



Самое читаемое

  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Скончался актер Никита Логинов

    Артист театра «Около дома Станиславского» Никита Логинов умер от сердечного приступа, ему было 56 лет. «С глубокой скорбью сообщаем о скоропостижной смерти от сердечного приступа артиста нашего театра Никиты Логинова, - говорится на странице театра в Facebook. ...
  • Умерла актриса и певица Жюльетт Греко

    В среду, 23 сентября, во Франции в возрасте 93 лет скончалась певица и актриса Жюльетт Греко, об этом сообщило издание Le Monde. «Наверное, последняя из культовых фигур эпохи экзистенциализма, послевоенной Франции, парижских кафе Левого Берега, - написал об актрисе на своей странице в Facebook киновед Андрей Плахов. ...
  • «Ушли солнце и улыбка нашего театра»

    24 сентября в возрасте 74 лет скончался народный артист России Вячеслав Войнаровский, об этом СМИ сообщил сын оперного певца – актер театра «Мастерская Петра Фоменко» Игорь Войнаровский. «Папа умер сегодня дома, это случилось в два ночи», – цитирует ТАСС слова сына артиста. ...
  • «Многие его постановки воспринимались, как ожог»

    23 сентября для многих театральных деятелей Санкт-Петербурга связан с именем основателя и первого режиссера Молодежного театра на Фонтанке Владимира Малыщицкого (1940-2008). В этот день ему исполнилось бы 80 лет. По случаю памятной даты друзья и коллеги поделились своими воспоминаниями. ...
Читайте также