«Ресторан-концерт»

Почему «Яръ» считался культовым местом артистов и зрителей

 
Здесь, на балкончике Наполеоновского зала, отделанном мрамором, пел Шаляпин. У фонтана играл гранд-оркестр, между столиками бегали с подносами официанты, а лики этой роскошной жизни отражались в венецианских зеркалах с золочеными рамами.
В начале ХХ века ресторан «Яръ» превратился в место, куда театральная богема ездила отмечать свои премьеры…

По сути, в театрально-администраторских кругах успех премьеры определялся по размаху праздника, устроенного благодаря полученным сборам. Словно наблюдая за неким соревнованием, репортеры пытаются определить, в какую сумму обошлось то или иное празднество: «Вчера антрепренер Никольский, заказав два оркестра музыки, отметил в «Яре» успех своей «Летучей мыши», – сообщал в 1915 году «Московский листок». – Между столиками пели цыгане, праздник набирал оборот и к 4 часам утра перетек в сад, где с отвесной скалы г-н Никольский объявил благодарность своей труппе. Говорят, праздник ему обошелся в 500 рублей серебром». А бывали и совсем грустные известия: «Провалом закончился спектакль в театре г-на Зона. После сообщения, пришедшему из театра о том, что праздник отменяется, администрации «Яра» пришлось снимать резерв с трех десятков столов».

И все же, почему именно «Яръ» считался верхом богемной роскоши? Долгое время (а именно с 1826 года, когда французский повар Транкиль Яр открыл свое заведение на Кузнецком мосту) дела ресторана шли с переменным успехом. Позже заведение поменяло свой адрес, но только в 1896 году его жизнь стала заметно меняться. Дело в том, что ресторан приобрел бывший официант Алексей Судаков и произвел в нем целый ряд реформ. Решено было, например, во время так называемого «мертвого часа» устраивать недорогие обеды для любителей скачек (ипподром, как и нынче, располагался неподалеку), причем постепенно эти обеды обросли традициями.

«Любитель отварной осетрины или стерляди подходил к бассейну, указывал перстом на ту или иную рыбину, – писал очевидец. – Ее тут же вылавливали сачком, и любитель вырезал ножницами из жаберной крышки фигурный кусочек. Когда эту рыбу подавали на стол, уже отварную, кусочек прикладывался к вырезу. Если совпадал, значит, рыба – та! Без обмана».

Но секрет был и в том, что Судаков смог перестроить здание в настоящий дворец, о чем в ноябре 1902 года сообщали «Новости дня»: «Владелец «Яра» А.А. Судаков уехал вчера в Париж, Берлин и Лондон специально для осмотра ресторанов и кафе-концертных зданий, так как он с будущей весны собирается строить на Петербургском шоссе грандиозный ресторан-концерт, который обойдется в 600 тыс. рублей. Вот как Москва цивилизуется в части веселья и чревоугодия».


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Завершилась спецпрограмма ЭХО Большого Детского фестиваля

    Специальная программа ЭХО Большого Детского фестиваля завершила работу 30 января в городе Озерск Челябинской области. За четыре дня здесь провели питчинг творческих проектов, образовательную программу для профессионалов театра, мастер-классы и тренинги для детей из творческих студий, а также лабораторию для молодых режиссеров. ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Назначен новый директор театра «Старый дом»

    Новым директором новосибирского театра «Старый дом» назначена Татьяна Ильина, которая раньше была начальником отдела развития Новосибирского музыкального театра. «Очень важно, лично для меня, что в театр «Старый дом» не просто ходят зрители. ...
  • Борис Эйфман готовит киноверсию «Русского Гамлета»

    В Петербурге завершилась съемочная часть работы над пластическим фильмом «Русский Гамлет», пишет Сlassicalmusicnews. Хореограф Борис Эйфман переносит на экран уже девятый спектакль. Киноверсия станет новым сценическим обращением Эйфмана к фигуре императора Павла Первого – человека, чья мечта о власти сбылась слишком поздно и обернулась трагедией. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • Десять фильмов Владимира Высоцкого

    25 января исполнится 85 лет со дня рождения выдающегося поэта и актера Владимира Высоцкого. «Театрал» подготовил для читателей подборку его киноработ. «Я родом из детства» (1966) Режиссер Виктор Туров. Тридцатилетний седой капитан-танкист, прошедший всю войну и горевший в танке, с лицом, по воле режиссёра был автором и исполнителем своих песен. ...
Читайте также