«Ресторан-концерт»

Почему «Яръ» считался культовым местом артистов и зрителей

 

Здесь, на балкончике Наполеоновского зала, отделанном мрамором, пел Шаляпин. У фонтана играл гранд-оркестр, между столиками бегали с подносами официанты, а лики этой роскошной жизни отражались в венецианских зеркалах с золочеными рамами.
В начале ХХ века ресторан «Яръ» превратился в место, куда театральная богема ездила отмечать свои премьеры…

По сути, в театрально-администраторских кругах успех премьеры определялся по размаху праздника, устроенного благодаря полученным сборам. Словно наблюдая за неким соревнованием, репортеры пытаются определить, в какую сумму обошлось то или иное празднество: «Вчера антрепренер Никольский, заказав два оркестра музыки, отметил в «Яре» успех своей «Летучей мыши», – сообщал в 1915 году «Московский листок». – Между столиками пели цыгане, праздник набирал оборот и к 4 часам утра перетек в сад, где с отвесной скалы г-н Никольский объявил благодарность своей труппе. Говорят, праздник ему обошелся в 500 рублей серебром». А бывали и совсем грустные известия: «Провалом закончился спектакль в театре г-на Зона. После сообщения, пришедшему из театра о том, что праздник отменяется, администрации «Яра» пришлось снимать резерв с трех десятков столов».

И все же, почему именно «Яръ» считался верхом богемной роскоши? Долгое время (а именно с 1826 года, когда французский повар Транкиль Яр открыл свое заведение на Кузнецком мосту) дела ресторана шли с переменным успехом. Позже заведение поменяло свой адрес, но только в 1896 году его жизнь стала заметно меняться. Дело в том, что ресторан приобрел бывший официант Алексей Судаков и произвел в нем целый ряд реформ. Решено было, например, во время так называемого «мертвого часа» устраивать недорогие обеды для любителей скачек (ипподром, как и нынче, располагался неподалеку), причем постепенно эти обеды обросли традициями.

«Любитель отварной осетрины или стерляди подходил к бассейну, указывал перстом на ту или иную рыбину, – писал очевидец. – Ее тут же вылавливали сачком, и любитель вырезал ножницами из жаберной крышки фигурный кусочек. Когда эту рыбу подавали на стол, уже отварную, кусочек прикладывался к вырезу. Если совпадал, значит, рыба – та! Без обмана».

Но секрет был и в том, что Судаков смог перестроить здание в настоящий дворец, о чем в ноябре 1902 года сообщали «Новости дня»: «Владелец «Яра» А.А. Судаков уехал вчера в Париж, Берлин и Лондон специально для осмотра ресторанов и кафе-концертных зданий, так как он с будущей весны собирается строить на Петербургском шоссе грандиозный ресторан-концерт, который обойдется в 600 тыс. рублей. Вот как Москва цивилизуется в части веселья и чревоугодия».

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Сергей Пугачев: «Haute couture с подиума на сцену»

    Театр всегда являлся зеркалом нашей жизни, частью, которой давно является мода. Мода – это часть искусства, поэтому две эти сферы часто тесно соприкасаются и оказывают друг на друга влияние. Безусловно, мода и театр очень близки. ...
  • Ты себя накручиваешь

    Певица Мариам Мерабова готовится к выходу на сцену. Закулисье церемонии «Звезда Театрала»-2019 Недавно в рамках спецпроекта «Театрала» «Стиль жизни» мы рассказывали о нюансах театрального дресс-кода. ...
  • «Качественный продукт не может быть дешевым»

    Приятным сюрпризом для гостей премии «Звезда Театрала», состоявшейся в декабре в Театре им. Вахтангова, стал многоярусный торт, созданный мастерами семейной кондитерской Cheese it! Bakery в честь 15-летия нашего журнала. О секретах сладкого бизнеса мы попросили рассказать соучредителя этой кондитерской Антона КУРЫШЕВА. ...
  • Выход в свет

    Фото: Татьяна Мордвинова  Строгого дресс-кода сегодня нет даже в Большом. И такая демократичность понятна: грамотный зритель идет в театр, прежде всего, за смыслами, вопрос: «Что надеть?», в этой ситуации отодвигается на второй план. ...
Читайте также