Борис Юхананов

Скоро выпустим «Синюю птицу»

 

Во время прогулки по театру худрук поделился своими творческими планами
– Борис, долгожданная реконструкция заканчивается. Много говорят о том, что благодаря ремонту в корне изменилась внутренняя планировка, появились помещения для актерского тренинга и т. д. Потому наш главный вопрос: каким будет ваш театр?

– Вообще говорить о театре, который еще не открыт, во-первых, не просто, а во-вторых, опасно. Ну зачем забалтывать? Театр не терпит предварительных разговоров о себе. О театре можно говорить только в прошедшем времени: состоялся спектакль. А у театра, который теперь будет называться «Электротеатр Станиславский», всё впереди. Здесь как с младенцем: можно только баюкать и беспокоиться о здоровье, можно чуть-чуть мечтать о том, каким он будет, и исполнять какое-то намеренье…

– И все же каково намерение? Каким вы видите, например, вашего зрителя?

– Наш театр рассчитан на разных людей. Я пользуюсь формулой Художественного театра: театра для молодежи, для образованной публики, для всех. Молодежь я понимаю как растущую душу. Как говорил Гёте, кому еще расти, тот все поймет. В этом смысле молодежь – это не возраст, а состояние души. Если у пожилого человека молодая душа, открытая, тогда ему стоит заходить в театр и встречаться здесь с самыми разными формами искусства режиссуры.

– В вашем театре будут ставить разные режиссеры?

– Да, я буду приглашать сюда европейских и отечественных мастеров, мэтров и молодежь – хочется собрать на одной площадке самые разные направления современного искусства. Разумеется, и я тоже буду ставить спектакли…

– Стало быть, зрители увидят здесь целый букет режиссерских методов?

– Совершенно верно. Например, первой премьерой театра будет постановка замечательного греческого режиссера Теодоруса Терзопулоса. Он поставит трагедию Еврипида «Вакханки» в переводе Иннокентия Анненского. А дальше выйдет мой спектакль «Синяя птица». Правда, волшебную мистическую сказку Метерлинка я превратил в феерию, которая будет длиться три вечера подряд. Тильтиля и Митиля сыграют корифеи труппы Владимир Борисович Коренев и Алефтина Константиновна Константинова – я давно мечтал поставить этакое путешествие по театральной жизни маститых артистов. И вот, придя в Театр Станиславского, я понял, что это те самые «старики», та самая пара, которая может осуществить мой замысел.

– Во время ремонта в вашем театре появились специальные залы для актерского тренинга. Скажите, вы тем самым воплощаете идею Станиславского о том, что актер должен находиться в отличной форме?

– Мне кажется естественным для артиста содержать себя в форме, тем более в тех спектаклях, которые мы готовим для нового сезона. Спектакли очень сложные, требуют полноценного актерского участия, его пластики, его вокала, его жизни чувств и духа, а для этого нужна закалка.

– Получается, что к каждому спектаклю у вас определенный тренинг?

– Да. Сегодня без этого никуда, ведь режиссеры большое внимание уделяют форме. Скажем, у Терзопулоса свой очень ответственный метод, требующий невероятного отклика от актера – и напряжения в работе, и голоса, и пластики. А для «Синей птицы» наши артисты «погружаются в глубины» – прикасаются, что ли, к священному японскому театру «Но», занимаются тайчи – это особого рода тип дальневосточного боевого искусства.

– А кто проводит тренинги?

– Профильные специалисты. Например, для проведения работы с театром «Но» к нам приезжает мастер из древнеяпонского города Киото. Театр «Но» живет домами, и вот один из таких домов возглавляет мастер, который приезжал к нам.

– Я хотела бы понять ваше отношение к актерам. Кого вы хотите видеть, кого вы воспитываете?

– Чтобы войти в этот театр, я прошел через огромное количество препятствий. Когда я их преодолел, выиграв конкурс департамента культуры на замещение должности худрука, я встретился с труппой, которая меня поразила своими свойствами. Я встретился и поговорил с каждым и увидел, что это очень разные, замечательные, чудесные артисты. В коллективе сохранился дух советского театра, что очень интересно по своей сути.

Никто, ни один режиссер не наложил на актеров отпечаток своего стиля. Это потрясающие открытые люди. Вся труппа сохранена, я не лютовал, не строил из себя отца родного или жестокого гения, я просто отправился вместе с актерами в путешествие. Начался простой человеческий диалог, и в нем не было ориентации на какой-то метод, который я хочу внедрить…

– То есть все будет строиться на любви?

– А без любви куда же? Но любовь спонтанна – она либо случается, либо нет. И вот так случилось, что я уже в начале пути, фактически с первого дня, полюбил эту труппу.

Хотя, когда шел сюда, я, конечно, тревожился: куда, мол, иду – в новый дом или в клетку к хищникам?

Но я вошел в театр и увидел чудесных людей, с которыми хочется работать. Ну и мне, естественно, хочется, чтобы артисты жили в достойных условиях, трудились с радостью. Это не осуществление какой-то программы – это просто возвращение к норме, которая так необходима сейчас нашему времени.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Андрей Кузичев: «Мы ощущаем жизнь как отчаянный эксперимент»

    Трудно поверить, но Андрей Кузичев, тот самый, который сыграл главную роль в «Пластилине» Кирилла Серебренникова, на днях отметил 50. Позади – шесть спектаклей Деклана Доннеллана, которые привели в Театр Пушкина, «Седьмая студия» в Школе-студии МХАТ, которая привела в педагогику, а теперь – курс Евгения Писарева, где он преподает актерское мастерство. ...
  • Генриетта Яновская: «Ее замечания были прелестны»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Абсолютный слух

    «Талант – это от Бога, – скажет однажды Людмила Максакова. – А вот как ты им распорядишься, насколько сумеешь своими ролями, своим творчеством донести до зрителей те самые «чувства добрые», насколько сможешь изменить мир своей душой, насколько сумеешь завоевать сердца и обратить их к прекрасному, – вот об этом должен думать человек театра…» Далее в лучших традициях юбилейного очерка следовало бы написать о том, что собственный талант народная артистка России, прима Театра им. ...
  • Анатолий Полянкин: «Мы сделали ставку на практическое театроведение»

    Высшая школа сценических искусств – самый молодой театральный вуз в России. В интервью «Театралу» ректор Школы Анатолий Полянкин рассказал о перспективах ВШСИ и, в частности, о том, почему в сентябре вуз продлил набор абитуриентов, и какие ноу-хау выгодно отличают учебную программу. ...
Читайте также