В Центре имени Мейерхольда случилось пластическое посленовогодье: «Антикварный цирк» показал бессловесного и волшебного «Мандаринового ангела», «Три дня современного танца», спонтанный минифестиваль собрал спектакли Ивана Естегнеева и Анны Абалихиной, Ольги Цветковой, Дениса Бородицкого. ЦиМу идет современный танец: как часть современного искусства, пластический эксперимент любит такие сцены-трансформеры, и публика ЦиМа очень релевантна аудитории танцевальных спектаклей.
Цвета на час – оранжевый и белый
«Антикварный цирк» – чудесное молодое настоящее российского нового цирка. Члены братства Елены Польди очарованы лучшими образцами цирка и пантомимы, их цитаты из Финци Паска или Полунина коротки и легки, они уверены, что их диалог с залом – это кивки и шепот влюбленных в цирк заговорщиков, всегда готовых продолжить цитату и тут же забыть об этом, – в атмосфере надежной и ненавязчивой любви главное сама атмосфера, легкость и парение.
Кружевное плетение номеров, своевременность их смены, гипнотичность образов. Цвета на час – оранжевый и белый. Преувеличенно большой клубок оранжевой шерсти. Бесконечная змея оранжевого, только что связанного шарфа подкрадывается к кулисе. Раскачиваясь в кресле, набеленный ангел с белыми крыльями вяжет его… А вот цирковое ангелическое воинство отбивает чечетку на лыжах и крутит пируэты в воздухе – на лыжах и в лонжах.
Хорошо!
Принадлежность небесным сферам угадывается в повадке: невесомой, сдержанной, словно в гостях. Ангелические ушаночки, не будь такими белыми, отсылали бы прямо к гиперушанкам Зеленых из «Сноушоу». А так – может, зимний слёт Экзюпери. И, хвала небесам, «антиквары» нашли такие нежные аранжировки «Джингл беллз» и прочего музыкального Рождества и новогодья, что погружаешься в этот переливающийся огоньками звуковой аквариум с головой. Ну и тут уже раздают колокольчики, и зовут на сцену к елке, увешанной мандаринами – безо всякой громогласной анимации. Интонация нежного зимнего сна сохраняется до и после.
Жалко, что, наверное, только под Новый год и показывают.
Кинектом жечь сердца
Piece a vivre, «Жилая комната», проект Ивана Естегнеева и Анны Абалихиной силен сотрудничеством двух личностей, которым есть что сказать танцем о сути отношений. Отношения, развивающиеся в тесном, по-больничному белом пространстве нарисованной (выдуманной ими?) общей комнате, очень быстро становятся болезненными, движения – стесненными и мучительными. Интересно, как это развитие видит компьютерная программа Derivative TouchDesigner и управляющие ей видеохудожники Евгений Афонин и Ян Калнберзин. Ян несколько лет назад сотрудничал с Анной в рекламном видеоролике джинсов «Левис», для которого она сочинила хореографию для танцовщика Юрия Чулкова, одетого в джинсы и взаимодействовавшего с видеопроекцией. Тогда хореография была отрепетирована под «интерактив» экрана. Теперь же напротив танцующего дуэта стоит кинект – разработанный Microsoft прибор, освещающий движущиеся объекты инфракрасным светом и передающий на экран отраженную виртуальную тень, которую можно преобразовывать в самых причудливых вариантах. Калнберзин и Афонин выбрали красный, иголками диаграммы мерцающий контур танцующих тел – словно виртуальная «фотография» их кармы неспокойна, взнервлена, и это видно благодаря кинекту. Любопытно, что движение Ани и Ивана при мучительности посыла аккуратное, опрятное, благопристойное – страдая и расставаясь, они словно демонстрируют вышколенных современных людей, для которых внешняя благопристойность дороже личного счастья и смысла подлинных отношений. И это всегдашнее одиночество двух в дуэте наших дней.
Активная медитация now
«Моменты» – приятная интеллектуальная игра, body-mind исследование телесных привычек, попытка освободить тело от автоматизмов. Стремление двигаться свободно, непредзаданно – задача, которая звучит на очень многих тренингах и вообще является сверхзадачей свободных форм танца, действительно амбициозна и сложна.
На сцене – не танцовщики, но люди, которые пытаются двигаться непредзаданно и в процессе небыстрого перемещения по белому линолеуму под лампами белого дневного света очищают свое движение от телесных сценариев, которыми мы переполнены. Сценариев много, поэтому очищенного движения мало: кто-то подолгу застывает. Перед нами демонстрация того, как трудно двигаться честно, без «хореографии», которую тебе поставили – балетмейстер или ты сам. Необходимость жеста, шага здесь и сейчас – или выполнение автоматического телесного ритуала, всем понятного и удобного в этот миг. В буддизме подобное постоянное наблюдение за собой называется активной медитацией – ты живешь, но все время следишь за собой и честно подмечаешь, где ты соврал словом, поступком, интонацией, движением – вот этот процесс Ольга Цветкова и попыталась сделать публичным. Он малосценичен, умозрителен и чрезвычайно полезен. Каждому стоит попробовать дома, пока не пригласили в спектакль.
Дефицит эмпатии
Хореограф Денис Бородицкий весь прошлый год посвятил учебе в Школе театрального лидера – и вынужденное отвлечение художника овладением административных skills’ов не могло не сказаться на художественном процессе: в коллективе появились бреши, танцовщики затосковали. Но к премьере «Эмпатии» сконцентрировались и собрали аншлаг. Свет приехал ставить Семен Давыденко, знаменитый световик витебского фестиваля современной хореографии.
И формально «Эмпатия» прозвучала. Денис Бородицкий обладает способностью обучить своей геометрически точной, с точно артикулированными кистями, стопами технике всех, кто к нему приходит. Четкость тел и выстроенных композиций микшируется неожиданными мягкими плие, синкопирующими паузами. Мышление хореографа объемно, нелинейно, движения не заканчивались на кончиках пальцев, продлеваясь в пространстве. Но заявленная в названии тема эмпатии – диалог освобожденных от шелухи потребительской цивилизации душ, «ночной телефонный разговор» вчувствования ближнего не задался. Мысли танцовщиков были заняты чем-то другим – возможно, предстоящим танцевальным шоу Первого канала, попасть на которое без практики у Бородицкого ребятам было бы трудновато.
Осознанное сопереживание эмоциональному состоянию Другого была задумана как актуальная задача, но в этот раз она оказалась утопичной. Сегодня – даже в рамках художественной жизни – каждый сам за себя. Надеюсь, учеба в ШТЛ и укрепившаяся вера в необходимость солидарности единомышленников приведет в коллектив Дениса новых верных людей.
«Антикварный цирк» – чудесное молодое настоящее российского нового цирка. Члены братства Елены Польди очарованы лучшими образцами цирка и пантомимы, их цитаты из Финци Паска или Полунина коротки и легки, они уверены, что их диалог с залом – это кивки и шепот влюбленных в цирк заговорщиков, всегда готовых продолжить цитату и тут же забыть об этом, – в атмосфере надежной и ненавязчивой любви главное сама атмосфера, легкость и парение.
Кружевное плетение номеров, своевременность их смены, гипнотичность образов. Цвета на час – оранжевый и белый. Преувеличенно большой клубок оранжевой шерсти. Бесконечная змея оранжевого, только что связанного шарфа подкрадывается к кулисе. Раскачиваясь в кресле, набеленный ангел с белыми крыльями вяжет его… А вот цирковое ангелическое воинство отбивает чечетку на лыжах и крутит пируэты в воздухе – на лыжах и в лонжах.
Хорошо!
Принадлежность небесным сферам угадывается в повадке: невесомой, сдержанной, словно в гостях. Ангелические ушаночки, не будь такими белыми, отсылали бы прямо к гиперушанкам Зеленых из «Сноушоу». А так – может, зимний слёт Экзюпери. И, хвала небесам, «антиквары» нашли такие нежные аранжировки «Джингл беллз» и прочего музыкального Рождества и новогодья, что погружаешься в этот переливающийся огоньками звуковой аквариум с головой. Ну и тут уже раздают колокольчики, и зовут на сцену к елке, увешанной мандаринами – безо всякой громогласной анимации. Интонация нежного зимнего сна сохраняется до и после.
Жалко, что, наверное, только под Новый год и показывают.

Piece a vivre, «Жилая комната», проект Ивана Естегнеева и Анны Абалихиной силен сотрудничеством двух личностей, которым есть что сказать танцем о сути отношений. Отношения, развивающиеся в тесном, по-больничному белом пространстве нарисованной (выдуманной ими?) общей комнате, очень быстро становятся болезненными, движения – стесненными и мучительными. Интересно, как это развитие видит компьютерная программа Derivative TouchDesigner и управляющие ей видеохудожники Евгений Афонин и Ян Калнберзин. Ян несколько лет назад сотрудничал с Анной в рекламном видеоролике джинсов «Левис», для которого она сочинила хореографию для танцовщика Юрия Чулкова, одетого в джинсы и взаимодействовавшего с видеопроекцией. Тогда хореография была отрепетирована под «интерактив» экрана. Теперь же напротив танцующего дуэта стоит кинект – разработанный Microsoft прибор, освещающий движущиеся объекты инфракрасным светом и передающий на экран отраженную виртуальную тень, которую можно преобразовывать в самых причудливых вариантах. Калнберзин и Афонин выбрали красный, иголками диаграммы мерцающий контур танцующих тел – словно виртуальная «фотография» их кармы неспокойна, взнервлена, и это видно благодаря кинекту. Любопытно, что движение Ани и Ивана при мучительности посыла аккуратное, опрятное, благопристойное – страдая и расставаясь, они словно демонстрируют вышколенных современных людей, для которых внешняя благопристойность дороже личного счастья и смысла подлинных отношений. И это всегдашнее одиночество двух в дуэте наших дней.

«Моменты» – приятная интеллектуальная игра, body-mind исследование телесных привычек, попытка освободить тело от автоматизмов. Стремление двигаться свободно, непредзаданно – задача, которая звучит на очень многих тренингах и вообще является сверхзадачей свободных форм танца, действительно амбициозна и сложна.
На сцене – не танцовщики, но люди, которые пытаются двигаться непредзаданно и в процессе небыстрого перемещения по белому линолеуму под лампами белого дневного света очищают свое движение от телесных сценариев, которыми мы переполнены. Сценариев много, поэтому очищенного движения мало: кто-то подолгу застывает. Перед нами демонстрация того, как трудно двигаться честно, без «хореографии», которую тебе поставили – балетмейстер или ты сам. Необходимость жеста, шага здесь и сейчас – или выполнение автоматического телесного ритуала, всем понятного и удобного в этот миг. В буддизме подобное постоянное наблюдение за собой называется активной медитацией – ты живешь, но все время следишь за собой и честно подмечаешь, где ты соврал словом, поступком, интонацией, движением – вот этот процесс Ольга Цветкова и попыталась сделать публичным. Он малосценичен, умозрителен и чрезвычайно полезен. Каждому стоит попробовать дома, пока не пригласили в спектакль.

Хореограф Денис Бородицкий весь прошлый год посвятил учебе в Школе театрального лидера – и вынужденное отвлечение художника овладением административных skills’ов не могло не сказаться на художественном процессе: в коллективе появились бреши, танцовщики затосковали. Но к премьере «Эмпатии» сконцентрировались и собрали аншлаг. Свет приехал ставить Семен Давыденко, знаменитый световик витебского фестиваля современной хореографии.
И формально «Эмпатия» прозвучала. Денис Бородицкий обладает способностью обучить своей геометрически точной, с точно артикулированными кистями, стопами технике всех, кто к нему приходит. Четкость тел и выстроенных композиций микшируется неожиданными мягкими плие, синкопирующими паузами. Мышление хореографа объемно, нелинейно, движения не заканчивались на кончиках пальцев, продлеваясь в пространстве. Но заявленная в названии тема эмпатии – диалог освобожденных от шелухи потребительской цивилизации душ, «ночной телефонный разговор» вчувствования ближнего не задался. Мысли танцовщиков были заняты чем-то другим – возможно, предстоящим танцевальным шоу Первого канала, попасть на которое без практики у Бородицкого ребятам было бы трудновато.
