Танцевальный Мейерхольд

Январский обзор современного танца

 

В Центре имени Мейерхольда случилось пластическое посленовогодье: «Антикварный цирк» показал бессловесного и волшебного «Мандаринового ангела», «Три дня современного танца», спонтанный минифестиваль собрал спектакли Ивана Естегнеева и Анны Абалихиной, Ольги Цветковой, Дениса Бородицкого. ЦиМу идет современный танец: как часть современного искусства, пластический эксперимент любит такие сцены-трансформеры, и публика ЦиМа очень релевантна аудитории танцевальных спектаклей.
Цвета на час – оранжевый и белый

«Антикварный цирк» – чудесное молодое настоящее российского нового цирка. Члены братства Елены Польди очарованы лучшими образцами цирка и пантомимы, их цитаты из Финци Паска или Полунина коротки и легки, они уверены, что их диалог с залом – это кивки и шепот влюбленных в цирк заговорщиков, всегда готовых продолжить цитату и тут же забыть об этом, – в атмосфере надежной и ненавязчивой любви главное сама атмосфера, легкость и парение.

Кружевное плетение номеров, своевременность их смены, гипнотичность образов. Цвета на час – оранжевый и белый. Преувеличенно большой клубок оранжевой шерсти. Бесконечная змея оранжевого, только что связанного шарфа подкрадывается к кулисе. Раскачиваясь в кресле, набеленный ангел с белыми крыльями вяжет его… А вот цирковое ангелическое воинство отбивает чечетку на лыжах и крутит пируэты в воздухе – на лыжах и в лонжах.

Хорошо!

Принадлежность небесным сферам угадывается в повадке: невесомой, сдержанной, словно в гостях. Ангелические ушаночки, не будь такими белыми, отсылали бы прямо к гиперушанкам Зеленых из «Сноушоу». А так – может, зимний слёт Экзюпери. И, хвала небесам, «антиквары» нашли такие нежные аранжировки «Джингл беллз» и прочего музыкального Рождества и новогодья, что погружаешься в этот переливающийся огоньками звуковой аквариум с головой. Ну и тут уже раздают колокольчики, и зовут на сцену к елке, увешанной мандаринами – безо всякой громогласной анимации. Интонация нежного зимнего сна сохраняется до и после. 

Жалко, что, наверное, только под Новый год и показывают.
Фото: Алиса Калинина Кинектом жечь сердца

Piece a vivre, «Жилая комната», проект Ивана Естегнеева и Анны Абалихиной силен сотрудничеством двух личностей, которым есть что сказать танцем о сути отношений. Отношения, развивающиеся в тесном, по-больничному белом пространстве нарисованной (выдуманной ими?) общей комнате, очень быстро становятся болезненными, движения – стесненными и мучительными. Интересно, как это развитие видит компьютерная программа Derivative TouchDesigner и управляющие ей видеохудожники Евгений Афонин и Ян Калнберзин. Ян несколько лет назад сотрудничал с Анной в рекламном видеоролике джинсов «Левис», для которого она сочинила хореографию для танцовщика Юрия Чулкова, одетого в джинсы и взаимодействовавшего с видеопроекцией. Тогда хореография была отрепетирована под «интерактив» экрана. Теперь же напротив танцующего дуэта стоит кинект – разработанный Microsoft прибор, освещающий движущиеся объекты инфракрасным светом и передающий на экран отраженную виртуальную тень, которую можно преобразовывать в самых причудливых вариантах. Калнберзин и Афонин выбрали красный, иголками диаграммы мерцающий контур танцующих тел – словно виртуальная «фотография» их кармы неспокойна, взнервлена, и это видно благодаря кинекту. Любопытно, что движение Ани и Ивана при мучительности посыла аккуратное, опрятное, благопристойное – страдая и расставаясь, они словно демонстрируют вышколенных современных людей, для которых внешняя благопристойность дороже личного счастья и смысла подлинных отношений. И это всегдашнее одиночество двух в дуэте наших дней.
Активная медитация now

«Моменты» – приятная интеллектуальная игра, body-mind исследование телесных привычек, попытка освободить тело от автоматизмов. Стремление двигаться свободно, непредзаданно – задача, которая звучит на очень многих тренингах и вообще является сверхзадачей свободных форм танца, действительно амбициозна и сложна.
На сцене – не танцовщики, но люди, которые пытаются двигаться непредзаданно и в процессе небыстрого перемещения по белому линолеуму под лампами белого дневного света очищают свое движение от телесных сценариев, которыми мы переполнены. Сценариев много, поэтому очищенного движения мало: кто-то подолгу застывает. Перед нами демонстрация того, как трудно двигаться честно, без «хореографии», которую тебе поставили – балетмейстер или ты сам. Необходимость жеста, шага здесь и сейчас – или выполнение автоматического телесного ритуала, всем понятного и удобного в этот миг. В буддизме подобное постоянное наблюдение за собой называется активной медитацией – ты живешь, но все время следишь за собой и честно подмечаешь, где ты соврал словом, поступком, интонацией, движением – вот этот процесс Ольга Цветкова и попыталась сделать публичным. Он малосценичен, умозрителен и чрезвычайно полезен. Каждому стоит попробовать дома, пока не пригласили в спектакль.
Фото: Ксения Пустовалова Дефицит эмпатии

Хореограф Денис Бородицкий весь прошлый год посвятил учебе в Школе театрального лидера – и вынужденное отвлечение художника овладением административных skills’ов не могло не сказаться на художественном процессе: в коллективе появились бреши, танцовщики затосковали. Но к премьере «Эмпатии» сконцентрировались и собрали аншлаг. Свет приехал ставить Семен Давыденко, знаменитый световик витебского фестиваля современной хореографии.

И формально «Эмпатия» прозвучала. Денис Бородицкий обладает способностью обучить своей геометрически точной, с точно артикулированными кистями, стопами технике всех, кто к нему приходит. Четкость тел и выстроенных композиций микшируется неожиданными мягкими плие, синкопирующими паузами. Мышление хореографа объемно, нелинейно, движения не заканчивались на кончиках пальцев, продлеваясь в пространстве. Но заявленная в названии тема эмпатии – диалог освобожденных от шелухи потребительской цивилизации душ, «ночной телефонный разговор» вчувствования ближнего не задался. Мысли танцовщиков были заняты чем-то другим – возможно, предстоящим танцевальным шоу Первого канала, попасть на которое без практики у Бородицкого ребятам было бы трудновато.
Фото: Мария Субботина Осознанное сопереживание эмоциональному состоянию Другого была задумана как актуальная задача, но в этот раз она оказалась утопичной.  Сегодня – даже в рамках художественной жизни – каждый сам за себя. Надеюсь, учеба в ШТЛ и укрепившаяся вера в необходимость солидарности единомышленников приведет в коллектив Дениса новых верных людей.

Поделиться в социальных сетях:




Самое читаемое

  • «Не понимаю, что такого сотворил Женовач?»

    27 октября театральный мир сотрясли сразу две кадровые перестановки. Одна из них – в МХТ им. Чехова. Сергея Женовача по собственному желанию освободили от должности художественного руководителя, а на его место назначили Константина Хабенского. ...
  • Константин Хабенский озвучил свою стратегию

    Сегодня, 24 ноября, в МХТ им. Чехова прошел сбор труппы, на котором новый художественный руководитель озвучил свои планы на два сезона вперед.    «Разрешите я сниму маску в прямом и в переносном смысле», – сказал Константин Хабенский и начал сбор труппы с поздравлений всем, кто победоносно вернулся, а это Андрей Бурковский, Дарья Мороз, Игорь Золотовицкий и Николай Симонов – главный художник МХТ им. ...
  • Римас Туминас: «Талант не спасет, если нет вкуса»

    К столетию Театра им. Вахтангова Римас Туминас выпускает спектакль по одному из главнейших произведений в пантеоне русской классики – роману Льва Толстого «Война и мир». Главнейшему хотя бы потому, что едва ли не каждый зритель знаком с романом со школьной скамьи, а стало быть, сомнения и споры неизбежны. ...
  • Эдуард Бояков покинул пост худрука МХАТа им. Горького

    Эдуард Бояков ушел с должности художественного руководителя МХАТа им. Горького. Об этом он сообщил в Facebook. «Директор Владимир Кехман вечером предложил мне написать заявление. Я это сделал несмотря на то, что у меня пятилетний контракт. ...
Читайте также


Читайте также

  • Балеты трех знаменитостей покажут в Москве

    28, 29 и 30 марта в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоится мировая премьера балета Aurea («Золотое сечение») в постановке испанского хореографа Гойо Монтеро, чье имя уже знакомо российскому зрителю. ...
  • В Мариинский театр съехались балетные звезды

    В Петербурге стартовал международный фестиваль балета «Мариинский», который продлится до 22 марта. Программа составлена преимущественно из классических постановок: «Баядерка», «Дафнис и Хлоя», «Жизель», с участием примы-балерины Большого театра Ольги Смирновой, «Спящая красавица», где главную партию исполнит прима Королевского балета Великобритании Лорен Катбертсон, «Лебединое озеро», где выступит премьер Парижской оперы Жермен Луве. ...
  • Фильм к 100-летию великого хореографа выходит в прокат

    Документальный фильм «Каннингем», снятый Аллой Ковган как посвящение мастеру, рассказывает историю великого американского хореографа. Мерс Каннингем не только поставил множество знаковых спектаклей, но и фактически воспитал новое поколение хореографов. ...
  • Большой театр готовится к гастролям в Омане

    Балет «Онегин» в хореографии Джона Крэнко представят в столице Омана, где с 23 по 25 января пройдут гастроли Большого театра. В нынешнем сезоне это не первый визит ГАБТа на Аравийский полуостров. В конце прошлого года (31 октября – 1 ноября) на сцене Королевской оперы Маската с успехом проходили выступления оперной труппы и оркестра: Большой театр представил на главной сцене Омана оперу «История Кая и Герды» Баневича. ...
Читайте также