Новоселье у фонтана «Турандот»

Театр Вахтангова готовится к открытию Новой сцены

 
Вахтанговцы еще в 1985-м устраивали субботники, празднуя скорое появление новой сцены. Но вместо здания получили строительную «дыру». Работы на исторической «красной линии» Старого Арбата остановились, толком не успев начаться. «Когда я пришел в театр пять лет назад, здесь стоял заброшенный котлован, из которого торчали железобетонные сваи», – вспоминает директор Театра Вахтангова Кирилл Крок.
Сейчас на Новой сцене – строительная пыль столбом, но сразу видно – переезд не за горами. Готовы и складские помещения – декорации уже не придется возить с Беговой; и просторные театральные мастерские – ютится в цехе четыре на четыре метра тоже не придется. Театр получил 6500 м² площади вместо 2500 – нашлось место даже для душевых и тренажерного зала. «Здесь у нас будет мультимедийная библиотека для сотрудников», – говорит Крок, открывая двери в зал с панорамным окном и видом на старую Москву. Кстати, при застройке нового комплекса воссоздали исторический фасад. Он продолжает стиль неоклассицизма Театра Вахтангова.

«Родственные связи все равно должны существовать», – считает главный художник Театра Вахтангова Максим Обрезков. Поэтому в дизайн-проекте Новой сцены современные решения соседствуют с классикой. Классическая мебель окажется в окружении состаренных стен под темный бетон, с декоративной патиной. А терракотовый цвет, который преобладает на Основной сцене, авторы концепции решили передать через ржавчину – будут ржавые двери, ржавые шахты лифта, ржавые панели с надписями и цитатами театральных деятелей, от классиков до современников. «Есть ряд трудностей, которые мы должны преодолеть, чтобы воплотить все в жизнь, – предупреждает Максим. – Но в целом должно получится необычное театральное пространство».

Из современных придумок – интерактивная колонна, которая свяжет все три этажа и будет работать как информационный блок. Зрители смогут подойти, поводить руками по сенсорным экранам – и узнать подробнее об актерах, режиссерах и спектаклях Театра Вахтангова, в том числе о будущих премьерах. Но это еще не все – художники решили добавить фотографии, напечатанные на стекле, и пустить по стенам светящиеся витрины. Они должны опоясывать каждый этаж и «иллюстрировать» репертуар в выставочном формате.
«У нас есть классическая итальянская сцена на 1000 мест, полностью оборудованная верхней и нижней механизацией. Но теперь будет и сцена-трансформер – пространство, которое по желанию режиссера или художника можно «модулировать» и видоизменять, – рассказывает Кирилл Крок о главном приобретении. – Пойдемте за мной». Преодолев затемненные и труднопроходимые зоны, попадаем в блэкбокс, где тестируют выдвижной зрительный зал, или бличер. В собранном виде он напоминает стену и почти не занимает места. Механизм запускают с пульта – и за считанные минуты выезжает десять рядов. Их расположение может быть любым, не только традиционным. Из модульных станков можно собрать, например, каре или ринг, то есть расположить зрителей с четырех сторон от сценической площадки.

Дизайнерские решения блэкбокса не коснулись. Он должен быть предельно аскетичным. «В зрительской зоне – в основном темные тона, поэтому сначала была идея сделать зал как активное ярко-рыжее пятно, яркий апельсин, – поясняет художник. – Но потом, посоветовавшись, решили остановиться на черном цвете, чтобы зал оставался нейтральным. Здесь удивлять не будем ничем, кроме спектаклей». 
«Театр Вахтангова давно мечтал о новой необычной площадке. Только с легкой руки Петра Наумовича Фоменко зрительский буфет был превращен в Малую сцену, где играли легендарный спектакль «Без вины виноватые». Но это смешно – всего 65 мест !» – уточняет Кирилл Крок. Не сравнить с игровым пространством в 250 – есть где развернуться, причем всей труппе. Это директор, говоря о репертуарных планах, подчеркивает особо:

– Новое поколение вахтанговцев получит дополнительные возможности реализовать себя на Новой сцене. Но только их площадкой, их территорией она не будет. Это единый комплекс, с общими инженерными системами и творческими силами. Новая сцена должна разгрузить Основную и работать с ней параллельно.

К переезду готовится часть спектаклей текущего репертуара и планируются новые постановки. По словам Римаса Туминаса, ожидается мощный старт:

– Для нас важно, что откроет Новую сцену одна из великих актрис нашего времени, примадонна Театра Вахтангова Юлия Константиновна Борисова. Василий Лановой, Владимир Симонов и многие другие вахтанговцы. Мы планируем творческие проекты наших друзей. Думаю, в открытии сцены примет участие «гость» – мой Малый Вильнюсский театр. На сегодняшний день у нас уже готовятся четыре новых спектакля. Антон Яковлев приступил к репетициям по «Подростку» Достоевского. Пьесу Джона Патрика «Странная миссис Сэвидж» репетирует Владимир Иванов, в главной роли – Юлия Борисова. Анжелика Холина будет возобновлять свой «Берег женщин», с которым театр сейчас поедет в Германию, а, кроме того, будет делать пластический спектакль «Дом Бернарды Альбы». И у меня есть задумки к сентябрю поставить спектакль. Открыть Новую сцену мы хотим неделей премьер, то есть каждые два дня – новый спектакль Театра Вахтангова.
Еще несколько лет назад расширение площади, а значит, и мощности театра вдвое казалось почти невероятным, но вдруг вопреки привычным обстоятельствам ситуация переменилась. А дело было так...

– Начну с начала всей этой истории, – говорит Кирилл Крок. – В 2003 году Михаил Александрович Ульянов, на тот момент художественный руководитель, с согласия Министерства культуры и Росимущества заключил инвестиционный контракт, где говорилось, что Театр Вахтангова передает под застройку земельный участок, который принадлежит государству, и два здания общей площадью 2500 квадратных метров – «правое крыло театра», как его называли. Оно находилось за фонтаном «Принцесса Турандот», но тогда еще и фонтана не было.

Контракт был заключен с частной инвестиционной компанией, которая вязла на себя обязательства спроектировать и построить многофункциональный комплекс, включая Новую сцену. Ульянову обещали, что через четыре года все будет готово. Но эта история растянулась на долгих 12 лет.

В кризисный 2008-й у инвестора были сложности. Плюс поменялось законодательство – и выяснилось, что проект уже не соответствует правилам застройки исторического центра. Несколько раз он менялся, проходил разные согласования. В итоге строительство приостановили.

Мы перезапустили процесс и за пять лет вместе с инвестором, которому, конечно, надо сказать спасибо, несмотря на то, что есть много проблем, почти довели дело до конца. Конечно, за это он получает бесценные апартаменты на Арбате. Но Театр Вахтангова к ним никакого отношения не имеет. Мы получаем только Новую сцену. И, заметьте, построена она без бюджетных средств, без единого государственного рубля.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • «Вечно все, что человечно!»

    «Театр должен рождаться из студии», – заметил когда-то Станиславский.  В центре Москвы вот уже 40 лет живет и процветает театр «У Никитских ворот», созданный именно так 27 марта 1983 года.   В день юбилея, ровно в 18 часов, на Никитском бульваре начался настоящий праздник театра. ...
  • В Театре Сац состоится концерт к юбилею Рахманинова

    31 марта в Фойе Большой сцены Театра имени Наталии Сац состоится гала-концерт «Рахманинов. Весна. Юбилей» к 150-летию композитора.   К юбилею Сергея Рахманинова симфонический оркестр, хор и солисты оперной труппы Театра имени Сац представят программу из вокально-симфонических произведений композитора. ...
  • Театр эстрады откроют в этом году после реставрации

    Московский театр эстрады вновь откроется после реконструкции уже в этом году. Об этом сообщил мэр столицы Сергей Собянин во время встречи с творческим коллективом.   Театр расположен в доме на Берсеневской набережной с 1961 года и с тех пор практически не ремонтировался. ...
  • Назвали имена лауреатов премии МХТ в области искусств

    27 марта, в Международный день театра, в МХТ Чехова прошла первая церемония вручения наград победителям Премии Художественного театра. Премия в области искусств, учрежденная МХТ в юбилейный год, нацелена на поддержку молодых деятелей искусств до 35 лет. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Новый Рижский театр отменил премьеру с Чулпан Хаматовой

    В Новом Рижском театре отменили премьеру Gogolis. Nature Morte, где одну из ролей в должна была сыграть Чулпан Хаматова. Отмену объяснили «творческой неудачей». За более чем тридцатилетнюю историю театра под руководством Алвиса Херманиса это первый подобный случай. ...
  • Премьера «Тихий Дон» готовится в театре «Русская песня»

    4 и 5 марта в театре «Русская песня» состоится премьера спектакля «Тихий Дон». Режиссер Дмитрий Петрунь отразил в трехчасовой постановке самые яркие моменты жизни героев легендарного романа Михаила Шолохова. ...
  • Фотообъективная история: Андрей Миронов

    7 марта  –  82 года со дня рождения выдающегося советского актера театра и кино Андрея Миронова. Журнал «Театрал» решил напомнить историю фотографа Владимира Машатина, связанную со съемками артиста. ...
  • Театральный поход

    Что смотреть в московских театрах в марте: журнал «Театрал» подготовил для поклонников театра подборку пяти премьер, которые нельзя пропустить. «Амадей» Постановка Анатолия Шульева, ученика Римаса Туминаса, не о зависти – о неразделенной любви. ...
Читайте также