Художник как мишень

Свобода творчества становится опасной

 

В последние месяцы нападки религиозных активистов на современное искусство и его конкретных представителей участились и стали весьма радикальными. Свобода творчества даже в светских государствах становится не только проблематичной, но и подчас опасной для жизни.
«Тангейзер». Новосибирский театр оперы и балета Еще у всех на слуху январский теракт в Париже, в редакции французского сатирического еженедельника «Charlie Hebdo», унесший жизни двенадцати человек. И вот уже новая информация: 14 февраля в столице Дании Копенгагене неизвестные обстреляли кафе «Пороховая бочка», в котором как раз проходила дискуссия «Искусство, богохульство и свобода слова».

В результате перестрелки один из участников дискуссии был убит, ранены трое полицейских. В дискуссии принимал участие шведский художник Ларс Вилкс, который еще в 2007 году оказался в центре международного скандала из-за своей серии карикатур на пророка Мухаммеда. На этот раз, в отличие от своих французских коллег, ему удалось уцелеть.

Активисты православные пока не вооружаются автоматами, у них другое оружие: разоблачительная статья, обращение в суд или прокуратуру, попытка срыва концерта или спектакля. И правовое обоснование имеется в виде Закона о защите чувств верующих. А совсем недавно, 3 февраля, на официальном сайте Патриархии было опубликовано Постановление Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви, в котором также было проявлено беспокойство о судьбах отечественной культуры: «…участники Совещания выражают убежденность в том, что в данной области сегодня особенно требуется … умение отличить прекрасное от безобразного, гармонию от дисгармонии, культуру, возвышающую душу человека, от антикультуры, порабощающей его разрушительным порокам. Серьезную озабоченность вызывает практика финансирования таковой за счет налогоплательщиков, большинство которых не разделяет устремлений ее сторонников. Отдельного церковного анализа требуют молодежные субкультуры, в которых, наряду с искренним творчеством, нередко присутствует культ порока».

Вот только современный художник, режиссер или артист не защищен ничем. Да и по каким критериям предполагается обвинять человека искусства в «кощунстве», тоже не вполне понятно. В конце концов, Лев Толстой тоже когда-то был отлучен от церкви. А уж если вспомнить пушкинскую «Гаврилиаду» или его же «Сказку о Попе и работнике его Балде», придется и «нашему всему» предъявить немало обвинений, равно как и десяткам классиков во всех сферах искусства. Притом что большинство из них отнюдь не являлись врагами религии как таковой, а вечные «поиски Бога» почти всегда сопровождаются «еретическими» откровениями. То же можно сказать и о художниках современных, ставших жертвами противостояния церкви и современного искусства. Вряд ли хоть один из них имел изначальное намерение кого-то оскорбить или унизить. Да и вообще, в ХХI веке как-то нелепо говорить об очередной «охоте на ведьм», если признать факт, что цивилизация движется в поступательном направлении, а современное искусство развивается по иным законам, нежели церковные, не отрицая притом соблюдения общечеловеческих заповедей.

«Идеальный муж». МХТ им. А. П. Чехова Кстати, выпады представителей «православной оппозиции» против отдельных явлений искусства тоже могут показаться вполне оскорбительными. Достаточно вспомнить, как господин Энтео сотоварищи ворвались со своими обвинениями прямо на сцену Художественного театра в антракте спектакля Константина Богомолова «Идеальный муж». Или перечитать многочисленные опусы Льва Степаненко, омского священника – театрального критика, как он сам себя позиционирует. Вот, например, его мнение о режиссере Тимофее Кулябине: «…мы увидели в Онегине не пушкинского героя и в определенной степени гениального писателя Пушкина, а самого режиссера – сексуально подозрительно озабоченного, не имеющего ничего святого, циничного, отождествляющего себя с собственным Онегиным» («Лукавый: и я здесь был», БК55.ru, 23 июля 2014). И подобных высказываний у него найдется немало, не только о современных режиссерах, но и о драматургах, давно признанных классиками – Теннесси Уильямсе, например, или Мартине Макдонахе, да хоть о Максиме Горьком. Цитировать их здесь нет желания, но на сайте упомянутого омского издания они в изобилии.

Нынешний же февраль вызвал просто всплеск активности подобных обвинений, причем в их эпицентре оказался город Новосибирск, весьма значимый и знаковый на культурной карте России. Так, в начале февраля на сцене театра «Глобус» была сыграна премьера спектакля «Песни о Родине»  – совместной работы трех режиссеров (Дмитрия Егорова, Алексея Крикливого и Павла Южакова) с участием артистов так же трех театров – «Глобуса», новосибирского «Первого театра» и Томского ТЮЗа. И все бы ничего, не обратись Дмитрий Егоров к «Истории о православном ежике» по рассказу Майи Кучерской из ее книги «Патерик. Чтение для впавших в уныние». А там по сюжету некая белочка, не умеющая плавать, погибает в процессе крещения, успевая зато стать православной.

Реакция общественности не заставила себя ждать. На сайте Медиа-союза патриотических СМИ 10 февраля появляется комментарий Юрий Задоя, председателя новосибирского отделения общероссийского общественного движения «Народный Собор», члена координационного совета в защиту общественной нравственности и традиционных семейных ценностей: «Это профанация глубочайшего таинства, профанация веры, пародия на веру. Рассказ безответственный и вредный. Постановка явно провокационная. Цель одна – чтобы у детей православие, таинство крещения связывалось с принуждением, обманом, гибелью. Поскольку подсознание ребёнка будет хранить первые уроки. «Сказка - ложь, да в ней намек...ВСЯКИМ....молодцам УРОК!!!» Каким уроком может стать откровенное издевательство по поводу чрезвычайно важных основ христианской веры?!»

Режиссер Дмитрий Егоров в этот же день прокомментировал свою позицию для РИА ТОМСК: «Мы живем в православном мире, в котором есть православные юристы, православные журналисты и даже православные биологи. Поэтому лично я не вижу ничего страшного в том, что появляется басня о православном ежике и о том, как неумное использование великой идеи, какой является христианство, может привести к самым трагичным последствиям. Для меня это произведение нисколько не связано с понятием «церковь» и с понятием «вера». Речь в нем о том, что обычные люди не имеют права исправлять другого человека, принуждать его к чему-то, прикрываясь великой идеей. Мы все можем ошибаться. Ни символики религиозной, ни атрибутики, ни обрядов, не крестится никто. И текст Кучерской колкий, но совершенно безобидный. Хотя, конечно, «новосибирские православные активисты против православного ежика» – это хороший сюжет для новой комедии».
«История о православном ёжике». Томский театр юного зрителя В результате судьба этого спектакля сегодня оказалась под вопросом. Хотя ранее предполагалось, что «Песни о Родине» будут сыграны далее на малой сцене «Красного факела», затем в «Первом театре», после – в Томском ТЮЗе. Однако последний театр сразу же счел необходимым официально заявить о том, что этот театр «не ставил и не имеет намерения реализовывать постановку такого спектакля как «История о православном ежике», отметив также, что «проект создавался без привлечения бюджетного финансирования, а с привлечением средств компании «Гамма». Ситуация же с «Песнями о Родине», как говорят, станет одним из вопросов ближайших депутатских слушаний в Новосибирском законодательном собрании.

Но это были, по словам того же Юрия Задоя, еще цветочки. Ягодки же нашлись в опере «Тангейзер», премьера которой в постановке Тимофея Кулябина состоялась в Новосибирском театре оперы и балета в декабре минувшего года.  Дело в том, что Кулябин перенес действие оперы из средневековья в современность, рыцарь Тангейзер стал кинорежиссером и снял фильм о «потерянных» Евангелием годах жизни Иисуса. И нынешний Тангейзер предположил, что они прошли в знаменитом гроте Венеры, богини наслаждений.

Ни у кого из участников спектакля в «Сибирском Колизее» новый «Тангейзер» не вызвал оскорбления религиозных чувств, на что, собственно, и не был рассчитан. А вскоре было объявлено о том, что директор театра Борис Мездрич и спектакль «Тангейзер» стали лауреатами профессионального национального издания «Музыкальное обозрение» 2014 года. Это единственная в России профессиональная премия в области академической музыки. Причем слова «профессиональное издание» в этом контексте крайне важны. Кстати Борис Мездрич, который  является одной из наиболее значимых персон российского директорского цеха, и Тимофей Кулябин, чей спектакль «Онегин» в «Красном факеле», стал обладателем специальной премии жюри «Золотой Маски», сделали достаточно для превращения Новосибирска в одну из театральных столиц России.
«Tannhaüser». Режиссер Роберт Карсен Зато вот как характеризует молодого режиссера тот же Юрий Задоя в упомянутом комментарии: «Этот режиссёр ведёт себя как шпана, которая кривляется в своей бездуховности и отсутствии таланта». А далее тон заметки становится угрожающим: «Если эта мерзость и богохульство, уголовщина повторится в марте – то министр культуры области В.И. Кузин будет соучастником преступления».

К обсуждению «Тангейзера» подключились и церковные власти. По сообщению информационного агентства «Тайга. Инфо» от 13 февраля, Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон обратился в прокуратуру и региональное Законодательное собрание по поводу оперы «Тангейзер», в которой «не по назначению используется символика церкви», а потому «нарушающей права верующих» и тем самым способствующей «дестабилизации в обществе».

Тимофей Кулябин 15 февраля прокомментировал эту ситуацию для интернет-издания «Открытая Россия»: «Люди, которые видят в этом спектакле выпад против христианских ценностей, не очень внимательно отнеслись и к сюжету новой постановки, и к тому, что имелось в виду в оригинальном либретто. Приглашаю всех усомнившихся посетить ближайшие спектакли и не доверять поспешным выводам, сделанным, как правило, на основании публикаций в СМИ. Напоследок имеет смысл напомнить, что весь конфликт оперы Вагнера (который пережил периоды и атеизма, и истового католицизма) имеет отношение к католической вере, и сама ситуация паломничества Тангейзера в Рим за отпущением грехов у Папы выводит сюжет за рамки православия. Все это создает достаточную дистанцию между православными верующими и реалиями постановки».

В результате, по последней информации из Новосибирска, Борис Мездрич и Тимофей Кулябин на предстоящей неделе вызваны в прокуратуру. Вероятно, «отвечать» за культурную политику города придется и нынешнему министру культуры Василию Кузину. Соблюдать законы, безусловно, нужно. Только вот, кажется, что нынешняя «дестабилизация общества», его чрезмерно возросшая агрессивность, вызваны какими угодно – политическими, экономическими, финансовыми – причинами, но уж точно не театральными.

«Театрал» будет следить за развитием событий.

  • Нравится



Самое читаемое

  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • «Звезда театрала» представляет шорт-лист

    Дирекция международной премии «Звезда Театрала» завершила обработку результатов зрительского голосования по лонг-листу и сформировала шорт-лист премии. Теперь в каждой из номинаций осталось по три претендента на награду, и голосование начинается с нуля. ...
  • «МХТ порадует новыми названиями и известными именами»

    До открытия театрального сезона в МХТ им. Чехова остается совсем немного времени. 7 сентября на традиционном сборе труппы Сергей Женовач объявит о творческих планах на новый сезон. А сегодня о готовности театра к встрече со зрителями рассказывает первый заместитель художественного руководителя-директора Марина Андрейкина. ...
Читайте также


Читайте также

  • Александр Березкин: «Поддержка для меня много значит»

    17 августа в Общественной палате РФ прошел круглый стол, где обсуждали положение детских школ искусств в России. Настоящим взрывом стало выступление доцента Московской консерватории Михаила Лидского, который говорил на самую страшную тему – ложных клеветнических обвинений в педофилии, которые уже сейчас прошлись катком по судьбам людей. ...
  • «Казус Березкина»: в поддержку педагога, попавшего в «план по педофилам»

    Продолжается расследование дела театрального педагога Александра Березкина, обвиненного в развратных действиях по отношению к несовершеннолетней. Дело возбудили на основании заявления одной из родительниц... За педагога вступилось множество его коллег, родителей его воспитанников. ...
  • Помощник бухгалтера «Седьмой студии» заявила о давлении следствия

    В понедельник, 15 июня, на заседании в Мещанском суде помощник бухгалтера «Седьмой студии» Элеонора Филимонова отказалась от данных ранее показаний, она сообщила о давлении на нее следствия.   Свидетель по делу «Седьмой студии» Элеонора Филимонова заявила, что помогала бухгалтеру «Седьмой студии» Нине Масляевой с оформлением документов, о хищениях ей известно в тот период не было. ...
  • «Современник» высказал коллективное отношение к ДТП с Михаилом Ефремовым

    Театр «Современник» прервал недельное молчание и опубликовал официальное заявление по ДТП с участием Михаила Ефремова, назвав случившееся огромной трагедией и общей болью.   «Друзья! Наше молчание было вызвано шоком и попыткой осмыслить то, что произошло с одним из самых близких людей «Современника» – Михаилом Ефремовым. ...
Читайте также