Сергей Юрский отмечает юбилей

 

Сегодня Сергей Юрский празднует свой 80-й день рождения. В 1957 году он был принят в труппу БДТ под руководством Товстоногова и за 20 лет создал десятки ролей классического и современного репертуара. С 1978 года служит в Театре Моссовета, в котором выступает и как актер, и как режиссер. Наибольшую известность Сергею Юрскому принесли кинематографические работы: «Республика ШКИД», «Место встречи изменить нельзя», «Любовь и голуби». Юрский создал лучший образ авантюриста Остапа Бендера в фильме «Золотой теленок». Кроме того, он прекрасный писатель. Из-под его пера вышли книги: «Кто держит паузу», «В безвременье», «Узнавание», «Сюр», «Жест», «Содержимое ящика», «Театр Игоря Вацетиса», «Эжен Ионеско в переводах Сергея Юрского», «Игра в жизнь». В 2011 году актер стал лауреатом премии «Звезда Театрала».
Павел Хомский, художественный руководитель Театра Моссовета
- Я знаю Сергея Юрского с Ленинграда. Он был ещё студентом театрального, когда сыграл на сцене БДТ в спектакле «В поисках радости». Видел я его работы и в постановках «Океан», «Три сестры», «Синьор Марио пишет комедию», но самой необычной была роль Чацкого в «Горе от ума». Он вызывал неоднозначную реакцию, потому что таких Чацких еще не было. Это был не фрачный герой, декламирующий монологи, а интеллигент, человек не сильный, а слабый. Он даже в обморок падал.

На Юрского ходили. Он актёр характерный. Яркий, заразительный, разнообразный. Он ставил спектакли и сам же в них играл. Но у него сложились сложные отношения с Товстоноговым. Георгий Александрович не мог допустить, чтобы в его театре кроме него кто-то ставил. Он считал, что таким образом создаётся театр в театре, а это уже раскол.

Потом Юрский переехал в Москву и пришёл работать к нам. Двадцать лет назад я поставил «Фому Опискина» с ним в главной роли. До сих пор идёт спектакль. Никаких конфликтов у нас не возникало. Он талантливый актёр, который не только слышит режиссёра, но и сам предлагает много неожиданного.

Режиссёр он парадоксальный. Не случайно увлекается драматургией абсурда. Ставил «Стулья» Ионеско. Сейчас у нас на Сцене под крышей идут две его постановки: «Вечер абсурда» и «Предбанник». Он себя реализует чрезвычайно интересно. Исключительный актёр, прекрасный режиссёр, замечательный писатель. Умный собеседник. С ним интересно общаться. Когда-то это называлось «человек эпохи Возрождения», сейчас принято говорить «звезда», так вот Серёжа Юрский – многонаселённая планета!
«Почистить глаза и уши – гигиена необходима. Ее в искусстве все меньше. Уши заткнуты вазелином и пластилином шоу. Драматический театр слова, театр диалога ушел, он почти не существует. Абсурд для меня – резервация, в которой возможен драматический театр» (Сергей Юрский).
Наталья Данилова, актриса
- О Сергее Юрьевиче я могу говорить часами и столько же восторгаться им. Я смотрела все его спектакли, но ничего не могу выделить. Все, что сделал этот человек, и мне кажется почти безупречным. Когда я оканчивала институт, он с семьёй уже собрался уезжать из Ленинграда. Товстоногов брал меня в спектакль «Дачники», на роль Юлии Сусловой, которую играла Наташа Тенякова. Позже мне и её Марья Антоновна  в «Ревизоре» перепала. Я познакомилась с ними, когда пришла работать в БДТ. Меня потрясло, насколько они с Наташей близкие люди. Они говорят на одном языке.

Я видела все фильмы с участием Сергея Юрского, стараюсь не пропускать спектакли. Смотрела недавние «Полёты с ангелом», когда они были в Петербурге на гастролях.  Сергей Юрьевич, конечно, фигура колоссального масштаба. У него нет незначительных ролей. Он может быть смешным, сдержанным, хитрым, но я ему верю, и никого на его месте представить себе не могу. 

Себастьян Аларкон, кинорежиссёр
- Когда я начинал работать на Мосфильме над одной из первых своих картин «Падение Кондора», то искал актёра, который мог бы сыграть некий протопит диктатора Пиночета. Нужен был типаж латиноамериканца. Мы перепробовали несколько известных актёров, и мой оператор Михаил Аранович предложил Юрского. У меня тут же возник образ Остапа Бендера, и я испугался, но потом вспомнил литературу. «Осень патриарха» Маркеса, «Превратности метода» Карпентьера, «Я Верховный Бастоса». В этих романах все персонажи диктаторов были властными, кровожадными авантюристами, и я смирился с идеей, что Юрский может быть подойдёт для такой смеси Пиночета, Самосы, Стресснера. Как только он приехал на студию, мы надели на него костюм с орденами, фуражку, дали текст, который он быстро выучил, сняли на видео и показали ему. Он понял, что это будет интересно, а я был рад, что нашёл артиста, и что он согласился сниматься у начинающего режиссера. Я и сейчас неважно говорю по-русски, а тогда говорил ещё хуже.

Сергей Юрьевич профессионал, дисциплинированный человек, но к работе подходил творчески, все время предлагая интересные ходы, неожиданные решения сцен. Кроме того, он стремился сделать то, чего в сценарии не было, как ни парадоксально это звучит – придать жестокому диктатору человеческие черты. Он обогатил не только свою роль, но и весь сценарий.

Ко второй картине «Выигрыш одинокого коммерсанта» я уже окреп как режиссёр, да и сценарий, который написал Александр Адабашьян, был лучше. Я предложил Сергею Юрьевичу совершенно противоположную роль обанкротившегося издателя маленькой газетёнки. Он сыграл просто превосходно. Его работа одна из лучших в фильме, она как маленькая жемчужина. Он представлял картины в Доме кино и был рад, что сыграл эти роли. Я мечтаю с ним ещё поработать, но пока так и не нашёл материала, чтобы его пригласить. Надежды не теряю, может всё ещё будет. 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Дарья Юрская: «Мама самый щедрый человек»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Наталья Назарова: «Большая тайна, почему умный человек впадает в иллюзию»

    На Малой сцене МХТ им. Чехова состоялась первая премьера сезона – спектакль по мотивам повести Андрея Платонова «Ювенильное море». Режиссер Наталья Назарова рассказала «Театралу» об опасности коллективных иллюзий, роли личной ответственности и информационном мире. ...
  • Шамиль Хаматов: «Несостоявшийся энергетик»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Марк Розовский: «Мальчик, не болей!»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
Читайте также