Под занавес года сразу несколько тем стали топовыми в блогосфере. Здесь и разговор о недостатке общей культуры, и 100-летний юбилей Камерного театра, и несправедливо лишившийся своего помещения Театр.doc.
Евгения Шерменева, директор Федерального центра по поддержке гастрольной деятельности:
– Мне кажется, лучшее, что может случиться с юбилеем Камерного театра, это когда каждый расскажет о нем свою историю.
Когда-то давно я ужасно любила шить. Машинка была ножная подольского завода. Стояла на кухне у окна за холодильником ЗИЛ. Над машинкой висела лампа типа бра, а над лампой приемник радиоточки. Училась я в школе, классе в 7-8. И по вечерам шила что-нибудь необязательное. И слушала радио. А по радио был рассказ об Алисе Коонен и ее записи, как она читала для радио – сейчас плохо помню что, но видимо, это единственное, что она могла делать после разгрома театра – записи на радио. И вот эта ее нарочитая декламация меня завораживала. И имя Алисы Коонен у меня до сих пор ассоциируется с зимним вечером, пластмассовым приемником и светом бра над швейной машинкой. Когда я смогла найти ее воспоминания, я прочитала их взахлеб. На первом курсе заочного в ГИТИСе по источниковедению надо было сдать работу – и я сдала – конспекты мемуаров Алисы Коонен.
Елена Гремина, директор Театра.doc:
– По многочисленным просьбам – про то, что сейчас с «доком». Ничего не помогло – получили письмо из Департамента имущества – освободить помещение. Как я уже писала, мной было послано письмо мэру с упоминанием того, что мы 12 лет арендуем эту площадку, которая до нас была аварийным помещением, письмо перечислением наших наград и заслуг. И с просьбой – нет, не подарить нам или отдать в безвозмездное пользование строение 1 дома 11-13! – а всего лишь продлить с нами договор и дать время для устранения нарушений по перепланировке. С этой же просьбой – оставить нас в нашем подвале – обращался Союз писателей, худруки академических театров, 200 российских драматургов, в том числе такие далекие от «дока» как Александр Гельман, Николай Коляда, Евгений Гришковец, отдельное письмо написал Том Стоппард. Еще было письмо Джона Фридмана, подписанное Марком Равенхиллом и еще тремястами иностранными режиссерами, актерами, драматургами. А еще есть письмо Оксаны Мысиной, под которым 6500 подписей, где подписывались и заслуженные театральные деятели, и обычные зрители. <…> ОТКАЗАНО ВСЕМ <…>.
Марина Дмитревская, редактор «Петербургского театрального журнала»:
– Вот что стало характерно для нашей жизни? Пишешь журналисту: у вас в тексте ошибка, вы не знаете людей, не разобрались в ситуации, и это очень жаль, дорогой журналист общего профиля... Нельзя быть вне контекста... А получаешь в ответ: вы ангажированная дура, бездарная истеричка, с вами никто не хочет сотрудничать, заткнитесь...((((
То есть вообще невозможен диалог на культурном уровне... И с режиссерами так стало – отгавкиваются тут же в «Фейсбуке»... Собачья жизнь – она и есть собачья. Вот все и собачатся.