Жестокие игры

Кама Гинкас выяснял, «Кто боится Вирджинии Вулф?»

 

В МТЮЗе состоялась премьера давно не шедшей пьесы Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вулф?» В предпремьерном интервью Кама Гинкас сказал, что пьеса Олби нравилась ему со студенческих лет; в 80-е он хотел поставить эту пьесу во МХАТе. В спектакле заняты двое мастеров старшего поколения МТЮЗа – Ольга Демидова и Игорь Гордин и новички в труппе – Мария Луговая и Илья Шляга.
Действие пьесы «Кто боится Вирджинии Вулф» Кама Гинкас разворачивает в фойе театра, и театральные лестницы стали главной частью декораций. Кроме них по периметру расставлены диван, кресла, барная стойка, несколько стульев на колесиках. Проходя мимо зрителей, Марта – Ольга Демидова задевает их подолом тяжелого золотого платья. Но от этого ощущение нереальности происходящего отнюдь не исчезает.

В черно-белом фильме Майка Николса «Кто боится Виржинии Вулф?» пряные садомазохисткие игры супружеской пары Марты – Элизабет Тейлор и Джорджа – Ричарда Бертона разворачивались на фоне ночного университетского городка. И было абсолютно понятно, что все изгибы и нюансы прихотливых их взаимоотношений взращены и обусловлены сонной одурью благополучной академической жизни в богатой и безмятежной стране. Студенткой, пожив немного в гостях в Оксфорде у друга-аспиранта, – я чуть лучше узнала из его рассказов это размеренное существование, с обязательными преподавательскими обедами, узкой клановой замкнутостью, ничем не нарушаемой регламентированностью, порождающей либо тихих алкоголиков, либо бодрых любителей гольфа. В России что-то подобное этой профессорской среде начало возникать в конце ХIX – начале ХХ века (см. воспоминания профессорского внука Александра Блока или профессорского сына Андрея Белого). Тогда психопатологические игры, утонченные интеллектом и всей нервной атмосферой Серебряного века, были в большом ходу. Вся послереволюционная история ХХ века прицельно и беспощадно разрушала академическую безмятежность наших интеллектуальных сообществ, занятых борьбой за выживание, а отнюдь не праздными играми в бисер. Возможно, только неподвижное болото позднего застоя как-то стимулировало погружение в домашние игры и уход в жизнь-фантазию. И недаром на самом его излете возникла блестящая постановка Валерия Фокина «Кто боится Вирджинии Вулф?» в «Современнике» с Галиной Волчек, Игорем Квашой, Мариной Нееловой…

Наше время за окном точно меньше всего дает возможность задернуть шторы и погрузиться в психопатологические причуды подсознания. «Кто боится Вирджинии Вулф?» – пьеса, даже не перпендикулярная нашей с вами реальности, она просто воспринимается как повествование из жизни марсиан.

Привыкнув, что любая постановка Гинкаса непременно включает тебя в ток мирового напряжения, – постоянная публика МТЮЗа испытывает определенный психологический ступор, но вот «простой» случайный зритель искренне радуется и остроумию текста Олби и смешным актерским импровизациям-отсебятинам. «Кто боится Вирджинии Вулф?» – редкий для Гинкаса опыт, когда рецепт «расслабьтесь и получайте удовольствие» работает на все сто.

В своем интервью Кама Гинкас объяснял, что пьеса «настолько хороша, роли настолько замечательно прописаны, что не хочется никаких театральных изысков, сложных мизансцен, громкой музыки и прочих театральных фокусов». Отказавшись от постановочных изысков, режиссер погрузился в выстраивание тончайшей паутины отношений, объединяющих между собой хозяев дома и их ночных гостей.

Актеры МТЮЗа играют с точным чувством баланса жанра трагифарса. Каждая ситуация, реплика могут взорваться смехом (в этом спектакле на удивление много непосредственно-смешного) или драмой. Яркая эксцентричность Марты оттеняет тонкую иронию Джорджа – Игоря Гордина. А податливое простодушие Ника – Ильи Шляги контрастирует со сложной девочкой Хани – Марией Луговых. Сотрудничество молодой актрисы и режиссера началось на сцене Александринского театра ролью Гедды Габлер. И вот в Хани Мария Луговая сыграла еще один вариант юной девушки, которой ночами снятся кошмары и которая превращает в кошмар собственную жизнь.

Хани в постановке МТЮЗа – совсем подросток в коротком детском платьице, с ангельской непосредственностью реакций. Но этот маленький ангелочек уже изломан, искорежен какой-то неведомой нам жизнью, измучен – страхами, абортами, алкоголем, таблетками. То, что для Ника, Марты и Джорджа, всего лишь бодрящая, хотя и жестокая игра, для Хани – часть ее болезненного мира. И, пожалуй, она единственная, за кого в финале становится страшно и кого становится жалко. В конце концов за игры взрослых всегда платят дети, причем не выдуманные дети, а самые что ни на есть доподлинные и реальные.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
  • «Каждый, кто учился у Мягкова, гордится, что был его учеником»

    Андрей Мягков  был родом из семьи ленинградских интеллигентов. Отец – профессор технологического института, мама – инженер-механик. Сам Андрей Васильевич окончил химико-технологический институт, но приехавшая из Школы-студии МХАТ комиссия кардинально изменила его судьбу. ...
  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • Умер Андрей Мягков

    Актер Андрей Мягков умер в возрасте 82 лет, сообщила пресс-служба МХТ им. Чехова.  Прощание с Андреем Мягковым пройдет в МХТ им. Чехова 20 февраля. В 10. 00 начнется гражданская панихида в театре, после нее - отпевание в Храме Воскресения Словущего на Успенском вражке. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Как остаться человеком, а не частью системы»

    Театр «Сатирикон» представил первую в 2021 году премьеру – спектакль «Близкие друзья» режиссера Сергея Сотникова по повести Евгения Водолазкина. Спектакль рассказывает о трех друзьях из Германии, которых разлучила Вторая мировая война. ...
  • Последний герой: «Бэтмен против Брежнева»

    Что делал бы Бэтмен, будь он не американским миллиардером, а советским гражданином в эпоху застоя? В спектакле-фантасмагории Саши Денисовой это тишайший писатель-неудачник, очень осторожный, не конфликтный и исключительно порядочный человек. ...
  • Надувательская земля

    В пространстве «Сцены Под крышей» в рамках программы по работе с молодой режиссурой Театра Моссовета вышла премьера «Игроков» Гоголя в постановке Павла Пархоменко. Любопытно, что классическая комедия, уже 180 лет не сходящая со сцены, оказалась интересна и востребована, прежде всего, у молодежной аудитории. ...
  • Чацкий вернулся с митинга

    У каждой эпохи свой «Гамлет» и свое «Горе от ума». Удивительная пьеса Грибоедова уже 200 лет остается лакмусовой бумажкой общества: изменилось ли в нашем отечестве хоть что-нибудь иль нет? Раньше казалось, что да – изменилось, и речи Чацкого уже не трогали так сильно, и симпатии порой оказывались на стороне Фамусова, озабоченного не разрушением, но созиданием и сохранением – дома, семьи. ...
Читайте также