Бедность не пророк

Как театрам выживать во время кризиса?

 

Финансовый кризис, черты которого в очередной раз проявились в России, естественным образом отразится и на отечественном театре. «Театрал» поинтересовался у директоров, как они ищут выход из сложившейся ситуации.

Юрий Итин, директор Российского театра драмы имени Федора Волкова (Ярославль):


– В первую очередь мы будем оптимизировать штатное расписание, хотя это самый болезненный процесс. Это коснется всех театральных служб, но без ущерба для творчества. Во-вторых, пересмотрим свои планы в области технических, ремонтных работ. Выделим моменты первостепенные, отложим то, что способно подождать какое-то время.

Но я уверен, что на количестве запланированных спектаклей кризис не отразится. Очень надеюсь на то, что не рухнет и посещаемость театра, основанная на зрительском доверии к нему. Ценовую политику на билеты мы сейчас менять категорически не будем.

Один из самых сложных вопросов – это сохранение наших фестивалей, особенно Волковского, который в последние годы вышел на серьезный международный уровень. Я рад, что в Ярославле уже успели побывать театры из Японии, Венгрии, Германии, Литвы, других стран. Естественно, приезд любого иностранного коллектива связан с крупными транспортными расходами, предусмотрена и гонорарная часть. И сейчас мы вместе с нашими зарубежными партнерами будем делать все возможное для того, чтобы эта фестивальная линия не прервалась. Я очень надеюсь, что к сентябрю 2015 года, когда должен состояться очередной Волковский фестиваль, ситуация отчасти стабилизируется. У нас ведь уже и афиша предварительно намечена на уровне договоренностей. А дальше будем исходить из возможностей бюджета.

Сегодня минимальная продолжительность рабочего дня у администрации театра 12 часов: нужно каждый день оценивать экономическую ситуацию, понимать, что можно успеть купить за старую цену, с кем договориться и т.д. Мозги начинают быстрее работать, расслабиться не получается.

Но никакой паники или отчаяния нет. Мой жизненный опыт напоминает, что времена были самые разные, в том числе и значительно хуже нынешних. Мы их пережили, переживем и эти. Ну не голову же пеплом посыпать? Мы, руководители, обязаны вселять в свой коллектив надежду, что все рано или поздно нормализуется. Если же и мы начнем впадать в отчаяние, транслировать неуверенность, то тогда все рухнет. Театр – это творчество, безусловно. Но он еще и конвейер: три репетиции и два спектакля в день. И конвейер этот должен работать, несмотря ни на что. Если же уходить в депрессию, то ничего не будет.

Марина Зорина, директор Пермского ТЮЗа:


– Придется обратиться к практике великого прагматика Робинзона Крузо и поделить написанное на две воображаемые части, где будут учтены плюсы и минусы надвигающейся действительности. Ясно, что увеличится разрыв между богатыми и бедными. Для пермских театров это значимо, так как финансирование краевых и муниципальных театров отличается значительно, несмотря на то что мы работаем в одном городе и зритель у нас один и тот же. Минусы: финансирование сокращено, нас об этом уведомили тихо, без лишнего шума (ну, чтобы без эмоций) во время получения бюджетной росписи 2015 года. Поскольку Пермский ТЮЗ является автономным учреждением культуры, мы решили сами, какие статьи расходов будем сокращать. Одна из них – поездки на фестивали и гастроли. Они для нас всегда были очень затратной и почти неподъемной статьей расходов, поскольку мы – театр муниципальный. А логика учредителя непререкаема: вы обязаны обслуживать зрителя своего города. Придется сократить и наш весьма слабый рекламный бюджет. Еще туда же – в минусы: все расходы просчитаны в ценах текущего года, а ведь они точно вырастут. Отсюда самая больная проблема года – заработная плата. Инфляция и нестойкий рубль быстро «съедят» повышение последних лет.

Однако неслучайно кризис называют временем поиска возможностей. Первый плюс – это наши зрители (наполняемость зала составляет в среднем 94%, а в активные месяцы театрального сезона – около 100%). Но инфляция коснется не только нас, поэтому главная наша задача – сохранить публику, используя гибкую политику цен на спектакли.

Второе, что мы научились делать в последнее время, – это принимать участие в различных грантовых конкурсах и проектах. Именно так мы обеспечиваем в последние пять лет постановочные средства, которых нет в текущем финансировании, и средства на фестивальные поездки. Сейчас нам этот опыт очень пригодится.

Анна Якунина, директор Хабаровского ТЮЗа и Театра кукол:


– Вопрос о том, коснется ли нас кризис, уже не актуален. В нашем регионе секвестирование прошло еще в июле 2014 года. В крае миллиардные займы и долги. Причем отобрали месячный фонд заработной платы – лично я впервые сталкиваюсь с ситуацией, чтобы сокращали защищенную часть бюджета. При этом не было корректировки госзадания, плановые финансовые показатели никто не поменял, более того, учредитель требует обязательного их исполнения. Поскольку у нас постатейное финансирование, последние два месяца коллектив получает усеченную заработную плату. Формально обязательства выполнены, минимум сохранен, «рубанули по стимулирующей».

В текущем сезоне количество постановок будет плановым, на фестивали, которые были в плане, мы съездили, провели ряд гастролей. Это стало возможным только потому, что мы выиграли четыре гранта. Это стало нашим «спасательным кругом». Что будет со зрителем? Прогнозировать сложно, но предполагаю, что провал наметится в феврале-марте. Как будем выходить из кризиса? Будем решать проблемы по мере их поступления! Заявления властей настораживают – говорят, что будет еще хуже и предстоит еще одно сокращение бюджета от уже существующих объемов. В связи с этим нам уже практически отказали в финансировании выезда на «Золотую Маску» – предлагают за свой счет.

Алла Точилкина, директор Челябинского Молодежного театра:


– Конечно, придется отказаться от масштабных и дорогостоящих постановок. Это минус. Но в этом есть и плюс – режиссеры просто будут вынуждены больше работать с актером, что в перспективе даст рост уровня актерского мастерства. И еще один плюс: появится больше мобильных спектаклей, которые проще вывозить на гастроли. Так что мы гастрольную деятельность планируем только расширять.

Мы не собираемся сокращать запланированное количество спектаклей. Да, труднее будет проводить фестивали. Это громадный минус. Но, может быть, вырастет уровень самих фестивалей и на них не будут попадать случайные постановки?

Теперь о том, что касается возможного оттока зрителей. Это вряд ли. В периоды кризисов посещаемость зрелищных мероприятий – в том числе и театров – только возрастает, и это факт. Тем более что театр есть и останется самым доступным из зрелищ – я имею в виду цену на билеты, которая в Челябинске в разы ниже, чем цена билетов в кино, цирк и т.п. Так что, возможно, мы еще и получим нового зрителя, «поневоле» пришедшего в театр и оставшегося там на всю жизнь.

В подобных обстоятельствах судьба дает шанс под благовидным предлогом перенаправить финансовые потоки. Хотя ручеек, из которого театры питались до сих пор, и так трудно назвать потоком.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Альметьевск. «Летом нас ждет много работы»

    Директор Альметьевского драматического театра Фарида Исмагилова рассказала «Театралу», что ждёт театр и зрителей после карантина: о блоке премьер, масштабной реконструкции сценического комплекса, а также о своем отношении к спектаклям онлайн. ...
  • Минкульт надеется, что театры откроются в сентябре

    Российские театры начнут возвращаться к привычному формату работы в августе после завершения режима самоизоляции, связанного с пандемией. Об этом сообщила министр культуры РФ Ольга Любимова на заседании комитета Госдумы по культуре. ...
  • «На государство мы привыкли не рассчитывать»

    Сцена из спектакля «Человек из Подольска», реж. Михаил Угаров Кризис, вызванный пандемией коронавируса, тяжелее всего ударил по небольшим частным театрам и театральным компаниям, которые, в отличие от крупных государственных учреждений, не надеются на господдержку и все обычные расходы выплачивают из собственных средств. ...
  • В Крыму пропал Леонид Ошарин

    Заместитель министра культуры Москвы Леонид Ошарин без вести пропал в Крыму. Об этом сообщает «Общественная служба новостей». Информацию подтвердила  «Театралу» дочь чиновника Анастасия Ошарина. «Информация правдивая. ...
Читайте также