Без тормозов

Почему зрители предпочитают добираться в театры на метро

 

Столичный департамент культуры еще в марте 2013 года предлагал перенести начало спектаклей в театрах на 20 часов. По мнению Сергея Капкова, это могло бы облегчить жизнь той части зрителей, которые ездят на машине…
Дело в том, что большинство москвичей заканчивают свой рабочий день в 18 часов, а с учетом пробок добираться в театр за час все равно что крутить рулетку судьбы: при наличии в кармане дорогих билетов и при 10-балльной плотности движения ставки возрастают в разы.

Парковка на соседней улице


Проект широко обсуждался (в том числе и на сайте «Театрала»), однако худруки центральных театров предпочли все оставить, как есть. Режиссер Театра Моссовета Павел Хомский выступил, например, с такой позицией:

– Когда Москва была в рамках Садового кольца, это была одна ситуация, можно было за 10-15 минут добраться даже из отдаленного района в театр. Сейчас огромные спальные районы, куда добираться нужно 1,5 часа, и перенос с 19 на 20 часов практически отрежет для какой-то части зрителей возможность бывать в театре.

Перенос не состоялся, и жители тех самых дальних районов все равно вынуждены отказываться от визитов в театр. Причем пробки – это еще полбеды (в эпоху GPRS свой путь можно рассчитать заранее). Гораздо сложнее обстоит дело с парковками.

– Отправились мы в Театр Маяковского на спектакль «Таланты и поклонники», – рассказывает постоянная читательница «Театрала» Юлия Гунченко. – Специально выехали заранее. Сэкономили кучу времени, поскольку возле театра мы оказались за сорок минут до начала. В мечтах промелькнула мысль о буфете с бокалом шампанского. Но вдруг выяснилось, что все парковки заняты. Ничего страшного, времени еще много… Решили парковаться на соседних улицах, однако и там ничего не нашли. В череде бесконечных блужданий мы сделали крюк и, неожиданно для самих себя, оказались в пробке на Большом Каменном мосту за… четыре минуты до начала спектакля. Причем в противоположную сторону. Не помню уже, как развернулись. Рванули к Никитским Воротам, где на наших глазах увидели отъезжающий автомобиль. Стали на его место и бегом в театр. В зал мы попали ровно в тот момент, когда уже свет погасили. И за спиной, конечно же, мы услышали недовольный возглас билетерши: «Не могут без опозданий!»

«Артисты опаздывают на репетиции»


По данным ГИБДД, в столице сегодня 5,5 млн. машин. Это чуть больше трехсот автомобилей на 1000 человек. Причем ежегодно цифры растут, и ситуация внутри Садового кольца, понятно, не улучшается.

Счастливое исключение составляет разве что Московский ТЮЗ в Мамоновском переулке. Три года назад по соседству с ним (на противоположной стороне Тверской) открылся отель InterContinental с подземным паркингом. Стоимость парковки (100 рублей за час) ненамного превышает «наземные тарифы», поэтому зрители приноровились оставлять машины именно там. Но кто позаботится о подземном паркинге для остальных театров?

– У нас артисты, бывает, нарезают по несколько кругов вокруг театра, опаздывают на репетиции, потому что нет возможности даже платно припарковаться, – говорит помощница худрука Театра сатиры Лиана Бединадзе. – Платных парковочных мест очень мало, и ко времени приезда они уже заняты. Для нашего театра это очень серьезная проблема. А уж про перевозку декораций надо и вовсе рассказывать отдельно. Для въезда грузового транспорта внутрь Садового кольца должно быть специальное разрешение. Кроме того, фурам разрешается ездить лишь в определенные часы. Но мы ведь не может остановить из-за этого гастрольную деятельность! Рабочие и монтировщики часто задерживаются на работе, ночуют в театре, поскольку другого выхода нет.

«Теперь в театр только на метро»


Триумфальная площадь, на которой расположен Театр сатиры – одно из самых сложных для автомобилистов мест. Концертный зал Чайковского, Театр сатиры, Театр Моссовета, а чуть подальше, в переулках, театр МОСТ и театр «Практика»… Если хотя бы треть зрителей приедет на машинах, толкучка будет страшной.

– После одного случая я твердо решил: в театр только на метро, – говорит Михаил Рогозинский, заядлый театрал и водитель с 50-летним стажем. – Пятница, вечер, Театр Моссовета. На парковке Триумфальной площади яблоку упасть негде. Против правил паркуюсь на тротуаре, втиснувшись между другими машинами, стоящими между служебным входом «Сатиры» и воротами сада «Аквариум». Думаю: «Машины либо зрителей, либо сотрудников театра, значит по окончании спектакля с выездом проблем не будет». Сглазил. Выходим с женой после спектакля – наша машина и пара соседних буквально взяты в кольцо сразу тремя автомобилями. Набираемся терпения: ну, не будет же публика ночевать в театре! Ждем десять минут, двадцать. Машины ни с места. С товарищами по несчастью разделили зоны ответственности – один в зал Чайковского, другой в «Сатиру», я – назад, в Театр Моссовета. Возвращаемся понурые – везде народ разошелся. Минут пять мозгового штурма приводят к выводу: если этих парней нет в театре, значит, они в ресторане. Но в каком? В округе этих заведений десяток. Начали с ближайшего. Можно сказать, повезло. Десять минут переговоров с недовольным метрдотелем («Что я вам, на весь зал кричать буду?»), потом еще 20 минут он искал владельцев, короткими перебежками между столиками. Наконец, еще не успевшие дойти по полной кондиции владельцы двух «Мерседесов» нашлись и, рассыпаясь в извинениях, съехали с тротуара на обочину. За тот час с хвостиком, что мы ждали избавления из автоплена, мы с женой могли бы спокойно на общественном транспорте (метро плюс маршрутка) домой доехать.

Тверская и Садовое кольцо – не единственные «проклятые» места для автомобилистов. Корреспондент «Театрала» на собственном опыте знает, что почти невозможно припарковаться у Театра на Малой Бронной, театра «У Никитских Ворот», Театра Олега Табакова, «Ленкома», Театра Пушкина, Театра Ермоловой, «Современника», МХТ, филиала Малого театра на Ордынке и «Московской оперетты»…

«Это Большой театр!»




Кстати, у Большого театра после масштабной реконструкции подземная парковка так и не появилась. Корреспондент «Театрала» позвонил в кассу театра:

– Скажите, пожалуйста, если приехать в театр на машине, где ее можно оставить?

Вежливый мужской голос в трубке любезно ответил:

– Парковками Большой театр, к сожалению, не занимается. Но на площади есть муниципальная стоянка. Желающих много, поэтому приезжайте, пожалуйста, заранее. Это стоит, если не ошибаюсь, 100 рублей в час.

– А если за рулем не я, а водитель? Он может подождать меня в фойе во время спектакля?

Вежливый человек на том конце провода попросил дать ему минуту. Зазвучала божественная музыка, и после паузы его ангельский голос послышался вновь:

– Я передал ваш вопрос администратору зала. Когда приедете, найдите, пожалуйста, администратора – они обязательно что-то придумают. С удовольствием ждем вас!

Ради такого внимания не жалко припарковаться и в отеле Ritz – Carlton в начале Тверской, где подземная парковка стоит 150 рублей за час (видимо, поэтому здесь всегда есть свободные места).

Для сравнения тот же вопрос задали мы и в кассе театра «Модернъ».

– Да я понятия не имею, есть у нас парковка или нет! – разгневанная кассирша явно добиралась на работу на общественном транспорте. – Машины ставят около театра все кому не лень. Приезжайте и сами паркуйтесь.

Но все же в отношении личного водителя кассирша оказалась права:

– Если у вас есть деньги содержать личного шофера, почему вы не можете купить ему билет в театр!

В самом деле, цены «Модерна» с Большим театром не сравнить.

«Легче выбрать президента»




Москва задыхается от пробок, зрители пересаживаются на метро, театральные кассиры не устают предупреждать публику планировать поездку заранее. Однако в глобальном плане проблему решить невозможно. И дело, похоже, в отсутствии конкретных планов.

Два года назад председатель комиссии по культуре Мосгордумы Евгений Герасимов сообщил, что принято решение о выделении бесплатных парковочных мест для 20 театров, находящихся в пределах Садового кольца (по четыре места на каждый театр). Однако в апреле 2014 года деятели культуры заявили, что эти места они так и не получили. Был ряд выступлений в прессе и даже коллективное письмо в Мосгордуму, после чего (по сведениям «Театрала») чиновники свое обещание выполнили. Но проблему это, разумеется, не решило. Очень точно описал суть вещей худрук «Ленкома» Марк Захаров:

– Мне гораздо легче выбрать президента страны, чем решать, кто из моих артистов имеет право бесплатно парковаться у фасада театра, а кто должен оставлять машину в двух метрах от него, но уже за деньги. Задача эта непосильная. Но я все-таки подумываю: может быть, какую-нибудь специальную бумажку клеить на ветровое стекло, что, дескать, водитель этого авто имеет право оставить свой автомобиль вблизи культурного объекта?

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Чему мы научились за время карантина

    «Чему вы в большей степени научились за время карантина?» - такой вопрос «Театрал» задал читателям на сайте и в соцсетях. Итоги опроса оказались весьма интересными, причем ответы аудитории на разных платформах дали неоднозначную картину. ...
  • Роспотребнадзор опубликовал рекомендации для работы кинотеатров

    В четверг, 28 мая, на сайте Роспотребнадзора опубликованы рекомендации по предстоящей работе кинотеатров в нынешних условиях. Документ «О методических рекомендациях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в кинотеатрах» опубликован на сайте ведомства. ...
  • Альметьевск. «Летом нас ждет много работы»

    Директор Альметьевского драматического театра Фарида Исмагилова рассказала «Театралу», что ждёт театр и зрителей после карантина: о блоке премьер, масштабной реконструкции сценического комплекса, а также о своем отношении к спектаклям онлайн. ...
  • Минкульт надеется, что театры откроются в сентябре

    Российские театры начнут возвращаться к привычному формату работы в августе после завершения режима самоизоляции, связанного с пандемией. Об этом сообщила министр культуры РФ Ольга Любимова на заседании комитета Госдумы по культуре. ...
Читайте также