Фронтовые будни

 

Когда в советские времена министерство культуры спускало разнарядки, сколько спектаклей на тему войны должно быть в репертуаре, руководители театров относились к этому с известным беспокойством. Трудно было ежегодно искать пьесы, которые художественно точно отражали бы жуткие реалии Великой Отечественной войны с ее блокадой, потерянными жизнями, искалеченными судьбами и осиротевшими семьями…

Концерты, чествования фронтовиков, вечера памяти – это одно, а ежегодное художественное высказывание – совершенно другое.
Но все же театры старались…

Так, например, благодаря спектаклю «Вечно живые» по одноименной пьесе Виктора Розова в постановке Олега Ефремова родился театр «Современник». На десятилетия стал культовым спектакль «А зори здесь тихие», поставленный Юрием Любимовым по повести Бориса Васильева в Театре на Таганке. Потрясал публику подлинностью текста и актерского исполнения «Эшелон» Михаила Рощина и Галины Волчек в «Современнике». Невозможно забыть спектакль Андрея Гончарова «Завтра была война» (опять же по Борису Васильеву) в Театре имени Маяковского. Вообще Борис Васильев внес громадный вклад в сценическую историю войны – добавьте сюда известный спектакль Марка Захарова «В списках не значился» в «Ленкоме».

Провинция тоже не оставалась в стороне: почти 30 лет назад, например, на всю Россию прогремел спектакль Омского театра драмы «У войны не женское лицо» Светланы Алексиевич и Геннадия Тростянецкого. Список можно продолжать, найдя еще немало сильнейших постановок.

Сегодня, к сожалению, эта тенденция заметно померкла (концертов стало несопоставимо больше, чем спектаклей). Но, к счастью, во многих российских театрах еще есть свои фронтовики, которые в этот день будут сидеть во главе длинного стола или играть спектакль, делиться воспоминаниями или читать на вечере стихи… К артистам-фронтовикам в театрах достойное отношение. Здесь никогда не позволят себе, говоря о ветеранах, использовать циничную фразу «период дожития», которую так часто употребляют депутаты нашей Госдумы. Здесь берегут их здоровье и ценят любую возможность сотрудничества, что само по себе – в природе русского репертуарного театра, где корифеи труппы всегда были на особом счету.

Они пришли издалека – из тех времен, о которых сегодня все реже ставят спектакли и снимают достоверные картины. Но память о войне никуда не исчезла. Она читается в глазах и проявляется в паузах… Она слышна в их тихом (теперь уже тихом) голосе, который, увы, не в силах перекричать тотальную пропаганду неприятия, отрицания и конфликтов, развернувшуюся на центральных телеканалах. Они воевали ради мира во всем мире. И об этом мире нельзя забывать – хотя бы в этот день – 9 Мая.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр СФЕРА поздравит зрителей с Днем Победы

    9 мая, в День 75-летия Великой Победы, в 18.00 на YouTube - канале театра СФЕРА состоится премьера видео-поздравления «Между своими связь жива...»   В музыкально-поэтической композиции прозвучат стихи и песни военных лет в исполнении артистов Антона Алипова, Екатерины Богдановой, Павла Гребенникова, Елены Еловой, Сергея Загорельского, Галины Калашниковой, Ильи Ковалева, Александра Коршунова, Ивана Мишина, Дмитрия Новикова, Ирины Померанцевой, Даниила Толстых, Дмитрия Триумфова, Николая Иванова, Александра Филатова и артистов оркестра Алексея Богомолова и Антона Жукова. ...
  • День Победы в воспоминаниях легендарных российских деятелей культуры

    Владимир Этуш: – Весной 1945 года все понимали, что война идет к завершению. Но когда наступит тот долгожданный день – никто не знал. И вдруг по радио объявили, что Берлин взят. Большего праздника в моей жизни не было. Что творилось на улицах! ...
  • Соломин, Санаева, Мысина, Гафт..: «Это было всеобщее счастье…»

    Юрий Соломин: – Я прекрасно помню день окончания войны. У нас был уже вечер, и я вместе с соседской девчонкой Валькой катался на качелях во дворе. Качели представляли из себя доску, привязанную веревками к дереву. Вдруг из соседних домов стали выскакивать люди с криками «Победа! ...
  • «Меня пять раз вели на расстрел»

    За кулисы Театра Моссовета он попал еще ребенком, в 1930-м году, поскольку здесь кассиром работала его мама. А позже вернулся сюда уже как выпускник Школы-студии МХАТ. Играл в спектаклях с Раневской и Марецкой, Мордвиновым и Пляттом, Марковым и Жженовым. ...
Читайте также