Когда в советские времена министерство культуры спускало разнарядки, сколько спектаклей на тему войны должно быть в репертуаре, руководители театров относились к этому с известным беспокойством. Трудно было ежегодно искать пьесы, которые художественно точно отражали бы жуткие реалии Великой Отечественной войны с ее блокадой, потерянными жизнями, искалеченными судьбами и осиротевшими семьями…
Концерты, чествования фронтовиков, вечера памяти – это одно, а ежегодное художественное высказывание – совершенно другое.
Но все же театры старались…
Так, например, благодаря спектаклю «Вечно живые» по одноименной пьесе Виктора Розова в постановке Олега Ефремова родился театр «Современник». На десятилетия стал культовым спектакль «А зори здесь тихие», поставленный Юрием Любимовым по повести Бориса Васильева в Театре на Таганке. Потрясал публику подлинностью текста и актерского исполнения «Эшелон» Михаила Рощина и Галины Волчек в «Современнике». Невозможно забыть спектакль Андрея Гончарова «Завтра была война» (опять же по Борису Васильеву) в Театре имени Маяковского. Вообще Борис Васильев внес громадный вклад в сценическую историю войны – добавьте сюда известный спектакль Марка Захарова «В списках не значился» в «Ленкоме».
Провинция тоже не оставалась в стороне: почти 30 лет назад, например, на всю Россию прогремел спектакль Омского театра драмы «У войны не женское лицо» Светланы Алексиевич и Геннадия Тростянецкого. Список можно продолжать, найдя еще немало сильнейших постановок.
Сегодня, к сожалению, эта тенденция заметно померкла (концертов стало несопоставимо больше, чем спектаклей). Но, к счастью, во многих российских театрах еще есть свои фронтовики, которые в этот день будут сидеть во главе длинного стола или играть спектакль, делиться воспоминаниями или читать на вечере стихи… К артистам-фронтовикам в театрах достойное отношение. Здесь никогда не позволят себе, говоря о ветеранах, использовать циничную фразу «период дожития», которую так часто употребляют депутаты нашей Госдумы. Здесь берегут их здоровье и ценят любую возможность сотрудничества, что само по себе – в природе русского репертуарного театра, где корифеи труппы всегда были на особом счету.
Они пришли издалека – из тех времен, о которых сегодня все реже ставят спектакли и снимают достоверные картины. Но память о войне никуда не исчезла. Она читается в глазах и проявляется в паузах… Она слышна в их тихом (теперь уже тихом) голосе, который, увы, не в силах перекричать тотальную пропаганду неприятия, отрицания и конфликтов, развернувшуюся на центральных телеканалах. Они воевали ради мира во всем мире. И об этом мире нельзя забывать – хотя бы в этот день – 9 Мая.
Концерты, чествования фронтовиков, вечера памяти – это одно, а ежегодное художественное высказывание – совершенно другое.
Но все же театры старались…
Так, например, благодаря спектаклю «Вечно живые» по одноименной пьесе Виктора Розова в постановке Олега Ефремова родился театр «Современник». На десятилетия стал культовым спектакль «А зори здесь тихие», поставленный Юрием Любимовым по повести Бориса Васильева в Театре на Таганке. Потрясал публику подлинностью текста и актерского исполнения «Эшелон» Михаила Рощина и Галины Волчек в «Современнике». Невозможно забыть спектакль Андрея Гончарова «Завтра была война» (опять же по Борису Васильеву) в Театре имени Маяковского. Вообще Борис Васильев внес громадный вклад в сценическую историю войны – добавьте сюда известный спектакль Марка Захарова «В списках не значился» в «Ленкоме».
Провинция тоже не оставалась в стороне: почти 30 лет назад, например, на всю Россию прогремел спектакль Омского театра драмы «У войны не женское лицо» Светланы Алексиевич и Геннадия Тростянецкого. Список можно продолжать, найдя еще немало сильнейших постановок.
Сегодня, к сожалению, эта тенденция заметно померкла (концертов стало несопоставимо больше, чем спектаклей). Но, к счастью, во многих российских театрах еще есть свои фронтовики, которые в этот день будут сидеть во главе длинного стола или играть спектакль, делиться воспоминаниями или читать на вечере стихи… К артистам-фронтовикам в театрах достойное отношение. Здесь никогда не позволят себе, говоря о ветеранах, использовать циничную фразу «период дожития», которую так часто употребляют депутаты нашей Госдумы. Здесь берегут их здоровье и ценят любую возможность сотрудничества, что само по себе – в природе русского репертуарного театра, где корифеи труппы всегда были на особом счету.
Они пришли издалека – из тех времен, о которых сегодня все реже ставят спектакли и снимают достоверные картины. Но память о войне никуда не исчезла. Она читается в глазах и проявляется в паузах… Она слышна в их тихом (теперь уже тихом) голосе, который, увы, не в силах перекричать тотальную пропаганду неприятия, отрицания и конфликтов, развернувшуюся на центральных телеканалах. Они воевали ради мира во всем мире. И об этом мире нельзя забывать – хотя бы в этот день – 9 Мая.