С кем вы, мастера культуры?

Открытые письма в поддержку «Золотой Маски»

 

Как известно, 22 мая в Туле прошло совещание Министерства культуры «О реализации основ государственной культурной политики Российской федерации».  Среди прочих вопросов первый заместитель Министра культуры РФ Владимир Аристархов затронул и проблемы Национальной театральной премии «Золотая Маска». Причем весьма нелицеприятно:

«… есть некий театральный фестиваль, который из года в год системно поддерживает постановки, которые очевидно противоречат нравственным нормам, очевидно провоцируют общество, очевидно содержат элементы русофобии, презрение к истории нашей страны, и сознательно выходят за нравственные рамки. 

… Имеет ли право государство поддерживать данный фестиваль в том виде, в котором он имеется? Наверное, не имеет. … Поэтому, в свете вышесказанного, наверное, актуальным становится вопрос, который задавал один деятель: «С кем Вы, мастера культуры?», который мы с вами должны задать тем, кто считает себя деятелем культуры. С народом или против народа?...»

Этот вопрос в нашей стране, похоже, снова становится актуальным наряду с хрестоматийными «Что делать?» и «Кто виноват?». На сайте самой «Золотой Маски» опубликованы комментарии к цитируемому выступлению, принадлежащие весьма значимым «деятелям культуры» России Георгию Тараторкину, Константину Райкину и Игорю Костолевскому.

Портал «Театрал» тоже решил предоставить слово российским театрам или их руководителям, которые делятся своими размышлениями о фестивале и премии.

Золотые идеи легко погубить – трудно сделать их золотыми!
Открытое письмо в поддержку фестиваля «Золотая Маска»


С тревогой и недоумением мы наблюдаем за кампанией огульного осуждения самого значительного, самого многогранного и самого профессионального театрального фестиваля России – Национального фестиваля «Золотая Маска».

Убеждены, что ряд спикеров, судящих о деятельности этого фестиваля с позиции государственных интересов, пользуются, по всей видимости, неполными сведениями, не подкрепленными добротной профессиональной оценкой.

А такую оценку могли бы дать сотни театров со всей России, которым фестиваль «Золотая Маска» позволил сделать творческое имя, выйти из забвения, раскрыть свои возможности и таланты, обновить профессиональные контакты и знания, а в конечном итоге – обогатить художественную жизнь своих регионов и страны.

Каким бы не было отношение каждого конкретного театра к «Золотой Маске», он – невзирая на частные обиды ранимых творческих людей – внимательно следит за работой ее экспертов, ждет объявления номинантов и оглашения результатов. Потому что «Золотая Маска» – устоявшаяся общественная культурная институция России, объединяющая все театральное братство, готовая и способная это сделать.

Кого-то тревожат принципы такого объединения, но нам они кажутся единственно верными: это профессионализм, творческая неординарность театральных работ и их устремленность в будущее, а не только на копирование образцов прошлого.

Развитие фестиваля «Золотая Маска» в последние годы происходит стремительно, появляется огромное число новых проектов, охватываются смежные сферы деятельности, масса новых участников и новые формы их признания (Лонг-лист, программа «Маска Плюс»). Все эти тенденции – абсолютно правильные, поскольку учитывают интересы огромного и очень неоднородного по своей природе театрального сообщества. Как эта работа по консолидации и максимально широкой поддержке российского театрального мира сочетается с обвинениями «Золотой Маски» в продвижении узкой группы лиц? Совершенно непонятно!

Давайте еще раз взвесим, что к этому моменту уже создано и  накоплено «Золотой Маской»:
- отработанные механизмы мониторинга всего театрального пространства России,
- максимально демократичный и строгий подход  к отбору участников за счет принципа двойной фильтрации претендентов на премию (Экспертный совет и Жюри), система ротации экспертов и членов жюри с учетом возрастного и статусного ценза,
-  огромный опыт в продвижении лучших отечественных театральных достижений на российский и мировой театральный рынок,
- статус и репутация Национального фестиваля и премии.

При этом дирекция «Золотой Маски», как показывает опыт нашего театра, абсолютно беспристрастна, деликатна и интеллигента в фестивальном процессе. Всем участникам оказывается максимальное содействие, внимание и уважение, кто бы это ни был – Лев Додин, Сергей Женовач или простой актер из Хакасии. Эти принципы работы задают тон и многому учат театральных менеджеров всей страны.

Чтобы ежегодно уметь организовать, выстроить такую работу, нужно быть не только профессионалом. Нужно быть фанатом своего дела – преданным, самоотверженным, упорным! Очень сложно сегодня найти таких людей, а у «Золотой Маски» они есть. Команда, которая делает этот фестиваль и премию, доказала свою состоятельность и компетенцию – не словами, а собственным трудом. Поэтому нет никаких оснований сомневаться в ее профессиональных способностях.

Идеи и проекты, подобные театральному фестивалю и премии «Золотая Маска» - сами по себе национальное достояние, и наш долг – беречь, поддерживать их, наращивать лучшее, что было достигнуто, а если и корректировать, то крайне бережно и уважительно по отношению  к людям и принципам, определившим лицо, качество и высочайший статус этого фестиваля. Золотые идеи легко погубить – трудно сделать их золотыми! Давайте, как родоначальник «Золотой Маски» Михаил Ульянов, помогать делать фестивалю эту трудную работу, а не разрушать до основания уже построенный дом.

Директор
Новосибирского академического
драматического театра «Красный факел»,
руководитель  театрального фестиваля – конкурса
«Ново- Сибирский транзит»  А.П. Кулябин


Хабаровский театр юного зрителя и Хабаровский театр кукол

Фестиваль призван генерировать изменения в театральном искусстве и придавать инерцию движения, обновления.  Само существование «Золотой маски» в том виде как она есть - это серьезная возможность для всех российских театров видеть перед собой культурные ориентиры, соотносить свое творчество с современными тенденциями. 

«Золотая маска» – крупнейшая и самая авторитетная площадка для интеграции театральной мысли, отслеживания тенденций и новых направлений.  Вот почему важным является объединение в «Золотой маске» театров из провинции и столичных театров наравне,  как равных участников культурного процесса.

«Золотая маска» – это крупнейший  смотр всех областей и жанров театрального искусства,  и перечень номинаций не оставляет без внимания ни одно театральное направление,  дает возможность увидеть полную картину.

Дополнительные проекты фестиваля, такие как «Новая драма», «Детский Weekend», «Золотая Маска в кино», обучающие семинары, мастер - классы, лаборатории - значительно расширяют перспективы развития провинциальных театров именно в плане сотрудничества, обмена опытом, обучения, возможности найти свою аудиторию в рамках фестиваля, даже не будучи номинантом. 

«Золотая Маска» дает дополнительную возможность налаживания контактов между администрацией и художественным руководством различных театров для составления планов и проектов. 

Профессиональная экспертиза спектаклей – гарантия равенства коллективов на первом этапе отбора и свидетельство качества и конкурентоспособности постановок в случае номинации. Уже сам приезд членов Экспертного совета в конкретный театр – признак интереса к творчеству коллектива со стороны профессионального сообщества, «флажок» на театральной карте современного российского театра. 

Премия «Золотой Маски» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» – одна из важнейших и значимых в театральном сообществе. Она «равняет» заслуги деятелей столичного и провинциального театра, медийных и известных только малому городку лиц. Эта премия подчеркивает, что значимость актерского творчества определяется не только одной-двумя блестяще сыгранными ролями, а истинным служением театру. 

Директор А.А. Якунина
Художественный руководитель К.Н. Кучикин


Театр кукол им. С.Образцова

Если бы не было «Маски», все стОящие, интересные, художественно-цельные спектакли не смогли бы быть по заслуге оценены, без фестиваля как такового, спектакли не были бы показаны широкой публике, их не увидели бы зрители разных регионов, коллеги по цеху. В рамках «Маски» дается профессиональная театральная критика, очень важная для развития и становления любого спектакля, режиссера, художника, актера и т.д.

Мне удалось увидеть механизм работы «Маски» с двух сторон: я был и номинантом, и членом жюри. Я считаю важным, что данный фестиваль объединяет всю Россию, где на равных за награду могут бороться и культурные столицы, и провинция. Театры провинции, нередко, живя лишь на одном энтузиазме, получив «Золотую Маску», доказав этим свой профессионализм, привлекают к себе внимание правительств регионов, без помощи которых им не выжить. Помимо этого, театр становится интересным местом для ведущих постановщиков. Исходя из моего собственного опыта в жюри, ценность «Золотой Маски» состоит еще и в том, что она вручается за качество постановки, а не за то, что её осуществил модный режиссер, или за то, что она «из глубинки».

Для меня фестиваль «Золотая Маска» не стоит на месте, почти каждый год появляются новые номинации, обновляется структура фестиваля, его формат преображается. Это живой организм, который ежегодно дает мощный толчок для культурного развития.

Борис Константинов, главный режиссер Театра кукол им. С.Образцова

  • Нравится



Самое читаемое

  • Миронов и Хаматова снимутся в сериале «Горбачёв»

    Евгений Миронов и Чулпан Хаматова сыграют главные роли в многосерийном фильме «Горбачев», съемки которого онлайн-кинотеатр ivi запустит в следующем, 2022 году. 20-серийная историческая драма о первом президенте СССР Михаиле Горбачеве и его жене будет сниматься в Ставрополе, Москве, Рейкьявике, Вашингтоне, Берлине и Лондоне. ...
  • Принят закон о бесплатном втором высшем образовании в области искусств

    Сегодня, 9 июня, Госдума в заключительном чтении приняла законопроект о праве граждан, имеющих высшее образование, бесплатно получать второе или последующее высшее образование.      Так, в законе появится возможность для имеющих высшее образование получать на конкурсной основе второе или последующее высшее образование за счет средств федерального бюджета по образовательным программам в области искусств. ...
  • Елена Мироненко: «Наш театр – инвестиция в человеческий капитал»

    Сегодня Елену Мироненко знают как молодого и успешного директора Театра на Бронной, но за плечами этой красивой, хрупкой женщины почти 20-летний стаж работы в сфере культуры. Будучи выпускницей факультета культурологии Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, ей посчастливилось стажироваться в крупнейших музейных центрах Нью-Йорка, Вашингтона и Лондона, а затем несколько лет работать в должности министра культуры Красноярского края. ...
  • В Большом появится балет «Чайка» в постановке Молочникова

    Александр Молочников ставит в Большом театре балет «Чайка». Мировая премьера запланирована на 1 июля. Либретто Молочников написал в соавторстве с Ольгой Хенкиной, которая принимала участие и в первых его постановках в МХТ им. ...
Читайте также


Читайте также

  • Елена Мироненко: «Наш театр – инвестиция в человеческий капитал»

    Сегодня Елену Мироненко знают как молодого и успешного директора Театра на Бронной, но за плечами этой красивой, хрупкой женщины почти 20-летний стаж работы в сфере культуры. Будучи выпускницей факультета культурологии Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, ей посчастливилось стажироваться в крупнейших музейных центрах Нью-Йорка, Вашингтона и Лондона, а затем несколько лет работать в должности министра культуры Красноярского края. ...
  • Ежегодная квота на звание «народного артиста» увеличится

    31 мая на заседании Директорской ложи глава мероприятия и директор театра «Ленком Марка Захарова» Марк Варшавер заявил: звание народного артиста будет присуждаться 25 артистам вместо 5, как это было прежде.  Накануне Марк Варшавер встретился с первым заместителем руководителя Администрации президента РФ Сергеем Киреенко и «набрался наглости» спросить, почему за год звание «народного» дают только 5 артистам. ...
  • Юрий Кравец: «Мы все имеем право на ошибку»

    Где бы ни работал Юрий КРАВЕЦ (будь то Министерство культуры Саратовской области, МХТ им. Чехова или театральный колледж), он никогда не прекращал своей творческой деятельности. И сегодня, являясь директором театра Et Cetera под руководством Александра Калягина, он продолжает играть в спектаклях Московского Художественного театра. ...
  • Лариса Луппиан: «Мы не хотим людям морочить голову»

    Прошло почти два года с того момента, как в 2019 году художественным руководителем Театра им. Ленсовета была назначена народная артистка РФ Лариса ЛУППИАН. В интервью «Театралу» она рассказала о том, какие изменения произошли за это время и какие новые тенденции возникли в репертуарной политике одного из самых известных театров Санкт-Петербурга. ...
Читайте также