Осторожная поступь

В Екатеринбурге показали три балетные премьеры

 
Сергей Вихарев поставил

Последний месяц весны в Екатеринбургском театре оперы и балета оказался урожайным. Театр представил три премьеры, обратившись и к академическому танцу, и к пластике наших дней.
Балет «Тщетная предосторожность» на музыку Гертеля сделан «под аутентизм»: это любимый конек петербуржца Сергея Вихарева. Изучив cохраненную в архивах Гарвардского университета запись постановки в Мариинском театре конца XIX века, Вихарев затеял спектакль-возрождение, главное в котором – даже не «старинные» танцы, а манера их исполнения. Доводить до абсурда невыполнимый замысел – делать, «как было» – автор не стал. Тем более что перед основным действием показывается репертуарный балет театра «Консерватория». Театрализованный сценический урок, перенесенный на Урал хранителем наследия датского классика Бурнонвиля, стал прологом: позанимавшись в классе по старинной методике, артисты играют старинный спектакль. Чтобы сблизить русскую и датскую школы, Вихарев включил в «Тщетную» па-де-де из балета Бурнонвиля «Ярмарка в Брюгге». Хореография Петипа из Гарварда, отголоски некоторых советских версий «Тщетной» и стилизованные вставки самого постановщика (там, где оригинал нельзя восстановить) органично слились в единый поток. В нем вольготно купается труппа екатеринбургского театра, танцовщикам и балеринам которой Вихарев как надо поставил корпус, руки и ноги.

Другая грань спектакля совсем не аутентична. Наоборот, идея взять живопись Ван Гога как основу костюмов и декораций у нас может показаться революционной. Рыжие, выжженные солнцем поля, зеленые посевы, ярко-синее небо, взвихренное лавой мелких мазков – детали и краски знаменитых пейзажей и портретов перекочевали в балетный спектакль. Художник творил на юге Франции, действие «Тщетной», впервые поставленной в 1789 году в Бордо, тоже происходит не на севере. Балетная комедия почти переварила тревожность вангоговской палитры. И как хорошо юным влюбленным дурить голову мамаше-крестьянке, возражающей против их брака, на фоне ярко-лиловых ирисов и пылающих подсолнухов!

Одноактные балеты другой премьеры объединились в вечер с названием Terra Nova. Под «новой землей» подразумевается, видимо, территория современного балета, к которому местная публика – да и труппа – только приучаются. Хотя никакого радикализма на сцене нет ни в «босоногом» балете Step Lightly («Осторожной поступью»), ни тем более в пуантном «Занавесе». Тут скорей проблема настроения: классика, как правило, приучает к идиллии, если не в сюжете, то в настроении и в финале. Екатеринбургские же опусы – о том, что балет может быть искусством не менее сложных эмоций, чем драма или современная живопись.

«Занавес» на музыку Респиги поставлен главой Екатеринбургского балета Вячеславом Самодуровым. Это мастерская рефлексия о превращениях души и тела балерины или танцовщика, когда они погружены в профессию. Будь то репетиция, почти убивающая усталостью и тревогой за результат, или спектакль, в котором исполнитель выворачивает наизнанку внутренние ощущения. Рампа показанного «театра в театре» как бы находится у задника, а мы, зрители, присутствуем при закулисном таинстве. Занятая в главной партии прима Большого театра Мария Александрова мечется в резкой сценической светотени. Нервный стук ее пуантов об пол и смятение рук приводят к парадоксу: как будто ранимый Белый лебедь приобрел решительность Черного. И стал играть то в сомнение балерины в своих силах, то в мучительное стремление к совершенству, которого, как известно, нельзя достичь.

Соавторы «Поступи» Пол Лайтфут и Соль Леон приехали на Урал из Европы, где имеют давнюю высокую репутацию. В Россию они привезли ранний (1991 года) опус, в котором надрывно-заполошные болгарские народные хоры провоцируют ритуальную «хореографию нутра» под лунным светом. Притяжение тел к земле, борьба согбенности с порывом. Традиция современных балетов на архаическую музыку особенно сильна в родной труппе Лайтфута – Нидерландском театре танца, достаточно вспомнить «Свадебку» Иржи Килиана или «Аренал» Начо Дуато, питомца той же компании. Генетическое сходство этих постановок с «Поступью» не мешает последней быть красивой мечтой о древних любовных мистериях. Да и классическим танцовщикам Екатеринбурга (их самоотдача подкупает) учиться – шаг за шагом – современной пластике лучше на проверенных временем образцах. Так что «Осторожная поступь» – для театра слова символические.

  • Нравится



Самое читаемое

  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Фестиваль «Артмиграция» откроется в предстоящие выходные

    С 12 по 20 сентября СТД РФ проведет в Москве VIII Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция». Форум будет проходить в Театральном центре «На Страстном», в Боярских палатах и в Театре им. Пушкина.   «Артмиграция» станет первым оффлайн-фестивалем в Москве после окончания карантина. ...
  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
Читайте также