Ромео Кастелуччи

«Свобода приобретается

 

Приезд в Москву на фестиваль «Территория» итальянского режиссера Ромео Кастелуччи стал чуть ли не главным событием театральной осени. Спектакль «Tragedia Endogonidia Br. #4» играли лишь дважды, а перед вторым показом Кастелуччи встретился со студентами.
Воспитание чувств и эмоций на «Территории»

Самый известный гностик мирового театра холодно и расчетливо делает зрителю больно и неловко – да еще самыми неожиданными и, кажется, антитеатральными методами. Более того – очевидно, что молодежь из далекой российской глубинки, воспитанная исключительно в системе психологического театра, не может сразу принять мрак и холод авангардного действа. Именно поэтому студенты пытались на повышенных тонах выяснить у Кастелуччи, зачем он поставил «Tragedia Endogonidia» («Трагедия, рождающаяся из самой себя»), и станет ли мир от этого добрее. Объяснять – зачем, Ромео, конечно, не стал. Но свою систему координат расписал подробно:

«Я не даю зрителю инструкций, я задаю ему вопросы. Весь проект рождался из слова «трагедия». Для меня это дверь, которая открывается в темное, неизведанное пространство. Вся странность и жестокость зрелища становится логичной, если исходить из техники и структуры греческой трагедии. Эсхил – самый великий драматург, а «Орестея» – самая великая пьеса. Если внимательно посмотреть «Tragedia Endogonidia», то очевидно: образы заимствованы не только из сегодняшней эпохи, но и из древней традиции. Дело в том, что трагедия – действо, очень близкое к ритуалу, а значит, слова не описывают происходящее. Таинственная Энигма – вот мой вопрос, та задача, которую я решаю».

Пути решения задачи, безусловно, опасны, говорит Кастелуччи, чтобы их пройти, нужны как железная логика, так и дисциплина: «Дело в том, что свобода приобретается только через дисциплину. Дисциплина – это язык, который принадлежит нашему времени, который может говорить о человеке сегодняшнем».

Кастелуччи уверен, что нельзя отворачиваться от театральной традиции, от идей Станиславского или Гротовского, но наследие должно развиваться, а тут уж без дисциплины и техники – никуда: «Чувства и эмоции всегда приобретаются через технику. Впрочем, я сознаю, что моя техника работы далека оттого, что преподают в театральных вузах России».

В своей работе над спектаклем Кастелуччи выделяет две основные части: «Первая – это сбор информации, это мое индивидуальное творчество. Я собираю слова, образы, картинки, увиденное и записываю все это в блокнот. Самые сильные моменты спектаклей возникают именно из этих записок. Потом я группирую их, структурирую – и из этого складывается идея и образ будущего спектакля. Тут подходит время второй части работы: я ищу людей, которые подходят к постановке. Вторая часть – это дискуссия, мой диалог с артистом, чтобы он имел точное представление об идее спектакля. Я работаю не столько психологически, сколько психически – в этимологическом смысле слова. Мне важно закрепить дух образов, которым артисты на сцене дают свои тела, и образы эти универсальны. Именно поэтому я и говорю, что форма есть дисциплина». Кстати, о форме: в «Tragedia Endogonidia» герои были одеты в форму российских милиционеров. Конечно, так играли только в Москве, а, скажем, в Брюсселе – городе, где идет спектакль, – артисты облачены в форму бельгийских полицейских: «Это очень сильный образ, всегда работающий знак – ввести в спектакль узнаваемое. Здесь милиционер – однозначно правильно трактуемое зрителем насилие в рамках закона, поэтому, переодетый в разные формы, – он воспринимается одинаково. Это универсальный элемент трагедии».

Кастелуччи – режиссер дотошный. Для спектакля «Генезис» ему нужна была отрубленная лошадиная голова. Голову нашли, недоумевая, зачем она понадобилась маэстро. Оказалось, только раздавив голову коня, можно было сымитировать хруст костей Адама. Для «Tragedia Endogonidia» в Москве Кастелуччи проводил кастинг младенцев: ребенка оставляли одного в темной комнате и смотрели на реакцию. Даже со звуком режиссер работает как со светомузыкой: «Я хочу, чтобы музыка помогала создавать тьму или свет. В моих спектаклях нет иерархии: артист, свет, звук равны. Я мог бы вечно работать над одной работой, я никогда не бываю доволен собой. Почему я в таком случае занимаюсь театром?.. Наверное, потому же, почему хочу есть. Когда я думаю о театре – я всегда думаю о трагедии. Она великая. Это всегда памятник. Это самая сильная форма, которую создало человеческое воображение».

  • Нравится



Самое читаемое

  • На актрису Софью Эрнст посыпались гвозди

    Актрису МХТ им. Чехова Софью Эрнст, жену гендиректора Первого канала Константина Эрнста, в ходе спектакля посыпали гвоздями вместо снега, сообщает ТАСС. "Неизвестный подложил в реквизит гвозди, и вечером 8 января в МХТ им. ...
  • Умер актер Денис Карасев

    Скончался актер театра и кино, режиссер Денис Карасев, об этом сообщили в Союзе кинематографистов РФ.   «12 января на 58-м году скоропостижно ушел из жизни актер театра и кино, режиссер, театральный деятель Денис Анатольевич Карасев», - говорится в сообщении на сайте Союза кинематографистов РФ. ...
  • Максим Аверин: «Быть может, здесь мое начало…»

    То, что Максим Аверин пишет стихи, «Театралу» было известно давно, но актер не сразу решился их обнародовать. И вот, наконец, мы публикуем подборку его стихотворений. - Стихи возникают в моменты, когда уже не можешь не сказать. ...
  • Министр культуры РФ заявила о нехватке преемников в театрах

    Театральная отрасль испытывает дефицит кадров среди молодых руководителей, которые в перспективе могли бы сменить нынешних мэтров, считает Ольга Любимова. Об этом министр культуры РФ сообщила в интервью российским информагентствам. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Человек независимый и смелый»

    15 января исполняется 75 лет известному актеру театра и кино Валерию Баринову. С юбилеем его поздравил председатель Союза театральных деятелей РФ Александр КАЛЯГИН. - Я счастлив поздравить Вас с юбилеем! Могу себе представить, с каким размахом отметили бы Ваш юбилей в театре, который за последние годы стал для Вас по-настоящему родным. ...
  • Николай Коляда: «Пока справимся своими силами»

    На волне пандемии и пресловутых ограничений страдают в первую очередь частные, авторские, независимые театры, чей основной доход формировался прежде всего на основе продажи билетов. Одним из первых пострадавших коллективов оказался «Коляда-театр», расположенный в Екатеринбурге. ...
  • Марк Розовский: «Поэтом себя не считаю»

    В поэтическом спецпроекте «Театрала» мы представляем стихи создателя и художественного руководителя Театра «У Никитских ворот» Марка РОЗОВСКОГО. –  Я очень признателен «Театралу» за то, что вы обратили внимание на мои стишата. ...
  • Ширвиндт о тайнах Деда Мороза

    Пора отдохнуть от новогоднего отдыха и спокойно взглянуть на актерскую братию в постканикулярный период. В какое вольготное и сытное время мы сегодня живем! Раньше артисты даже в самых радужных снах не могли себе представить, что такое новогодние «киркоротивы». ...
Читайте также