Гаджет-контроль

Анимационная антиутопия «Голем» на Чеховском фестивале

 
Команда «1927», ведущие специалисты по соединению анимации с театром, показали на фестивале антиутопию «Голем». Согласно еврейской легенде это – искусственный человек, вышедший из-под контроля, согласно спектаклю – искусственный интеллект, а точнее умные и «влиятельные» гаджеты.
Британская театральная компания «1927» – это мрачный юмор режиссера Сьюзен Андрейд и эклектичная анимация Пола Беррита: изобретательный коллаж «по мотивам» фотографий Лос-Анжелеса – с мельканием неоновых вывесок и сумбуром кварталов – а заодно первых американских комиксов, агит-плакатов Родченко и ретро-открыток с неаппетитным фаст-фудом 70-х. Не обошлось здесь без влияний немого кино, с которым покончили как раз в 1927-м, и иронично-сумеречных фильмов Тима Бертона. Актеры с выбеленными лицами и старомодными париками, утрированной мимикой и «спрессованными» голосами похожи на его причудливых, слегка безумных персонажей-изгоев.

Это и нескладный, застенчивый молодой служащий Роберт с «запахом немытых волос и математики». И его сестра Энни, лидер «подпольной» панк-группы «Энни и отверженные», где собрались люди паталогически нерешительные и репетируют годами, чтобы однажды испортить всем Рождество – дать пощечину общественному вкусу. Это и работники центра «резервного копирования копий», где можно, и даже нужно, не соответствовать современным стандартам. И предприниматель-одиночка, изобретатель ненужных вещей и поставщик Голема – глиняного великана, готового, как «Ок, Google», выполнять голосовые команды и быть ассистентом по всем вопросам.  
Еврейская легенда 17 века и роман мистика Густава Мейринка об искусственном человеке, созданном, как и Адам, из глины, при участии тайных сил – к Голему Сьюзен Андрейд имеют весьма отдаленное отношение. Ее «Голем» – антиутопия, только «винтажная», искусственно состаренная. Крупногабартиный глиняный слуга быстро запускается в серийное производство и так же быстро совершенствуется: сначала молча помогает по дому и в офисе, потом учится говорить, как телевизор, и рифмовать рекламные слоганы, помогает выбирать и покупать, наконец, сам решает, что его владелец, незаметный житель Лондона, должен потреблять, чтобы стать заметным. Первую модель сменяет вторая, портативная – больше функций, выше скорость. Голем «нового поколения» становится незаменимым, делает жизнь проще, удобнее – но в итоге пытается ее «отобрать»: работает как агент глобальной системы контроля, в том числе за потреблением информации и всего на свете. 

И это все, включая широкий ассортимент любовников и любовниц, которых сайт знакомств фильтрует и выдает по запросу, – проецируется на пустой белый лист позади исполнителей. Кстати, под фильтрами, имитирующими старую пленку, они выглядят безнадежно старомодными, но в то же время обаятельными, как и сама анти-техногенная анимация в стиле «ретро».

Большого и медленного Голема Беррит сделал, подхватив самый первый спецэффект в истории кино – stop-motion: покадровую съемку, из которой в 1913-м в Российской Империи впервые склеили движение и мультфильм «Ночь перед Рождеством». Голем 2, компактный и быстрый, уже летает из угла в угол, крутится, как мелкий бес. И управляет им нечто: блуждающее само по себе, как улыбка чеширского кота, множество глаз и губ «хозяев мира». Все-таки чуть-чуть мистики группа «1927» добавила – и в музыке это слышится, зловеще «дребезжит». Клавишные и ударные на сцене – на них актеры тоже успевают играть – заняты ритмом, в котором, кроме ноток мистического триллера, есть и пикантные, как в «Розовой пантере», и экспрессивные, как в немых комедиях.
Живая музыка помогает актерам не разойтись с анимацией, точно, без опозданий попасть в «кадр». Стоит чуть сдвинуться в неправильном направлении – и иллюзия взаимодействия с экраном нарушится. Анимация диктует свои правила игры, построенной на карикатурно скованной пластике. Вообще, полнометражный мультфильм, в который монтируются пять участников спектакля, – и есть главный аттракцион. Движение заложено в «бегущих» кадрах, а актер может просто стоять, ходить, бежать на месте, пока на видеопроекции сменяются лондонские улицы с дождем и мусорным ветром, домами русский олигархов, пестрым рядом торговых точек и баров.        

Когда Голем и рекламная индустрия, которая продает не что-нибудь, а «образ жизни», возьмут свое, магазинчики старого Лонодна потеряют свою неповторимость, вывески сменит бесконечный ряд однотипных призывов Go Mobile, Go Tees, Go Away, а все оттенки – монохромный желтый Go Industries. Забавный и злой текст Сьюзен Андрейд повторяет, как мантры, набор рекламных слоганов будущего: «Move with the times or you’ll be left behind». Стремительное развитие отношений человека с техническим прогрессом, который всех, даже «отверженных» Энни, вынуждает идти в ногу со временем, отстающих – бежать вприпрыжку, и сам не думает «сбрасывать скорость», группа «1927» подает как карикатуру на глобальное «гаджетирование». Но это все же наивный взгляд из прошлого на ускорение жизни.

Каждый из нас уже давно использует карманного Голема 2 – свой смартфон. И кто может гарантировать, что однажды не появится новая версия, встроенная в мозг? Тогда ни выбирать, ни думать самим уже не придется – «тоталитарный» Голем 3 быстро и просто сделает свой выбор.     


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Завершилась спецпрограмма ЭХО Большого Детского фестиваля

    Специальная программа ЭХО Большого Детского фестиваля завершила работу 30 января в городе Озерск Челябинской области. За четыре дня здесь провели питчинг творческих проектов, образовательную программу для профессионалов театра, мастер-классы и тренинги для детей из творческих студий, а также лабораторию для молодых режиссеров. ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Назначен новый директор театра «Старый дом»

    Новым директором новосибирского театра «Старый дом» назначена Татьяна Ильина, которая раньше была начальником отдела развития Новосибирского музыкального театра. «Очень важно, лично для меня, что в театр «Старый дом» не просто ходят зрители. ...
  • Борис Эйфман готовит киноверсию «Русского Гамлета»

    В Петербурге завершилась съемочная часть работы над пластическим фильмом «Русский Гамлет», пишет Сlassicalmusicnews. Хореограф Борис Эйфман переносит на экран уже девятый спектакль. Киноверсия станет новым сценическим обращением Эйфмана к фигуре императора Павла Первого – человека, чья мечта о власти сбылась слишком поздно и обернулась трагедией. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • Десять фильмов Владимира Высоцкого

    25 января исполнится 85 лет со дня рождения выдающегося поэта и актера Владимира Высоцкого. «Театрал» подготовил для читателей подборку его киноработ. «Я родом из детства» (1966) Режиссер Виктор Туров. Тридцатилетний седой капитан-танкист, прошедший всю войну и горевший в танке, с лицом, по воле режиссёра был автором и исполнителем своих песен. ...
Читайте также