Команда «1927», ведущие специалисты по соединению анимации с театром, показали на фестивале антиутопию «Голем». Согласно еврейской легенде это – искусственный человек, вышедший из-под контроля, согласно спектаклю – искусственный интеллект, а точнее умные и «влиятельные» гаджеты.

Это и нескладный, застенчивый молодой служащий Роберт с «запахом немытых волос и математики». И его сестра Энни, лидер «подпольной» панк-группы «Энни и отверженные», где собрались люди паталогически нерешительные и репетируют годами, чтобы однажды испортить всем Рождество – дать пощечину общественному вкусу. Это и работники центра «резервного копирования копий», где можно, и даже нужно, не соответствовать современным стандартам. И предприниматель-одиночка, изобретатель ненужных вещей и поставщик Голема – глиняного великана, готового, как «Ок, Google», выполнять голосовые команды и быть ассистентом по всем вопросам.

И это все, включая широкий ассортимент любовников и любовниц, которых сайт знакомств фильтрует и выдает по запросу, – проецируется на пустой белый лист позади исполнителей. Кстати, под фильтрами, имитирующими старую пленку, они выглядят безнадежно старомодными, но в то же время обаятельными, как и сама анти-техногенная анимация в стиле «ретро».
Большого и медленного Голема Беррит сделал, подхватив самый первый спецэффект в истории кино – stop-motion: покадровую съемку, из которой в 1913-м в Российской Империи впервые склеили движение и мультфильм «Ночь перед Рождеством». Голем 2, компактный и быстрый, уже летает из угла в угол, крутится, как мелкий бес. И управляет им нечто: блуждающее само по себе, как улыбка чеширского кота, множество глаз и губ «хозяев мира». Все-таки чуть-чуть мистики группа «1927» добавила – и в музыке это слышится, зловеще «дребезжит». Клавишные и ударные на сцене – на них актеры тоже успевают играть – заняты ритмом, в котором, кроме ноток мистического триллера, есть и пикантные, как в «Розовой пантере», и экспрессивные, как в немых комедиях.

Когда Голем и рекламная индустрия, которая продает не что-нибудь, а «образ жизни», возьмут свое, магазинчики старого Лонодна потеряют свою неповторимость, вывески сменит бесконечный ряд однотипных призывов Go Mobile, Go Tees, Go Away, а все оттенки – монохромный желтый Go Industries. Забавный и злой текст Сьюзен Андрейд повторяет, как мантры, набор рекламных слоганов будущего: «Move with the times or you’ll be left behind». Стремительное развитие отношений человека с техническим прогрессом, который всех, даже «отверженных» Энни, вынуждает идти в ногу со временем, отстающих – бежать вприпрыжку, и сам не думает «сбрасывать скорость», группа «1927» подает как карикатуру на глобальное «гаджетирование». Но это все же наивный взгляд из прошлого на ускорение жизни.
Каждый из нас уже давно использует карманного Голема 2 – свой смартфон. И кто может гарантировать, что однажды не появится новая версия, встроенная в мозг? Тогда ни выбирать, ни думать самим уже не придется – «тоталитарный» Голем 3 быстро и просто сделает свой выбор.