«Стук» без границ

Прокуроры Москвы пошли в театры за порнографией

 

Руководство шести ведущих театров столицы получили прокурорские письма с требованием отчитаться о неблагонадежных спектаклях. Прокуроров интересуют аморальные авторы, аморальные постановки и аморальная атмосфера в МХТ им. Чехова, в «Современнике», в «Сатириконе», в «Гоголь-центре», в Театре Романа Виктюка и в Центре имени Мейерхольда. Правоохранители проверяют, есть ли в этих театрах мат, порнография и прочая аморальность. Проверка проводится по заявлению какого-то малоизвестного фонда «Искусство без границ».
Если бы я не был патриотом своего Отечества, то я бы, услышав в очередной раз подобную новость, воскликнул бы возмущенно, что Россия стремительно превращается в страну всепобеждающего маразма. Но нет. Это, конечно же, не так. Маразм нервно курит в сторонке, отступая под натиском высокой духовности, безграничной морали и нержавеющих скреп. Активисты всех мастей, не жалея живота своего, спасают Отечество от тлетворного влияния Запада, от чуждого русскому мужику мата, от навязанной нам врагами порнографии и не нужного настоящему патриоту секса. Такое торжество активистского разума не может не радовать. Надо признать, что многие высоконравственные москвичи завидовали высоконравственным новосибирцам, победившим «Тангейзер» с помощью местного попа-активиста, возбудившего местную прокуратуру. Даже несмотря на то, что суд не нашел ничего противозаконного ни в «Тангейзере», ни в действиях режиссера с директором – их всех прихлопнули и разогнали. На радость попу и его гоп-компании. А в Москве такой высокодуховной акции никто организовать не мог. Суетились как-то все по мелочам – затравили пожарными да прокурорскими крохотный и безобидный Театр.doc, подбросили свиную голову на ступеньки МХТ, поворчали о несоответствии отдельных премьер оригиналам Пушкина и Достоевского, попытались сорвать пару громких спектаклей... Одним словом – возня, недостойная великой театральной столицы.

И наконец – свершилось. Гром прогремел, мужик перекрестился, и прокуроры обратили свой грозный взор на ведущие театры Москвы и, не побоюсь этого слова, – России. Теперь генпрокурор господин Чайка сможет почувствовать себя ястребом, пресекающим аморальную мышиную возню худруков и режиссеров. Теперь прокуроры докажут Отечеству, что они сильны не только в игорном деле, но и в деле матерном.

Прокуроров отныне волнует порнография и аморалка. Они уже победили в стране преступность, разоблачили всех коррупционеров, посадили всех взяточников, изловили всех казнокрадов и оборотней... Теперь они требуют информацию о спектаклях Кирилла Серебренникова «Трехгрошовая опера» (МХТ имени Чехова), «Золотой петушок» (Большой театр), «Голая пионерка» («Современник»), «Пробуждение весны» («Гоголь Центр») и др. Некоторые из этих спектаклей уже давно сняты из репертуара, но нет срока давности для порнографии. И не может, наверное, не возбудиться здоровый прокурор, услышав про «голую пионерку», даже если пионерки уже нет и была она не совсем голой.

У Константина Райкина прокуроров взволновали «Все оттенки голубого», что совершенно справедливо. Это автор, режиссер и театралы считают, что спектакль поднимает тему семейных ценностей. Но прокуроров и заявителей не проведешь, они-то большие знатоки в оттенках голубого.

В Театре Виктюка под подозрение попала «Саломея», что весьма логично – любой нормальный патриот и прокурор просто обязан вздрогнуть, услышав бандеровское слово «Сало»... И пусть теперь Виктюк с его неблагонадежным происхождением объясняет в письме прокурорским, что он имел в виду, прикрывая подозрительное «Сало» не менее подозрительным «мея»...

Не повезло в очередной раз и Константину Богомолову с его «Борисом Годуновым», «Карамазовыми»... Его уже проверяют не первый раз. Православные экстремисты пытались срывать его спектакли, ­какие-то неведомые эксперты неведомого НИИ выясняли, не искажал ли он классические тексты нетленных авторов. И вот теперь пришли прокурорские, которых вспугнул «Идеальный муж». Дирекции театра теперь предстоит писать объяснительные и про «мужа», и про Богомолова, и про мат, и про порнографию... То есть наконец займутся делом, вместо того чтобы развлекаться какими-то там премьерами да гастролями.

Весь этот праздник высокой духовности и торжества безматерной морали прокуроры устроили по заявлению малоизвестного фонда «Искусство без границ». Приличные театральные деятели, критики и зрители, у которых я попытался хоть что-то выяснить об этом фонде, лишь разводили руками. К неприличным гражданам, которые матерятся и ведут аморальный образ жизни, я обращаться не стал. Заглянул в Интернет. И сразу же попал на сайт этого фонда. Прочел программный документ «О фонде» и сразу успокоился. Духовность Отечества в надежных руках. У Табакова, Райкина, Виктюка, Захарова, Урина, Серебренникова... таких высоконравственных и духоподъемных текстов на сайтах не найдешь. Пока они там, в своих подозрительных театрах, занимаются аморалкой, в фонде «Искусство без границ» пишут, обращаясь к человечеству:

«Мы придерживаемся убежденности, что предмет искусства является достоянием всего мира и не может существовать в рамках одной страны. Если оно настоящее, тогда должно быть показано всем желающим, независимо от их государственной принадлежности.

Случается так, что в какой-нибудь стране N не очень озабочены развитием своего общества и не дают возможности талантливым людям заниматься своим непосредственным делом, в котором они могли бы, выразив себя через искусство, создавать шедевры, составляющие ценность мировой культуры. Но правители и не думают помочь таким людям, напротив, всячески препятствуют им в их благородном стремлении. Это означает, что дарование не будет раскрыто, или, если удастся самостоятельно противостоять государственной машине, хоть и раскроется, все равно никогда не будет выставлено на свет мировой общественности, да и для общественности будет показано уже не в полной мере. И пропадет.

Высокое искусство принадлежит всему человечеству. «По ком звонит колокол?» – помните этот вопрос и книгу Хемингуэя с одноименным названием? Так вот, не спрашивайте, по ком звонит колокол, когда вы видите, как втуне пропадают таланты...»

Читаешь этот высокий штиль, и душа замирает. И хочется стать лучше. И хочется быть выше. И может, даже кудрявее...

«Дарование человека – явление довольно редкое. И потерять его в силу каких бы то ни было причин – значит сделать мир беднее, лишить его шанса измениться в лучшую сторону. Силу искусства невозможно переоценить. А сколько стоит дарование, создающее его? Никто этого не знает. Чем его измеришь? Этого никто еще не делал, никто не знает, как это делается, это невозможно, как невозможно оценить и промысел божий нашими мерками. Мы только чувствуем. И поэтому говорим – мы веруем, и поэтому говорим – оно бесценно»...

Это лишь небольшая часть откровений загадочного фонда, программного документа, претендующего на звание морального кодекса строителя не пойми чего. Читаешь этот манифест, и вырывается то и дело непроизвольно восторженное – «офигеть!» В хорошем смысле этого слова. В плохом теперь не позволяет закон.

Знакомлюсь на сайте с руководителями фонда, о которых раньше тоже ничего хорошего не слышал. Президент фонда – гражданка Дзасохова Светлана Валентиновна. Вице-президент – Дзасохов Игорь Соломонович. Исполнительный директор – Белоцкий Евгений Михайлович. Обзваниваю знакомых театральных деятелей, критиков и театралов – никто ничего об этих высокоморальных гражданах не знает. Понимая, что мы люди в некотором смысле ограниченные и мало что знающие, помимо «Тангейзера», «Саломеи», Богомолова да Райкина... снова обращаюсь к недрам Интернета. Но даже там загадочная Светлана Дзасохова ничем хорошим, кроме фонда, не отметилась. Или я не сумел найти. Зато ее Игорь Соломонович оказался генеральным директором энергетической компании «Динамо». И мастером спорта по дартсу. И победителем соревнований по этому высокоинтеллектуальному виду спорта на различных чемпионатах, причем неоднократно – на Кипре. Что говорит о международном масштабе личности гражданина Дзасохова, продвигающего искусство без границ.

С Белоцким Евгением Михайловичем, который на сайте числится исполнительным директором, история еще более загадочная. Всезнающий Интернет выдает нам информацию о том, что некий Белоцкий Евгений Михайлович «химичил» на строительном рынке Ярославля, выиграв с помощью махинаций тендер на строительство районной больницы. В результате управление Федеральной антимонопольной службы выставило штраф его фирме «Лидер Ярославль» в размере 69 миллионов рублей... Одновременно МВД Калмыкии объявило в федеральный розыск Михаила Белоцкого из Ярославля, который, предположительно, является отцом Евгения. Михаил отличился в Калмыкии на строительстве больницы, где сумел по мошенническим схемам увести более 100 миллионов рублей. И исчез.

Я надеюсь, что ярославский «химик» Белоцкий Евгений Михайлович и исполнительный директор фонда «Искусство без границ» Евгений Михайлович Белоцкий – это просто случайное совпадение. Не может же потомственный мошенник возглавлять высокодуховный фонд, который озабочен тем, чтобы «мир не стал беднее». Который столь трепетно приценивается к «промыслу божьему»... И который так возвышенно «стучит» в прокуратуру. «Стучит» без границ в другие органы власти, призывая обратить внимание на сомнительные театры и сомнительных театральных деятелей, далеких от истинного искусства и истинной духовности. Да и о какой духовности Райкина, Захарова, Табакова, Урина, Богомолова и прочих можно говорить, если у них даже первого разряда по дартсу нет. Если они не только на Кипре, но даже в барах Подмосковья ни разу не выигрывали дротиком.

А представим на минутку, что какой-нибудь другой высокодуховный фонд проверит их еще и на нормы ГТО? Тогда Россия и ее искусство без границ вообще позора не оберутся.

Поэтому, наверное, правы православные, исламские, атеистские и прочие радикалы всех мастей, призывающие безнравственных деятелей культуры вернуться к истокам и пасть ниц... Наверное, правы патриоты с рясами, лампасами, мандатами и манифестами, требующие очистить страну от импорта, мата, порнографии и секса... Действительно, ну сколько можно?

Поэтому, как бы мне ни хотелось воскликнуть, что мое нескучное Отечество все стремительнее превращается в страну всепобеждающего маразма, я этого не сделаю. Не сделаю сознательно – чтобы не нарушить закон и чтобы не сорваться случайно на запретный ныне искренний оценочный восклик, вместо банального и безоценочного – «полный конец!».


P.S. Когда этот номер готовился в печать, наш корреспондент дозвонилась до главы фонда «Искусство без границ». Госпожа Дзасохова гневно заявила, что их фонд не обращался в прокуратуру ни с какими заявлениями. И довольно грубо послала журналистку искать другой фонд «Искусство без границ». Сразу стало понятно, что манифест о высокой культуре и нравственности гражданка Дзасохова не писала, и наверное даже не читала. Зато теперь не понятно, что за фонд-двойник возник на волне скандала? Кто за ним стоит – не двойник ли Белоцкого? И кто от имени «Искусства без границ» распространяет анонимное по сути заявление со словами: «Что же касается проверки, которую мы начали в прокуратуре, то нам, как и остальным, будет интересно узнать ее результаты. Мы за искусство без границ, но против провокаций и грязи». Действительно, какая же тут грязь – чистый «стук» да и только.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Тренировки на кошках эпохи ковида

    От Москвы до самых до окраин, как пелось в известной песне, теперь ковид проходит как хозяин необъятной Родины моей. Он все активнее влияет на наши планы, возможности, условия жизни и, что особенно печально, даже на сроки биографии. ...
  • Сентябрьский номер журнала «Театрал» вышел в свет

    После долгого перерыва, вызванного общей ситуацией, связанной с пандемией, печатная версия журнала «Театрал» возвращается к читателям. О том, как все эти месяцы, оставшись без малейшей поддержки, выживал и трудился коллектив журнала, рассказывает в своей традиционной колонке главный редактор «Театрала» Валерий Яков. ...
  • «Я был заложником Басаева. Добровольно»

    20 июня поздним вечером ровно 25 лет назад 139 заложников Басаева были отпущены террористами на свободу. Мы были последними из почти двух тысяч человек, освобождённых ранее. Но у ста тридцати девяти были все шансы пополнить список убитых. ...
  • Весь мир – театр. Наш...

    Первый весенний месяц в театральном мире пользуется особой любовью. Принято считать, что все прогрессивное человечество именно в этом месяце широко отмечает международный праздник – День театра. Правда, основная часть человечества об этом и не догадывается, но это уже ее проблемы. ...
Читайте также