Смотрящие из темноты

«Far away» в театре «Практика»

 

Пожалуй, сегодня наиболее часто испытываемое человеком чувство – это тревога. Мир вокруг столь непредсказуем и угрожающ, что даже в самые безмятежные минуты мы ощущаем смутное волнение. И не оставляет мысль, что каждый из нас одинок, и союзники, равно как и враги, могут быть найдены где угодно.
Пьеса легендарной англичанки Кэрил Черчилл «Far away» («Далеко») как раз об этом – о тревоге. Об этом неприятном томлении внутри, которое неожиданно и мощно материализуется в реальности. «Far away» в «Практике» поставил Михаил Угаров. Являясь давним поклонником драматургии Кэрил Черчилл, он уже второй раз работает с ее текстами. Первым опытом был спектакль «Количество», сделанный на Новой сцене МХТ им. Чехова.

Новая работа Угарова сходна с предыдущей в главном принципе подхода к материалу: переносить пьесу на сцену ровно так, как она написана. Михаил Угаров всегда стремится не придумывать вокруг текста ассоциации и оправдания, а уходить глубоко внутрь. В случае с «Far away» это оказалось и безумно сложно, и очень легко одновременно. Витиеватый, призрачный, многофигурный и при этом чрезвычайно четкий, по сути, текст требовал от актеров абсолютной веры в происходящее. И в спектакле почти удалось этого добиться.

В пьесе всего три сцены. В первой девочка случайно видит убийство и пытается выяснить у своей тети, что же произошло. Во второй она, повзрослевшая, впервые встречается с любовью и со смертью – причем в рамках заурядной рабочей ситуации. В третьей же живые оказываются обречены, хотя внешне все кажется спокойным и даже умиротворенным.

Девочку играет Виктория Толстоганова, ее тетю – Елена Дробышева, а случайно обретенного мужа – Григорий Калинин. Двое последних работают – глаз не оторвать. Дробышева, со строгим усталым лицом, сведенными от напряжения пальцами, в тяжелых башмаках – воплощенная тревожность. Ее героине известно больше, чем остальным – не по фактам даже, а по ощущениям. Она роняет слова, словно камни, убеждая в иллюзии безопасности не девочку, а саму себя. Уже зная, что помощи ждать неоткуда – только из внутренних резервов. Точная интонация и у Калинина, молодого актера, готового успешно воплощать самых разных героев новой драматургии. В «Far away» его персонаж, зная, что на любовь и сближение совсем мало времени, мгновенно и болезненно сходится с главной героиней – чтобы обрести нечто, позволяющее цепляться за эту жизнь.

К сожалению, полноценного ансамбля не получается. Единство нарушает актриса Виктория Толстоганова, которая существует на сцене то вяло и лениво, то чрезмерно тщательно, с ненужной амплитудой в словах и движениях. Партнеры ей не очень-то интересны, она не видит и не чувствует их. А между тем в таком спектакле, где на атмосфере завязано очень много, необходима плотная актерская сцепка.

Центральная сцена спектакля происходит в мастерской по изготовлению шляп. Герои делают головные уборы для некого большого парада. Шляпы красивые, только одеты они будут на мертвецов. Видеопроекция, где эти самые мертвецы – вернее, пока вполне живые люди, – стоят перед камерой, как перед дулом ружья, производит сильнейшее впечатление. Заставляя нас подсознательно искать в этом ряду свое лицо. Гибели не избежать – словно говорит спектакль. Однако в наших силах уйти от нее как можно дальше.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
  • Майку Науменко посвятят zoom-квартирник

    В понедельник, 20 апреля, в 17.00 Большой театр кукол проведет свой первый zoom-квартирник, который будет посвящен творчеству культового поэта и музыканта Майка Науменко. 18 апреля ему исполнилось бы 65 лет. «Майк Науменко работал в Большом театре кукол звукорежиссёром, - говорит  главный режиссер театра Руслан Кудашов. ...
Читайте также