Экзотика разного сорта

Танцевальные дневники июля

 
Танцевальная программа Чеховского фестиваля сильна экзотическими участниками. Южноафриканская компания Ladysmith Black Mambazo (LBM), еще Нельсоном Манделой названная «культурным послом Южной Африки», в 2014 году отметила свое 50-летие – коллектив основан почти  сразу после обретения ЮАР независимости в 1961 году. LBM, основанная крестьянином Джозефом Шаббала, исполняет традиционную музыку «исикатамия», родившуюся в копях Южной Африки, где старатели подолгу живут вдали от дома. Сегодня участники LBM, среди которых пять мужчин из рода Шаббала, поют и танцуют. Их пение – «народно-академическое» профессиональное многоголосие, танец – нарочито «дикий», самодеятельный, сохраняющий мягкую пластику и природную гибкость темнокожей расы: LBM поющий коллектив, сам себе подтанцовывающий, и делающий это прекрасно.
«Инала» «Инала», совместная работа LBM с Королевским балетом Великобритании и хореографом Марком Болдуином, руководителем компании Ramber, показала мне наглядную разницу между подлинным природным, приведшим свои исходные данные к сценическим кондициям, и далеко отошедшим от природы белокожим британцем, наряжающимся в птичьи костюмы и копирующим животные ухватки – внешне похоже.  Энергетика, универсальное исполнительнительское мастерство LBM одерживают победу в творческом соревновании с «бывшими колонизаторами». На «Инале» вспоминаешь о гипнотической власти Жозефины Бекер, об исторических «черных» корнях танца модерн-джаз, об успехе танцев чернокожего Джубы в 1848, описанном Чальзом Диккенсом (рабство было отменено в 1865).  Яркая индивидуальность и генетический вкус к импровизации участников LBM берут верх над сочиненной в репетиционном зале хореографией британских современных танцовщиков – безусловно, изощренной, сложносочиненной, оригинальной, компания Ramber – мировой флагман современной хореографии, но опирающийся во многом на классическую балетную традицию. Общего пластического кода, объединяющего искусную рафинированность и природную свободу в «Инале» обрести не удалось, но удалось посмотреть два отдельных прекрасных каждый в своем мастерстве коллектива за один вечер.  

«Рис» «Рис» тайваньского коллектива «Небесные врата» знаменитого Лин Хвай-Мина доставил традиционное удовольствие от кинематографичной, зрелищной танцевальной техники хореографа, и от темы – я бы первая пошла на танцспектакль «Рожь» российского хореографа. Природный земледельческий цикл взращивания и обработки риса передан сюитным бессюжетным танцем: «Земля», «Ветер», «Опыление», «Солнечный свет», «Зерна», «Огонь», «Вода»…   Лин вывез артистов в долину Чихшанг, где они вместе с фермерами собирали рис. Эта долина пострадала  от химических удобрений, но стараниями фермеров снова стала «рисовой кладовой императора». Это не первый и не последний танцспектакль об экологической катастрофе: новозеландский хореограф Леми Понифазио ставил спектакль «Птицы с небесными зеркальцами» о нефтяных разливах вокруг островов маори и близкой к Новой Зеландии озоновой дыре Антарктиды, из-за которой у маори распространяется меланома. «Рис» не сложен хореографически, в нем доминирует драма роста, хрупкости жизни, процессов развития – он об этом. Звуковую палитру спектакля составили народные песни на древнем диалекте хакка, оперные арии, записанные звуки природы: завываение ветра, шелест сыплющегося зерна, раскаты грома. Видеофон рисовых полей снят во время командировки в Чихшанг. Танцовщикам удалось стать рисинками, ростками риса, горящими в пожаре ростками риса, возрождающей поля водой.
«Золушка» «Золушка» испанского хореографа Гойо Монтеро, поставленная на труппу Нюрнбергского балета, стала продолжением линии кассовых зрелищных балетов, которые обычно показывает на Чеховском фестивале Мэтью Боурн. Удивительно, но то, что можно Боурну и балету «Трокадеро», любимым публикой везде и всегда, московская критика скорее запретила Монтеро. Яркая подробная повествовательность, острый гротеск «плохих» персонажей – мачехи и сестры, исполненных танцовщиками-мужчинами, нарочитый bdsm-код в отношениях мачехи и Золушки  (мачеха с бичом, Золушка в костюме словно для подвешивания). Мне «Золушка» показалась спектаклем выдающимся в том смысле, что хореограф на новом витке понимания сюжетности в танце попытался вернуться к ясному повествованию в танцевальном спектакле, используя и рискованные техники современного танца в партии Золушки, и яркое комикование в духе «Трокадеро» в партиях сестер и мачехи. Да просто решил вернуться к сюжету, поплыть против течения, в котором работают тысячи хореографов, убедивших себя, что что-то смыслят в абстрактной хореографии, подвластной на самом деле единицам, действительно гениям. За костюмы – и театрально яркие, и функционально-удобные – спасибо и самому Монтеро, приложившему к ним руку, и художнику Анжело Альберто.

Золушка в образе Маугли, живущей буквально в печной золе, становится запоминающимся образом благодаря актрисе Саяко Кадо, отчаянно и смело танцующей забитого зверька, умеющего ластиться. А также благодаря революционному решению Монтеро не Золушку отправить во дворцовую жизнь после свадьбы, а Принца – в печную золу жизненного пространства Золушки. Уже на балу он проявляет такое отвращение к обитателям дворца, что его решение спрятаться от них за печной заслонкой кажется вполне логичным. Как уж дальше повернется – это за кадром. Но под занавес спектакля он выбирает путь Будды Гаутамы.
«Eau/Вода» При поддержке танцевального портала и фестиваля Prodvegenie-fest.ru в театре Луны состоялся вечер трех московских пластических театров «Театр тела». Вдохновитель вечера Вероника Чернышева собрала на малой сцене театра Луны коллективы, для которых сочинение танца, хореографии еще актуально на фоне тренда перформативных практик. Екатерина Ярочкина, Людмила Бурышева, Яна Олешко из Two Dance Company показали спектакль «Двое сбоку» – часовой пантомимический трагифарс об отношениях. Влюбленная жертва отношений, гарцующий объект отношений, жертва-манипулятор: станцовано ярко, театрально, с выстроенной драматической игрой, но затянуто. В 15 сюитных минут «Двое сбоку» уложились бы прекрасно. 

Танцевальная пьеса «Насквозь» Lika Shevchenko Project на двух танцовщиц, Викторию Камалову и Богдану Приходу толкует, как словарь, название: «От кончика носа до кончика хвоста, совершенно, чисто, целиком, во всем, во всех отношениях, со всей полнотой, весь, окончательно, через, полностью, наскрозь, сквозь, от начала до конца, сплошь, вконец, всецело, целиком и полностью, совсем, в полной мере, в полном смысле слова, навылет, нацело, начисто, вполне, абсолютно, до конца». Дуэт «Насквозь» - об отрезке мучительного пике страсти, когда мучения – высшее наслаждение. Изобретательность поддержек и трюков говорит о доскональном знании возможностей и реакций партнера, и остановка его движения или ответ на него секундой раньше или позже меняют драматургию и вкус движения. Лика Шевченко, долгое время ведущая солистка, теперь педагог и хореограф, становится интересным постановщиком-психологом.

Живой театр Ирины Рудницкой с пластической аллегорией Eau/Вода полностью оправдал название и к финалу оживил весь зал, вытащив зрителей на сцену и затеяв общий с ними зажигательный пляс. Танцовщицы (во всех постановках вечера оказались задействованы только женщины), искусные в драматической пантомиме, в гриме, иссушившем их лица, пластикой, показывавшей изможденность, шли по пустыне, сберегая единственный крошечный кувшин с водой. Каждой хотелось опустошить его и каждая боролась с искушением как могла. «Моисей» уставших путниц, Рудницкая предложила кувшин небесам в обмен на дар дождя. Небеса остались глухи к подарку. Вода досталась сухому пустынному дереву. И небеса разверзлись, подарив дождь, жизнь. И публика хохотала счастливо. Радость в театре возможна, если ее подарить, заронить. И таким простым счастьем оказалась мысль вечера «Театра тела», что танцующий человек в первую очередь хочет поделиться своим желанием именно жить, и понять себя, и преодолеть себя.
«Кто убил Кармен?» На сцене театра музыки и поэзии Елены Камбуровой состоялась премьера «Кто убил Кармен?» пластического театра Алишера Хасанова «Мим-оркестр». Алишер Хасанов – классический танцовщик, хореограф, создал свой театр из актеров драматических театров, желающих танцевать в свободное от рабочего репертуара время. Алишер умеет увлечь, раскрыть актера, разрешить ему себя – и «Кармен» получилась энергичной, романтичной, озорной, ироничной – но только не тяжелой, трагичной или скучной. Здесь шесть Хосе и шесть Кармен – все исполнители на сцене. В каждом из них – женщина, способная свести с ума,  смелая, открытая, непредсказуемая, или мужчина, готовый разрешить себе страсть и ее последствия. Ролевые модели Хосе и Кармен в первую очередь как раз для этого – разрешить себе  что-то новое, новые пределы. Не это ли сверхзадача свободных форм танца, сохраняющих при этом обязанности зрелищности перед публикой? А публика не верит своим глазам: вот он, русский театр танца, драматическая игра, тонкая театральная страсть, зрелищный современный танец – и даже музыкальную сублимацию любви, «Болеро» Равеля со сложны ритмом и счетом, твердо освоенным драматическими артистами, выходящими в кульминации в космос экстаза. Хорошо бы спектакль оставили в репертуаре театра Камбуровой.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Сцена Театра Табакова на Чистых закрывается на реконструкцию

    Сегодня, 2 июля, в Театре Олега Табакова состоится 100-й спектакль «Мадонна с цветком», после чего историческая сцена на Чистых прудах закроется на реконструкцию. Не Табакерка – Подвал. Табаков назвал свой театр именно так. ...
  • «Не бывает маленьких пожертвований»

    За последние несколько месяцев в стране и мире произошли события, которые затронули все сферы нашей жизни. Журнал «Театрал» узнал у представителей благотворительных фондов, чьими попечителями являются российские актеры, как осуществляется деятельность этих организаций в столь непростое время. ...
  • Депкульт уволил директора Театра Маяковского

    Сегодня, 1 июля, стало известно, что в Департаменте культуры Москвы приняли решение сменить директора в Театре им. Маяковского. О том, что Александр Стульнев уволен, сообщил в своих соцсетях бывший художественный руководитель Маяковки Миндаугас Карбаускис. ...
  • В прокат вышел трагифарс о закулисье «Главная роль»

    30 июня в российский прокат вышла комедия «Главная роль», которая «впечатляюще препарирует отношения между режиссёрами, актёрами и аудиторией». В главных ролях – Пенелопа Крус и Антонио Бандерас. Премьера трагифарса о закулисье и о природе актерской популярности состоялась на Венецианском кинофестивале, в основном конкурсе. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Слухи об увольнении Райхельгауза сильно преувеличены

    В последние дни на страницах СМИ и в телеграм-каналах активно обсуждается тема возможных вскоре замен руководителей ряда московских театров. В числе наиболее вероятных газета «МК» назвала «Гоголь-центр», «Современник» и «Школу современной пьесы». ...
  • Депкульт снял с постов Рыжакова, Аграновича и Райхельгауза

    Столичный Департамент культуры поменял руководство трех московских театров. Не продлил договоры с худруками Гоголь-центра, «Современника» и «Школы современной пьесы», а также назначил новых директоров в первые два театра. ...
  • Юбилей «Ленкома» на Красной площади

    3 июня, в день официального открытия 8-го книжного фестиваля «Красная площадь», на главной площади страны  Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова»  показал москвичам и гостям столицы театрализованный концерт «Без пяти сто», посвященный 95-летию театра. ...
  • Кадровые перестановки возможны в Театре Наций

    В Театре Наций могут сменить директора. Об этом сообщила журналистка Ксения Собчак в своем Телеграм-канале.   «В "Театре Наций" сменят директора, Мария Ревякина будет уволена, хотя и доверенным лицо Путина была, и в расстрельном списке навальнистов числится. ...
Читайте также