Родина рок-н-ролла

Город – Екатеринбург, Население – 1 миллион 336 тысяч 500 человек, Театров – 22

 

Екатеринбург претендует на то, чтобы слыть третьей или четвертой столицей России, и это дает его жителям и власти больше поводов для куража и дерзости. Последние годы он и вправду развивался бурными темпами, похоже, балансируя на «творческом» конфликте между городской и областной властями, бравшими ту или иную отрасль под свой авторитетный контроль.
Бывавшим не раз в городе бросается существенная разница между Екатеринбургом 1990-х и Екатеринбургом 2000-х. Сегодня это город с ухоженным центром – комфортным пространством для жизни с променадами и набережными, шедеврами конструктивизма, дворянской и промышленной архитектуры XIX века. Сердце города – Плотинка, где в узкое жерло с бешеной скоростью, захлебываясь, устремляется поток воды с Исетского пруда; плотина, мотор, перпетуум мобиле, аппарат-метафора урбанизма, укротившего девственную суровую природу.

Екатеринбург – заводская столица России, где началась индустриализация патриархальной империи и окончилась жизнь царской династии, – был обречен стать столицей культурной альтернативы. Здесь в 1980-е расцвел феномен «свердловского рока» с резко социальными, депрессивными, порой суицидно-отчаянными интонациями. Также в 1980-е Свердловский ТЮЗ начал всероссийское «тюзовское» движение – преобразование театров юного зрителя, законсервированных и изолированных благодаря своей узкой специализации трупп, в активных участников «большой» театральной жизни, чему весьма способствовало административное раскрепощение театра и возникший при Свердловском ТЮЗе крупнейший всероссийский фестиваль «Реальный театр», доживший до сегодняшнего дня. Екатеринбург стал одной из важнейших столиц современной хореографии в России – здесь началась карьера главных пассионариев жанра, «Провинциальных танцев» Татьяны Багановой. Вслед за ними стали востребованными «Эксцентрик-балет» Сергея Смирнова и «Киплинг» Натальи Левченко. Здесь впервые в России открылся факультет современного танца, возглавляемый Геннадием Абрамовым, – до той поры высшее балетное образование в России было только классическим. Здесь до последнего времени работало контркультурное, анархическое издательство Ильи Кормильцева «Ультра.Культура».

Екатеринбург – один из важнейших центров новой драматургии, здесь работает авторская школа Николая Коляды. Это целая фабрика пьес – и сам Коляда, и его ученики (Олег Богаев, Василий Сигарев, Александр Архипов и др.) активно включены в процесс обновления репертуара российских театров. Каждое лето итоги драматургической жизни подводятся на финале конкурса «Евразия», где не только драматургам со всей России вручаются премии, но и случается театральный марафон, где пьесы читают 12 часов подряд сперва в театре, а затем в деревне Логиново, на даче Николая Коляды.

Принципы современного театра и драматургии можно увидеть в самой оригинальной екатеринбургской труппе «Коляда-театра», занявшей помещение деревянного особняка на улице Тургенева. За пять лет существования «Коляда-театр» собрал лучшие актерские силы из различных трупп Екатеринбурга и живет теперь в независимом, негосударственном формате. Маленький уютный зал, гостеприимные интерьеры с имитацией домашнего уюта, пронзительные, кричащие, в чем-то резковатые и ранящие спектакли, большей частью основанные на текстах Николая Коляды о жизни русской провинции. Совершенно особая линия репертуара «Коляда-театра» – классика, в которой труппа достигает своего апогея, – сегодня это «Гамлет» и готовящаяся гоголевская «Женитьба».

У Екатеринбургского ТЮЗа огромная и славная история. Это, прежде всего, театр Анатолия Праудина – одного из важнейших режиссеров России. Когда-то его радикалистская авангардистская постановка в жанре театра абсурда «Алиса в стране чудес» получила Государственную премию, что стало едва ли не большим событием для истории Госпремии, чем для самого театра. В Екатеринбургском ТЮЗе работает первая артистка Екатеринбурга и звезда всей театральной России Светлана Замараева. Сегодня театр остается местом, где продолжается художественный эксперимент (регулярно проводятся лаборатории современной пьесы и молодой режиссуры), но отсутствие художественного руководителя сказывается на не слишком интенсивной работе театра. Последняя яркая премьера ТЮЗа – «Жак и его господин» в режиссуре Олега Рыбкина.

Еще в городе есть два небольших театрика. Яркий, активный «Театрон» Игоря Турышева, совсем недавно претерпевший немало трудностей (вплоть до угрозы закрытия), пока взял паузу и собирается с силами. А доселе не слишком успешный театр «Волхонка», напротив, пытается сегодня всеми силами выйти на поверхность и заявить о себе всерьез. Последние постановки у «Волхонки» были эффектными и заметными, как «Арт» и «Момо», получивших немало премий.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
  • «Экскурсия» в Музей Родена

    В понедельник, 18 мая, во всем мире отмечается Международный день музеев. «Театрал» решил в этот день подарить своим читателям «путешествие» в парижский Музей Родена, символом которого, на самом деле, должен быть не хрестоматийный «Мыслитель», а «Вечная весна» и нежность непостижимо переданная скульптором в мраморе. ...
Читайте также