Любовь к старине

 

Борис Голубицкий, художественный руководитель Орловского государственного академического театра имени И.С.Тургенева, отметил сразу два юбилея – 60-летие со дня рождения и 40-летие режиссерской деятельности.
Борис Голубицкий относится к тому поколению режиссеров, которое вошло в профессию на волне ярких, теперь уже легендарных спектаклей по классике, созданных Товстоноговым, Эфросом и др. Это было в конце 60-х годов. Начался углубленный, острый диалог с культурой. Этому диалогу Борис Голубицкий отдал сорок лет профессиональной жизни.

В его «послужном» режиссерском списке – Островский, Гоголь, Тургенев. Тургенев для Голубицкого особенно важен и близок, ведь семнадцать лет назад он приехал в Орел и возглавил театр, который носит имя писателя. К этому факту Голубицкий отнесся не формально, а сумел извлечь из него важный для себя смысл. Стал служить одному из самых поэтичных русских прозаиков XIX века со страстью и одержимостью. Поставил восемь пьес Тургенева. Среди них – «Неосторожность», ранняя драма классика, написанная тогда, когда автору не исполнилось еще и двадцати пяти лет.

Особый интерес Борис Голубицкий проявил к прошлому орловской сцены. С помощью архивов сумел узнать, что еще в 1815 году в Орле открылся театр графа Каменского, повесил на здании мемориальную доску, на которой значится имя основателя. И построил маленькую сцену, на которой ставятся произведения Тургенева и других писателей-орловцев – Бунина, [%1908%]Лескова, Леонида Андреева, Александра Писарева. Сцена эта – самый укромный, интимный уголок театра. Спектакли идут под живую музыку, которую исполняет трио – виолончель, скрипка и фортепиано. Зрительный зал – всего 39 мест. Есть здесь и уникальный занавес, исполненный художником по батику Татьяной Блиновой, которая полтора года «сочиняла» его по скупой строчке, найденной в мемуарах современника Каменского: «...взвился занавес, на котором изображен Парнас, Аполлон и девять муз». Рядом с деревянной сценой сооружена гримуборная примы театра эпохи графа Каменского Кузьминой, о которой была написана «Сорока-воровка» Герцена.

Все эти музейные реликвии, восстановленные древности придают Орловскому академическому театру особый колорит и прелесть. Делают его самым стильным учреждением культуры в городе.

Свой диалог с культурой Борис Голубицкий не собирается прерывать и по сей день. Сейчас репетирует «Доходное место» Александра Островского. Он ставил эту пьесу, еще будучи молодым режиссером в Куйбышеве. И говорит, что тогда «Жадов был героем, честным человеком с высокими жизненными идеалами. Сегодня все изменилось. Утвердилась иная система ценностей. И Жадов – уже не герой, а просто слабый человек, которого сломала жизнь. В этой жизни правят законы лести, чинопочитания, кумовства, денег, корысти и угодничества перед сильными мира сего. Поэтому сегодня процветают Белогубовы. Это их время».

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
  • «Экскурсия» в Музей Родена

    В понедельник, 18 мая, во всем мире отмечается Международный день музеев. «Театрал» решил в этот день подарить своим читателям «путешествие» в парижский Музей Родена, символом которого, на самом деле, должен быть не хрестоматийный «Мыслитель», а «Вечная весна» и нежность непостижимо переданная скульптором в мраморе. ...
Читайте также