Жонглеры временем и пространством

Фестиваль уличных театров «Вдохновение» прошел на ВДНХ

 
На «Вдохновении» поразили две вещи: как быстро вернулось в речь людей название ВДНХ вместо ВВЦ и как покрашенные бронзовой краской «живые статуи»-перформеры из арт-проекта «Они живые?!», спешащие на место новой дислокации или фотографирующиеся с детьми, были похожи на скульптуры-навершия с больших павильонов. Рождалось ощущение, что скульптуры сталинской архитектуры ожили и спустились прогуляться среди своих нынешних современников по случаю глобальной реконструкции ВДНХ.
Выступали «Независимый театральный проект» с «Тапер-шоу: танцующие на струнах» (музыка, переодевание и степ одновременно), театр FreakFabrik с поющими цветочными вазами и передвижными окнами, показывающими сны, ½ Orchestra с головами животных играл new age brass, оркестр балканской музыки Exilados – зажигательное цыганское, группа The WiseGuyz – аутентичное рокабилли, а театр «Огненные люди» проехался по ВДНХ в телеге, в которой стояла лодка из цветов.

Фестиваль не слишком углублялся в необъятную территорию ВДНХ. Перформансов у экзотических далеких объектов вроде силосной башни, червоводни, верблюжатника или гидротарана не было. Толпа вращалась вокруг фокусников, музыкантов, девушек в фонтане и людей на ходулях между фудтраками у главного входа, бывшим павильоном «Узбекистан», нынешней «Культурой», будущей штаб-квартирой Российского Военно-Исторического Общества и павильоном «Космос».
Дивились у  фонтана «Каменный цветок»: группа девушек в синих купальниках (танцевальный кооператив «Айседорино горе») ходила по колено в воде активно фонтанирующего «Каменного цветка» под звуки «Праздничной увертюры» Дмитрия Шостаковича, написанной по случаю открытия этого фонтана, следующего сразу за фонтаном «Дружба народов». Девушки укрывали полиэтиленом малые архитектурные формы фонтана в честь американских современных художников Христо Явашева и Жанны-Клод де Гийебон, укрывавших и оборачивавших разноцветной тканью острова в Бискайском заливе, здание Рейхстага, памятник Леонарду да Винчи в Милане. Сокрытие публичного объекта возвращает к нему внимание: почему обернули? Как изменится после обнажения? Нынешняя глобальная реконструкция ВДНХ – отличный повод повторить этот художественный жест: как легендарные архитектурные объекты реставрируются, какие новые черты и смыслы им придаются после снятия строительных «лесов» и брандмауэров – к этим вопросам обратил зрителей перформанс «Сокрытие торжества» «Айседорина горя».
Артисты «Антикварного цирка», создатели замечательных историй «Лев с седой бородой» и «Мандариновый ангел»,  в спектакле «Кабаре Анти» поразили гимнастикой на фонарях: девушка в ажурных трико собрала вокруг фонарного столба больше зрителей, чем, наверное, Блок стихотворением «Ночь. Улица. Фонарь…»  «Антиквары» играли добрую старую пантомиму в черных фраках, всклокоченных седых париках с чемоданами, удивлениями, поцелуйчиками  и расставаниями. Не идеально хорошо их было видно. Площадной театр – борьба зрителя за свое место: на видеоэкраны спектакли не перегонялись. Нашел программку (были у ребят из «Мосволонтера»), нашел площадку, прикинул дислокацию людей, которые еще набегут после тебя, занял позицию – и жди чуда искусства на площади. И оно происходит.
Видными героями «Вдохновения» стал театр «Высокие братья» и другие актеры на ходулях. Вот уж кто натешил публику вволю. Люди на ходулях вдруг окружали часть толпы и шутейно сжимали ее, поздравляя с «днем рожденья».  Балет на ходулях плясал без перерыва больше трех часов. Белый палаточный лагерь «Лабелинт» Театра, Имени Которого Нельзя Называть, зазывал в в лабиринт из Белых простынь на прищепках, внутри которых случались неопасные смешные встречи с Блондинкой или Белинским. Bubble Company надувал гигантские мыльные пузыри большими сачками, а их машины, производящие тучи обычных мыльных пузырей, казались работающими на вечном двигателе.

Интересно, что станет символом нынешнего меняющегося ВДНХ. У ВВЦ официального символа не было, разве что неофициальный – киоск с шаурмой или кооперативными джинсами.  ВСХВ (первое название ВДНХ) в 1939 году получил символ «Тракторист и колхозница» со снопом пшеницы в поднятых руках и развевающимся знаменем позади. В 1959 году ВДНХ, уже объедившая в себе сельскохозяйственную, промышленную и строительную выставки, получает символ с тремя фигурами: со снопом, отбойным молотком и атомом. Знаменитая фигура «Рабочий и колхозница» становится символом ВДНХ только в 1970-е.  Мыльные пузыри-гиганты и любовно укрытый от невзгод фонтан «Каменный цветок», конечно, тоже вполне себе символы. Пусть и на один день фестиваля.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • «Не бывает маленьких пожертвований»

    За последние несколько месяцев в стране и мире произошли события, которые затронули все сферы нашей жизни. Журнал «Театрал» узнал у представителей благотворительных фондов, чьими попечителями являются российские актеры, как осуществляется деятельность этих организаций в столь непростое время. ...
  • Депкульт уволил директора Театра Маяковского

    Сегодня, 1 июля, стало известно, что в Департаменте культуры Москвы приняли решение сменить директора в Театре им. Маяковского. О том, что Александр Стульнев уволен, сообщил в своих соцсетях бывший художественный руководитель Маяковки Миндаугас Карбаускис. ...
  • В прокат вышел трагифарс о закулисье «Главная роль»

    30 июня в российский прокат вышла комедия «Главная роль», которая «впечатляюще препарирует отношения между режиссёрами, актёрами и аудиторией». В главных ролях – Пенелопа Крус и Антонио Бандерас. Премьера трагифарса о закулисье и о природе актерской популярности состоялась на Венецианском кинофестивале, в основном конкурсе. ...
  • Большой театр покажет сразу три балетных премьеры

    С 7 по 10 июля на Новой сцене Большого театра пройдут премьерные показы трех одноактных балетов – «Танцемания» Вячеслава Самодурова, «Made in Bolshoi» («Сделано в Большом») Антона Пимонова и «Времена года» в постановке Артемия Белякова. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Слухи об увольнении Райхельгауза сильно преувеличены

    В последние дни на страницах СМИ и в телеграм-каналах активно обсуждается тема возможных вскоре замен руководителей ряда московских театров. В числе наиболее вероятных газета «МК» назвала «Гоголь-центр», «Современник» и «Школу современной пьесы». ...
  • Депкульт снял с постов Рыжакова, Аграновича и Райхельгауза

    Столичный Департамент культуры поменял руководство трех московских театров. Не продлил договоры с худруками Гоголь-центра, «Современника» и «Школы современной пьесы», а также назначил новых директоров в первые два театра. ...
  • Юбилей «Ленкома» на Красной площади

    3 июня, в день официального открытия 8-го книжного фестиваля «Красная площадь», на главной площади страны  Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова»  показал москвичам и гостям столицы театрализованный концерт «Без пяти сто», посвященный 95-летию театра. ...
  • Кадровые перестановки возможны в Театре Наций

    В Театре Наций могут сменить директора. Об этом сообщила журналистка Ксения Собчак в своем Телеграм-канале.   «В "Театре Наций" сменят директора, Мария Ревякина будет уволена, хотя и доверенным лицо Путина была, и в расстрельном списке навальнистов числится. ...
Читайте также