Борис Мездрич

«Государство должно защищать интересы театров»

 

Предварительные итоги зрительского голосования по лонг-листу «Звезды Театрала» показали, что в номинации «Любимый театр (Лучший директор)» в лидеры наряду с директором Театра Вахтангова выбился экс-директор Новосибирского театра оперы и балета. «Театрал» дозвонился до Бориса Мездрича и узнал, в какой мере он готов доверять зрительскому сообществу, как относится к сегодняшней культурной политике и в какой форме поддерживает отношения с Минкультом.
— Борис Михайлович, вы, наверное, уже знаете, что, когда случилась вся эта история с «Тангейзером», зрители стали активно предлагать вашу кандидатуру на премию «Звезда театрала» (в номинации «Лучший директор»). Это премия зрительских симпатий. Результат мы пока не знаем: голосование продолжается, но столь активная зрительская поддержка, наверное, не может не радовать…
— Думаю, это говорит о том, что профессиональная работа, если она получается и хорошо сделана, и я говорю не только о «Тангейзере», но о театре в целом, всегда вызывает отклик. И у профессионального сообщества, и у зрителей.

— Выходит, чиновники обошлись с вами не очень хорошо, а зрители все понимают?
— Заблуждаться могут все. И публика, и чиновники. Вопрос в том, меняется ли эта точка зрения со временем. Либо люди начинают понимать, что заблуждались, и тогда на свет появляется истина, и есть смысл надеяться, что все не так плохо. Но если же такой процесс, осмысления и переосмысления не происходит, то ситуация может быть близкой к безнадежной. Вот такой диапазон.

— Поделитесь, как сейчас складывается ваша судьба? Нашли ли место?
— Пока нет, я занимаюсь самоподготовкой. Это очень полезная процедура в любое время и в любом возрасте. Например, вот даю вам интервью — это тоже самоподготовка.  Переговоры, конечно, идут, но о результатах говорить рано.

— А что же случилось на самом деле в Театре на Литейном? Уж очень странная вышла история.
— Жизнь рассудит, что там на самом деле произошло. Я пока этот сюжет комментировать не хочу, и даже больше — не могу. А там дальше посмотрим.

— Тогда хочу вас спросить как театрального менеджера. Последнее время кипят не театральные страсти. Суды, активисты… Театр болен?
— Думаю, здесь надо обратить внимание не столько на театр, сколько на общество. Необходимо увидеть, что в отсутствие специальной культурной политики, диктатуры — в хорошем смысле этого слова, — всегда находятся силы, которые это место займут. И поддерживая эти силы, мы можем очень быстро прийти к крайне негативным результатам. Театр — лишь один из индикаторов, где-то может быть просто более заметный, поскольку такие истории в театре — это публичные истории. Так что я призываю увидеть, как в пространство общественной жизни вторгаются силы, которые не готовы и не имеют на это права ни по Конституции, ни по подготовке, как формально говорят, персонала.

— Какие силы вы имеете ввиду? Чиновники, РПЦ?
— Те, которые активно действовали и продолжают действовать, в частности, с «Тангейзером», и не только. Нужно, чтобы у этих сил не было головокружения от успехов. Надо бы как-то объяснить, что их никто не приглашал на эту роль. Я никого не называю. Но предлагаю поразмыслить на эту тему.

— А как быть со зрительской силой? Не так давно директора театров выступили против законопроекта Минкультуры, согласно которому состояние театра, как художественное, так и хозяйственное, будет оценивать зритель.
— Конечно, мы делаем спектакль для зрителя, и без его участия спектакль в принципе не может состояться. Но надо так же понимать, что зритель — это не однородное сообщество, а многослойное, с разными интересами, интеллектом и художественным, театральным опытом. Если понимать публику как совокупность различных параметров зрительского сообщества, тогда можно использовать это и принимать во внимание. А если воспринимать зрителя как единое, железобетонное мнение, тогда будет труба. Мы понимаем, что есть постоянный зритель, который ходит на все премьеры сезона, есть профессиональный зритель, который так или иначе связан с театральной деятельностью, и есть массовый, который 1-2 раза в сезон посещает театр. Точка зрения каждой из этих групп может быть различна, и ее нужно учитывать. Точка зрения профессионального и постоянного зрителя — особенно важна, поскольку именно через этих людей массовый зритель приходит в театр. И в этом нет ничего нового, любой директор вам скажет, что всегда обращал на это внимание и работал со зрительской аудиторией. Но  надо ли формализовывать такие вещи — вопрос спорный. Это надо обсуждать с профессиональным сообществом, прежде всего. И спешить тут нельзя. А уж тем более решать судьбу руководителя таким образом. Это категорически неправильно.

— Еще особенное значение в этом законопроекте уделяется оценке буфета и туалетов… Театр действительно начинается с вешалки? 
— Это правильно. Потому что условия, при которых зритель приходит в театр, начиная от покупки билета и заканчивая буфетом — действительно очень важны. Мы это всегда знали. Например, в Новосибирском театре оперы и балета мы сами организовывали бесплатный автобус в Академгородок, который увозил зрителей после каждого вечернего спектакля. Это 30 км от Новосибирска, но мы понимали, что зрители из Академгородка — как раз категория постоянных зрителей, мнение которых нас интересует.

— А как быть с той категорией, которые приходят пусть даже на очень талантливый, но эксперимент, и начинают возмущаться, что такого театра быть не должно?
— Совсем недавно в Новосибирске прошел суд: одна из зрительниц подала иск к театру, основываясь на законе о правах потребителя. Ей показали не того «Тангейзера», на которого она покупала билет. И она потребовала от театра показать классическую, как она говорит, постановку.  Суд этот иск отклонил.  Так же, как в случае с решением мирового суда по «Тангейзеру». Мы видим, что судебная власть абсолютно профессионально работает с законодательством на эту тему и не принимает решений, которые сужали бы художественное пространство театра.

Надо понимать, что любая трактовка — это из разряда вкуса. А театр имеет полное право на свободу творчества. И если это право будет чем-либо ограничено, и суд начнет набирать прецеденты… К слову, аналогичное судебное решение было принято в связи с постановкой Дмитрия Чернякова «Руслан и Людмила» в Большом театре. Вот так и должно государство защищать интересы театров, выступая против безграмотных и абсолютно безосновательных требований отдельно взятых людей. И надо учитывать, что правоприменительной практики по таким темам практически нет. Значит художественная целесообразность – не предмет судебного рассмотрения.

— Но все-таки эксперимент эксперименту рознь. Как быть, если режиссер все-таки переступил грани разумного? Никто не должен ему на это указывать?
— В Конституции Российской Федерации очень четко зафиксировано, что нельзя делать ни в коем случае. Это разжигание национальной розни, порнография, пропаганда насилия и войны, и так далее. Все остальное — вопросы за пределами этих требований. Если режиссер предлагает необычную трактовку, и она не нарушает конституционные нормы, значит, она имеет право на существование. Если спектакль сделан хорошо, то он будет жить долго. А если же в художественном плане постановка беспомощна, зрители сами от нее откажутся. Примеров тому масса.

В этом и есть смысл репертуарной политики любого театра, чтобы сочетать спектакли, имеющие традиционное исполнение, и спектакли нового, оригинального характера. Это-то как раз и интересно: массовый зритель придет на привычное, а подготовленный зритель — на экспериментальные работы. 

— Именно такую политику вы и вели в Новосибирском театре оперы и балета. Что там сейчас происходит, следите?
— Относительно. Я и так знаю, что там будет дальше происходить, мне уже все понятно. Но говорить про это, пожалуй, не буду. Жизнь покажет, какие там будут перемены.

— А с министром Мединским и в целом Министерством культуры отношения поддерживаете?
— Поддерживаю. Недавно вот принимал участие в общественных слушаниях по «Золотой маске».  Было бы неплохо прописать в правилах премии гастроли по России для победителей. Чтобы лучшие спектакли могли посмотреть по всей стране. Но главная проблема, на самом деле, в другом. Например, в том, что экспертный совет балета, к слову, отбирает на премию больше половины западных переносов. А «Щелкунчик» Вайнонена, например, им не подходит, поскольку его в России уже видели. Выходит, что правила действуют одни — номинироваться должны лучшие спектакли прошедшего года, а на деле российские переносы, очень талантливые, в конкурс не проходят. Не интересно. Вот это — главное, именно с этим надо что-то делать.

— После «Тангейзера» рядом с вашим именем все чаще упоминают «скандальный». Скандалы помогают карьере? Или лучше жить тихо?
—  То, что произошло с «Тангейзером», я скандалом не считаю, и мне не нравится эта формулировка. Это ведь не скандал, а нормальная, профессиональная работа театра. Она ни сколько не выпадает в сторону. То, что театр попал в эпицентр разнообразных общественных интересов, говорит о том, что художественные предложения театра вызвало значительный общественный резонанс. И это хорошо, это показало, что такой процесс, такие разногласия в обществе есть, об этом надо говорить, а не скрывать. Так что это не скандал. Это — совершенно другой, крайне полезный процесс в обществе. Вот и все.

Поделиться в социальных сетях:




Самое читаемое

  • «Не понимаю, что такого сотворил Женовач?»

    27 октября театральный мир сотрясли сразу две кадровые перестановки. Одна из них – в МХТ им. Чехова. Сергея Женовача по собственному желанию освободили от должности художественного руководителя, а на его место назначили Константина Хабенского. ...
  • Константин Хабенский озвучил свою стратегию

    Сегодня, 24 ноября, в МХТ им. Чехова прошел сбор труппы, на котором новый художественный руководитель озвучил свои планы на два сезона вперед.    «Разрешите я сниму маску в прямом и в переносном смысле», – сказал Константин Хабенский и начал сбор труппы с поздравлений всем, кто победоносно вернулся, а это Андрей Бурковский, Дарья Мороз, Игорь Золотовицкий и Николай Симонов – главный художник МХТ им. ...
  • Римас Туминас: «Талант не спасет, если нет вкуса»

    К столетию Театра им. Вахтангова Римас Туминас выпускает спектакль по одному из главнейших произведений в пантеоне русской классики – роману Льва Толстого «Война и мир». Главнейшему хотя бы потому, что едва ли не каждый зритель знаком с романом со школьной скамьи, а стало быть, сомнения и споры неизбежны. ...
  • Эдуард Бояков покинул пост худрука МХАТа им. Горького

    Эдуард Бояков ушел с должности художественного руководителя МХАТа им. Горького. Об этом он сообщил в Facebook. «Директор Владимир Кехман вечером предложил мне написать заявление. Я это сделал несмотря на то, что у меня пятилетний контракт. ...
Читайте также


Читайте также

  • Юрий Бутусов: «Я страдал, но держался»

    Понятие «живой артист» стало для Юрия Бутусова символом веры, как и для его педагога в ЛГИТМиКе. Об авторитарной товстоноговской школе, о сопротивлении, на котором рождается много интересного, о гармонии между головой и сердцем Юрий Николаевич говорит с позиции нового опыта – как мастер своего первого курса в ГИТИСе. ...
  • Татьяна Збруева: «Стиль – это внутреннее ощущение»

    Татьяна Збруева когда-то мечтала поступить на журфак, чтобы работать в «глянце», но жизнь показала другое – теперь она сама, будучи актрисой «Ленкома Марка Захарова», задаёт тон в моде и стиле и уверяет, что «глянец» далеко не самое интересное, на что следует потратить жизнь… – Татьяна, в соцсетях вы рассказывали, что ваша фотография однажды попала в итальянский Vogue. ...
  • Алексей Франдетти: «Пришли на оперу, а получили микс из шоу, мюзикла и цирка»

    Режиссер Алексей Франдетти поставил в Мариинском театре оперу Гектора Берлиоза «Бенвенуто Челлини».  Действие он перенес из Рима XVI века в киностудию «Чинечитта», где снимал свои картины Феллини. Премьерные показы прошли под управлением дирижера Валерия Гергиева, музыкального руководителя постановки. ...
  • «Русские любят грустные песни»

    19 ноября в Центре-музее Высоцкого покажут моноспектакль «Грустные песни из сердца Европы» по пьесе финского драматурга Кристиана Смедса. Главная роль в постановке Яри Юутинена отведена не Раскольникову, а Соне Мармеладовой. ...
Читайте также