В Рованиеми пляшет дед Мороз, а в Пюхяярви рулит PilluRalli

Региональные центры хореографии – основа развития финского современного танца

 

О финском современном танце в России знают немного, хотя Финляндия – ближайший сосед России. Современный танец Финляндии, государстве, созданном в XX веке, как и Израиль, где современный танец также очень силен, является одним из наиболее прогрессивных и развивающихся видов современного искусства, активно поддерживаемых государством. Как во Франции, в Финляндии есть государственные региональные центры современной хореографии: в Центральной, Западной и Восточной Финляндии, Остроботнии, Хельсинки и Оулу. Государственное финансирование финских танцтеатров в 2015 году составило свыше трех с половиной миллионов евро.
Часть государственного финансирования финский информационный центр танца готов потратить на сотрудничество с российским современным танцем. Обменный год, начавшийся осенью 2014 года, продолжается. Осенью 2015 на фестиваль Lonely in the Rain? в маленький город Йоенсуу поедет дуэт выпускников екатеринбургского факультета современного танца Zonka, летом 2015 в культурном центре ЗИЛ состоялась неделя финских и российских танцевальных перформансов «Москва-Хельсинки», в августе в петербургской школе современного танца Bye Bye Ballet классы дает арт-директор финской компании Pori Dance Микко Лампинен (стажировка в школе Элвина Эйли, сотрудничество с компаниями Теро Сааринена, Каролин Карлсон, труппой финского национального балета).

Российские критики и продюсеры оказались в июле в поселке городского типа Пюхяярви неподалеку от столицы Лапландии Рованиеми чтобы посмотреть финский танцевальный шоукейс, который проводится здесь уже 24 года. Удаленность от столицы гостей не пугает, на фестивальные спектакли билетов не достать. Возможно, качество аудитории определяет и тот факт, что Пюхяярви – научная глубинка: чуть раньше фестиваля, в 1991, здесь начались ядерно-физические исследования в одной местных шахт – на глубине 75 метров здесь проводится эксперимент EMMA – Experiment with MultiMuon Array, где анализируется состав косвенного высокоэнергичного космического излучения.  EMMA  и фестиваль Full Moon Dance – главные достопримечательности Пюхяярви (этакого финского Академгородка), с той разницей, что на «Полнолуние» можно попасть по зрительским билетам, а на EMMA нет.
Главной темой фестиваля 2015 арт-директор фестиваля Пирьо Юли-Манула сделала спектакли site specific, то есть спектакли вне традиционного театрального пространства. Хореограф Валтери Раеккалио показал спектакль на заброшенном хуторе «Короткие истории из забытых комнат». Танцовщики визуализировали прошлое, воплощали тени: в домике среди старых вещей вдруг обнаруживалась девушка с книжкой, на полянке убирала сено и поддерживала бревенчатый дом буквально своими плечами другая (Мирва Маккинен очень популярна в России своими классами по контактной импровизации). В сарае металась женщина в короне  с длинными лентами из фотопленки. Воспоминаний было так много, что пленки змеями опутали комнату, шуршали, жили своей неоткадрированной жизнью, не отпускали женщину ни на миг. Призрачное тело другой женщины в соседней комнате, обмазанное глиной, танцевало в косых лучах заходящего солнца из узкого окошка. В сенях главного дома лежали письма, отправленные, судя по штемпелю, в далекий отсюда Хельсинки в 1950-х годах, черно-белые, побелевшие или пересвеченные фото людей в костюмах и платьях 1960-70-х. В детских комнатах стрекотали домашние кинопроекторы: один транслировал изображение в печку, изображение весело плясало, ломалось, исчезало. На выходе из дома в траве вдруг поднимались лешие – поросшие мхом, землей, палой листвой фигуры из плоти и крови, с чьими тенями мы только что имели честь познакомиться. 
Хитом фестиваля стал спектакль PilluRalli/PussyRally, придуманный арт-директором фестиваля «Полнолуние» Пирьо Юли-Манулой с танцтеатрами Minimi и Routa Company. Девять машин разбирают зрителей у школы и везут катать по городу. На заднем сиденье припасены пакеты с пивом и туалетной бумагой, в колонках мировые хиты 1990-х, на головах у зрителей парики, кепки и даже трусы – едем разгонять деревенскую грусть-тоску! Курим у магазина кружком с видом заговорщиков, катаемся на мопеде – у кого пикап, у кого первая любовь, фраппируем добропорядочных горожан лифчиками поверх футболки – размеренную жизнь тихого городка нарушить нетрудно. Мойка машин на главной площади с элементами мягкого стриптиза на капотах машин выглядела особенно артистично из-за адского холода и дождя: актеры как ни в чем ни бывало обливались водой из ведер, облизывали «дворники», прыгали по крышам машин,  даже не посинели. Отравившиеся Ромео и Джульетта на ступеньках закрытого супермаркета (через пять минут Джульетта ожила и отхлебнула пива из банки), сцена аварии на пляже у озера, дрифтование на джипе по песку и гальке, съемка короткометражки с расставанием под дождем – удивительно, как небольшое смещение фокуса взгляда на обычное делает это обычное объектом искусства.

Все три часа «покатушек» по городу зрители снимают сценки про себя на смартфоны актеров, заканчивается «ралли» просмотром быстро смонтированного фильма в баре под общий хохот и братание. Не обязанный поражать глубиной актерской игры, site specific поражает участников всегда новым физическим переживанием открытия, что жизнь не автоматична, и количество точек зрения на повседневность и варианты игры с ней зависят от тебя самого.  
В актовом зале центральной школы Пюхяярви хореограф Петри Кекони показал три соло из трех разных работ разных лет, показывающих развитие его хореографического языка – Human in Small scale (2013), Theses of the deed (2011) и Non-linear Dance (2014). Танцовщицы Таня Илукка, Майя Кивилуото, Эсет Сутинен профессиональны и артистичны, и Кекони дал возможность каждой выразить себя, подчеркнув достоинства тела и уникальность темперамента: романтичность, растерянность, изящество мелких движений; красоту нескладности, вымуштрованной гимнастикой и танцзалом; трагедию свободы: смуглокожая солистка, сидевшая по пояс в песке, почти как Винни в «Счастливых днях» Беккета, откапывается и пробует пространство собой. Продуманность композиций, емкость хореографического высказывания, выдающиеся световые художники Матти Юкула и Илка Палониеми, сумевшие из школьного светового оборудования создать волшебный мир, аккумулированные доверием и взаимопониманием с хореографом танцовщицы – все это делает работы Кекони незабываемыми.   
Бриллиантом фестиваля стало артистическое кабаре «Тихие эмоции» хельсинкского танцтеатра «Цууми». «Цууми» специализируется на синтезе фолка и контемпорари, а для премьеры в Пюхяярви пригласил «динозавров» финского современного танца Альпо Ааотокоски, Реджо Кела, Эрви Сирен и главное Марьо Куусела, танцовщицу, профессора хореографии, одну из основателей фестиваля «Полнолуние». Клоунесса, экстраваганца (обе с гнездами-рогами на головах), молодящийся козлик в ярком пиджаке, вечный принц (корона, конечно, на голове, изящные падеша по кругу) разнообразно меняются партнерами, дивятся своим уж-какие-есть танцам и внезапным отношениям, заразительно изумляются своей жизни. Перформанс на четырех личностей, ярких артистов о трагикомичности пены дней проходит в помещении, где обычно справляют свадьбы, дни рождения. Большой гостевой дом в лесу привык к пышным торжествам, а тут кабаретные страсти, высокое и низкое на сцене крупным планом, интимности под звуки трубы, деревенской фисгармонии, в свете веселых лампочек. Играя градусом абсурда, актеры выскакивают в зал и заводят зрителей веселым общим танчиком с потряхиванием ладошками. И вот уже добрая пара сотен людей трясет ладошками, пляшет в теплом деревянном срубе микс летки-енки, ламбады, гангам стайла и Бог знает чего еще, а профессор хореографии Марьо Куусела просто лучится посреди всего этого безобразия. 
История финского танца вкратце 

Финский современный танец начинался и развивался параллельно и достаточно синхронно американской и европейской  истории модерна, будучи его частью. Финский народный танец был впервые исполнен на сцене в 1866, муза свободного танца Айседора Дункан посетила Финляндию в 1908, в том же году балерина Анна Павлова и группа танцовщиков Мариинского театра выступали на сцене Национального театра Хельсинки. В 1922 балет Национальной Оперы показывает свое «Лебединое озеро».  В 1926 году в Хельсинки приезжает ключевая фигура немецкого выразительного танца Мэри Вигман, в 1920-30 годах финки учатся и работают в студиях свободного танца Центральной Европы. В 1937 в  Хельсинки появляется Союз финский танцартистов и в том же году приезжает танцевальная компания отца немецкого танцтеатра Курта Йосса. Труппа современного балета Биргит Кульберг гастролирует в финской опере в 1952 со спектаклем «Мисс Жюли». В 1950-х укрепляются связи финского и советского балета – в 1956 оперный театр открывает свою балетную школу. В Финляндию начинают приезжать труппы Мерса Канингема, Марты Грэм, Дональда МакКейли, Элвина Эйли.

В Куопио в 1970 году открывается главный финский фестиваль современного танца, сочетающий международную и финскую программу. В 1972 году создается первая профессиональная танцевальная компания  Dance Theatre Raatikko, в 1973 – хельсинкская танцевальная компания, в 1980 – финский информационный центр танца. В 1983 открывается национальный совет по танцу, который курирует современный танец как часть государственной художественной политики. В театральной академии Финляндии открывается направление профессионального образования в сфере современного танца.

В 1980-х расширяется международное сотрудничество, контактная импровизация и техника релиза входят в широкий обиход наряду с другими техниками современного танца и танца модерн, становится популярно буто. В 1992 проходит первый фестиваль современного танца в финском городке Пюхяярви, в 1993 танцевальные театры начинают регулярно получать государственные субсидии. В 1993 финский национальный балет переезжает в новый оперный дом. Численность балетной труппы достигает 85 человек.

1990-е –время активного роста и развития финского современного танца. Профессионализация образования рождает эффект домино, создается много новых компаний.

В 2004 году создаются региональные государственные центры современной хореографии. В 2009 государственная политика поддержки хореографии укрепляется, программа развития до 2020 года идет под лозунгом The future is in dance. 

Поделиться в социальных сетях:




Самое читаемое

  • «Не понимаю, что такого сотворил Женовач?»

    27 октября театральный мир сотрясли сразу две кадровые перестановки. Одна из них – в МХТ им. Чехова. Сергея Женовача по собственному желанию освободили от должности художественного руководителя, а на его место назначили Константина Хабенского. ...
  • Константин Хабенский озвучил свою стратегию

    Сегодня, 24 ноября, в МХТ им. Чехова прошел сбор труппы, на котором новый художественный руководитель озвучил свои планы на два сезона вперед.    «Разрешите я сниму маску в прямом и в переносном смысле», – сказал Константин Хабенский и начал сбор труппы с поздравлений всем, кто победоносно вернулся, а это Андрей Бурковский, Дарья Мороз, Игорь Золотовицкий и Николай Симонов – главный художник МХТ им. ...
  • Римас Туминас: «Талант не спасет, если нет вкуса»

    К столетию Театра им. Вахтангова Римас Туминас выпускает спектакль по одному из главнейших произведений в пантеоне русской классики – роману Льва Толстого «Война и мир». Главнейшему хотя бы потому, что едва ли не каждый зритель знаком с романом со школьной скамьи, а стало быть, сомнения и споры неизбежны. ...
  • Эдуард Бояков покинул пост худрука МХАТа им. Горького

    Эдуард Бояков ушел с должности художественного руководителя МХАТа им. Горького. Об этом он сообщил в Facebook. «Директор Владимир Кехман вечером предложил мне написать заявление. Я это сделал несмотря на то, что у меня пятилетний контракт. ...
Читайте также


Читайте также

Читайте также