Перед началом гастролей во Владикавказе Людмила Максакова, Сергей Маковецкий, Рубен Симонов и многие другие артисты прославленной труппы посетили Беслан. Сначала кладбище – огромный погост в 333 могилы при въезде в город, а затем и школу, где 11 лет назад случилась одна из самых кровавых трагедий за всю историю человечества.

На встрече с прессой Сергей Маковецкий тоже сказал, что поездка в Беслан оставила неизгладимый след в его душе. «Я благодарен за то, что нам дали возможность это видеть, – отметил актер. – Когда о трагедии ты слышишь по телевизору, это переворачивает душу. Невозможно спокойно жить, зная, что рядом с нами случилась такая беда. Но когда ты это видишь воочию, то становится еще невыносимее, с одной стороны. С другой стороны, ты пытаешься понять, на чем основано мужество тех людей, которые перенесли эти чудовищные испытания и продолжают жить, превозмогая боль. Лично я не знаю ответа на вопрос, как можно жить, потеряв родных детей. И когда мы слышали рассказы очевидцев, то этот вопрос разрастался с новой силой. Не перестаю удивляться их способности пережить то, что они пережили».

«У любой боли есть оборотная сторона, – считает Римас Туминас. – В страданиях рождаются светлые чувства, приходит осознание случившемуся, меняется мировоззрение… Ничего не остается, как смириться с болью для того, чтобы слушать ее». Эти слова были произнесены на встрече с местной администрацией. Впрочем, свою мысль Римас Владимирович повторил и на улице, когда к режиссеру подошла одна из журналисток и поинтересовалась, не боится ли театр начинать гастроли со столь серьезной программой. Во Владикавказ вахтанговцы (в рамках федеральной программы «Большие гастроли») привезли 9 спектаклей, в числе которых «Анна Каренина» и «Дядя Ваня», «Медея» и «Матренин двор», «Крик Лангусты» и «Посвящение Еве»...
«Дело в том, что подобные вопросы возникают сегодня в любом городе, куда бы ни приехал столичный театр, – комментирует ситуацию директор Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Антон Прохоров. – Происходит это потому, что после распада Советского Союза театры утратили возможность возить в регионы серьезный репертуар, гастроли сменились выступлениями антрепризы, и люди привыкли к коммерческим комедиям, которые можно сыграть на трех стульях – без полноценных декораций. Кроме того, мы сталкиваемся с ситуацией, что зрители попросту не верят тому, что в их город приедут знаменитые артисты, да еще и с качественными спектаклями. Долго не покупают билеты – боятся быть обманутыми. И только когда, наконец, с трапа самолета сходят, так называемые, медийные лица, народ бежит в кассу».

«Невероятно радушный прием, – поделился своими впечатлениями Владимир Вдовиченков, играющий в спектакле «Дядя Ваня» доктора Астрова. – Иногда даже боишься: публика дает тебе столько авансов! Дай бог, не облажаться. Осетинский зритель очень открыт и восприимчив. Я ему благодарен – так нас принимали только в Колумбии. Невероятное ощущение: едва только открывается занавес, как зрители сразу же аплодируют и не перестают этого делать до самого конца спектакля, пока ни закроется занавес. Просто в Колумбии постоянная атмосфера праздника. И эту же атмосферу я уловил на спектакле во Владикавказе».
Два года назад вахтанговцы небольшой делегацией (Римас Туминас, Евгений Князев, директор театра Кирилл Крок) открыли во Владикавказе памятник легендарному режиссеру. Место нашлось на редкость удачное: в центре старого города, на пустыре – рядом с армянской церковью и домом самого Евгения Богратионовича. Здесь прошло его детство. По этим неровным южным улочкам юный Вахтангов ходил в гимназию, причем путь его пролегал мимо дома Никогайоса Симонянца – знатного купца, чей сын Рубен впоследствии, оказавшись в Москве, познакомится однажды с Вахтанговым, станет преданным его учеником, а после смерти Евгения Богратионовича возглавит театр.
Во Владикавказе сохранился уклад старого торгового города. Про местный колорит, столь привлекательный для туристов, можно говорить часами. Однако по сей день нет музея Вахтангова (в его доме с 1918 года располагаются квартиры). Кирилл Крок еще в первый свой приезд говорил местной администрации о готовности оказывать посильную финансовую помощь музею. Повторил он свое намерение и на сей раз. Но дело тяжело сдвинуть с мертвой точки. Для городского бюджета задача эта непосильная. И пока остается только лишь надеяться на то, что однажды чудо все-таки случится.

Какие были рассказы об этом легендарном человеке! Знаете, когда Евгений Богратионович уже сильно болел и было мало надежды на спасение, какой-то пророк сказал его ученика, что если они пойдут ночью на какую-то поляну и станут выкорчевывать огромные вековые пни, то Вахтангова поправится. И вот они пошли ночью на эту поляну в надежде на чудо. Они верили ему, как богу.
Теперь памятник есть во Владикавказе, стараниями Жени Князева монумент открыт и в Москве возле нашего училища (за что я готова сама Жене отлить монумент). И мы чувствуем себя частью этой системы, о которой мечтал Вахтангов: школа – студия – театр. А уж о том, как принимают нас в этом городе, я и не говорю. Все-таки есть между нами космическая связь. И в этом заслуга Вахтангова».