Людмила Максакова отмечает юбилей

Актрису поздравляют Римас Туминас, Анна Дубровская и Николай Цискаридзе

 

Прочитав при поступлении в Театральное училище им. Щукина отрывок «Бой с барсом» из поэмы «Мцыри», она сразила преподавателя наповал, да так, что он прикрыл лицо руками, но не от страха, а от смеха. Поступила на курс Владимира Этуша, а на четвертом случилось чудо. Её в театр пригласил сам Рубен Николаевич Симонов. Предложил роль Маши в «Живом трупе». Ей предстояло не только играть, но и петь цыганские романсы, и она пошла за помощью к Алисе Коонен, которая играла эту роль. Судя по тому, что Рубен Николаевич сказал после спектакля: «Поздравляю. Честно говоря, я сам сомневался», – Максакова с ролью справилась. И уже 55 лет служит в Театре Вахтангова. С приходом Римаса Туминаса играет почти во всех его спектаклях, причем в «Евгении Онегине» роль придумывалась специально для нее. Людмила Максакова считает, что театр держится на трех китах – такт, вкус, чувство меры.
Римас Туминас, художественный руководитель Театра Вахтангова

Отказавшись от попытки поставить Брехта, я взял паузу, и вдруг Максакова мне говорит: «Почему бы вам не поставить «Ревизора»? Вы в Литве сделали удачную постановку». Она меня поддержала, чтобы я не разочаровался, не уехал. Это было первое наше знакомство, первая помощь. Потом без нее я уже не мог.

Приступаем к работе над спектаклем «Дядя Ваня». У нее роль матери Войницкого. Она приготовила костюм. Надела шляпу, платье со шлейфом. Такая шикарная, светская дама. Я был в ужасе: «Что это такое?» В ответ слышу: «Я хочу сыграть тень профессора Серебрякова». Я возмущен: «В этом наряде тенью станет он, а не вы». Попросил художника – костюм по его эскизам Максакова не хотела надевать, – чтобы он повлиял на нее. Он вернулся и говорит: «Людмила Васильевна сказала, что легче актрису заменить, чем костюм». Через несколько минут на репетиции стоит, проводит рукой по платью, поправляет парик: «А мне нравится». Но я все же смог ее переубедить. Теперь она не настаивает на своих костюмах. Всё, что не скажешь, всё сделает. Она мне доверяет.  

Я решил ставить «Евгения Онегина». Она ворвалась ко мне в кабинет с книгами. Наизусть Пушкина читала. Я понял, что она в спектакле нужна, и начал сочинять для нее роль. На другой день на репетицию она принесла детали костюма, соответствующие той эпохе, предметы реквизита. Глядя на неё, я говорю молодым: «Почему вы такие голенькие приходите? Почему не думаете о внешнем виде, о тех предметах, которые должны окружать вашего героя, которые помогут вам разобраться в образе. Посмотрите на Людмилу Васильевну, как она понимает свою актёрскую  профессию». Она всегда готова. Раньше всех приходит на репетиции. В спектакле у неё небольшая роль, но её фигура, умение молчать, реагировать вызывает восхищение. Максакова ценит партнёра, ненавидит бездарность. Знает жизнь и трансформирует понятие красоты. Выглядит прекрасно. Я поражаюсь её эрудированности. Она интересуется премьерами в других театрах. Ничего не пропускает. Мне даже неудобно иногда перед ней за то, что я чего-то не видел, чего-то не знаю. Иногда наступает усталость, иногда сомневаешься в выборе материала. Но Максакова не дает остановиться: «Вы должны ставить!» Мы понимаем друг друга, придерживаемся одних и тех же принципов, потому и стали друзьями.

Анна Дубровская, актриса Театра Вахтангова

Первый раз я увидела Людмилу Васильевну, что называется вживую, когда была студенткой первого курса, на уроке мастерства, она так изумительно выглядела, что казалась сошедшей с небес. Потом, когда было принято решение перенести постановку «Принцесса Турандот» в старый рисунок и Максакову попросили подготовить меня к роли Адельмы, которую она когда-то играла, я столкнулась с ней в работе. Тут-то её резкий, жесткий характер, о котором говорили, и проявился. Порой бывало обидно до слёз, но не секрет, что через преодоление иногда достигается результат, который тебе нужен, и с которого в дальнейшем ты имеешь дивиденды. Людмила Васильевна мне подсказала очень важные вещи. Не сюсюкала, не хвалила. Была недовольна, что героиня у меня получается слишком мягкая: «Надо делать её жёстче». Думаю, что роль у меня получилась во многом благодаря её вмешательству. На спектакле Людмилы Васильевны не было, но потом при встрече я услышала: «Говорят, ты хорошо сыграла!» Она честный без всяких сантиментов и лирических отступлений человек. Если ей что-то не нравится, говорит об этом прямо в лицо, но всегда по делу. Ты можешь обидеться, но обычно к её словам прислушиваются. Бывает резка, но всё равно она прекрасна. Просто её нужно принимать такой, какая она есть. Она может быть экстравагантна в поступках, но всегда остаётся личностью, притягивающей к себе внимание и вызывающей восторг. Людмила Васильевна до мозга костей предана театру.

Николай Цискаридзе, ректор Академии русского балета им. Вагановой

Самое привлекательное в Людмиле Васильевне для меня – это обаяние знания. Талантливых людей много, образованных мало, а у неё фантастическое сочетание мастерства и образования. Ей присуще тонкое понимание автора, особенно, если он зарубежный, потому что она не только говорит, но и читает на многих европейских языках.

Первый раз я её увидел в зале на спектакле Виктюка. Он намеривался осуществить постановку на основе сценария голливудского фильма «Сансет Бульвар». Она пришла поговорить с ним о роли. И то, как она появилась, как шла, как была одета, говорило о том, что она уже в образе голливудской дивы. Она поразила меня не только своим внешним видом, но и юмором. Несколько раз так пошутила, что это не могло остаться незамеченным. Благодаря дружбе с её дочерью Машей, я часто бывал у них в доме. Меня всегда привлекала её начитанность, ироничность. Она часто даёт характеристики, делает замечания. Может в адрес коллег колкость отпустить, но не просто съязвить, а использовать какую-нибудь цитату. Мы с ней беседовали, касаясь разных вещей, в том числе, личных. И она тут же начинала приводить примеры, исторические факты, читать стихи. Мне всегда казалось, что дух этой женщины так никто и не понял. Ей посвящено много стихов, но и поэты не разгадали её. Думаю, что режиссёры её недолюбливали за то количество вопросов, которое она им задавала, а с Петром Наумовичем Фоменко отношения сложились сразу. Она его обожала. При всей мягкости характера в его спектаклях была жёсткая конструкция. Он, как балетмейстер, ставил всё, вплоть до движения пальца.

При всей серьёзности характера и склонности к размышлениям, Люда любит подурачиться. Встречи Нового года у них дома всегда проходили весело. Мы и пели, и танцевали, и смеялись от души. Она принимала участие в капустниках в Доме Актёра. Была заводилой. Блистательно выполняла специально подготовленные номера. Однажды её весёлый нрав чуть не закончился трагически. На первой встрече с Някрошюсом, который собирался ставить «Вишнёвый сад» с ней в роли Раневской, ей показалось, что режиссёр очень уж скованный. Она стала шутить, чтобы его расшевелить, а он, обладая нордическим характером, закрывался ещё больше. Спектакля могло бы и не быть, если бы я не стал гасить её дурачества.

Уже много лет она преподаёт.  Мне нравится один рассказ её ученика. Он задавал ей много вопросов, как играть. Она попросила подойти его к двери и прочитать, что там написано. Он прочитал: «От себя». Она сказала: «Вот так и играй, от себя». Вроде просто, но как образно. Таких замечаний у неё много. Меня привлекает в ней, прежде всего, неординарность мышления и ироническая мудрость.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • Богомолов опубликовал новые правила Театра на Бронной

    Художественный руководитель Театра на Малой Бронной Константин Богомолов на своей странице в Instagram рассказал о новых правилах работы театра. Семь пунктов заимствованы у Алвиса Херманиса, худрука Нового Рижского театра, акцент сделан на свободе слова и разнообразии политических взглядов. ...
  • «Золотая Маска» объявила программу онлайн-трансляций

    10 марта стартует проект «Золотая Маска» online. Трансляции четырех спектаклей, отмеченных экспертами театральной премии, пройдут на главной странице портала «Рамблер».  Откроет программу спектакль «Идиот» Новосибирского театра «Старый дом», получивший 11 номинаций на театральную премию «Золотая Маска». ...
Читайте также


Читайте также

  • Елена Яковлева отмечает юбилей

    Прежде, чем отправиться в Москву за своей мечтой стать артисткой, в течение двух лет Елена Яковлева работала библиотекарем, монтажницей, картографом, даже пыталась освоить азы бухгалтерии в институте общепита. В ГИТИС на курс Владимира Андреева поступила сразу. ...
  • Андрей Максимов: «Серебряный век – это жанр»

    В марте Андрей Максимов в Театре Моссовета представит премьеру спектакля «Гроза прошла» по пьесе одного из основателей русского символизма Дмитрия Мережковского. «Театрал» узнал у режиссера подробности предстоящей премьеры. ...
  • Валерий Фокин отмечает 75-летие

    После окончания художественного училища Валерий Фокин работал художником-декоратором, а потом поступил в Театральное училище им. Щукина. Для диплома выбрал «Нос» и «Пышку», которую студенты играли на французском языке. ...
  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
Читайте также