В девятый раз в Костроме состоялся фестиваль дуэтов современного танца. В девятый раз школа и компания современного танца «Диалог-Данс» Ивана Естегнеева и Евгения Кулагина собрала гостей и костромскую публику, уже просвещенную в вопросах современного искусства благодаря круглогодичным программам «Станции», площадки «Диалог-Данса».
Программа-2015 отличалась большим количеством иностранных дуэтов, приехавших по дипломатической линии, – коллективы из Франции, Швейцарии, Венгрии, Италии, Израиля, Финляндии (обменный год России и Финляндии в самом разгаре). «Диверсия» остается верна своему пристрастию к физическому театру, которое, кажется, с годами усиливается: собственно дансантных дуэтов, исполняющих «хореографию», становится все меньше, зато телесность, театральная перформативность, расказанные в движении истории преобладают.
Два российских дуэта-участника, очень разные, тоже следуют линии физического театра. Танцевальная компания Лилии Бурдинской из Петербурга разыграли выдуманный танцовщицами (самой Лилей и Еленой Чуриловой) рассказ Сэлинджера «F and Z», который они рассказывают в воображаемом доме писателя. В нем много подробностей о невнимательных родителях творческих профессий, которые обычно рассказывают психоаналитику, подробности становятся поводом для танцевальных интермедий.
Лилия и Елена внешне довольно похожи, и небольшая интригующая разница художественно двоит суть их детской сказки про черную-черную, такую сладкую комнату страхов выдуманного детства, преподносит важную разницу рождаемых двумя людьми смыслов одного и того же события. «Побеги, прочные, как плоть и кровь» окружали девочек в темном лесу – и смысл ширится до эскапистских побегов в современный танец как в сказку вымышленной театральной красоты, в укрытие от реального мира: пустые пивные бутылки на полу, выпитые придуманным папой, становятся алеаторической хрустальной музыкой, а красные туфельки из сказки,которые-нельзя-надевать, становятся символом смертельно опасного соблазна, и уж тут красавицы проявляют хладнокровие и здравомыслие : просто любуются красивой парой обуви. Как в анекдоте: «Смотреть телевизор можно, а включать его нельзя».
Второй российский дуэт Александры Рудик и Станислава Шмелина из Москвы с работой «Одиночества нет» – об умении чувствовать себя вместе не приближаясь друг к другу, не переступая пределов, создавая такой танец жизни, который дополнит партнера в общей композиции не затмит его. Партнеры по жизни, Рудик и Шмелин сумели убедить публику, что такое достойное сосуществование возможно и на сцене.
Великолепная клоунесса, француженка Сесиль Луайе с танцовщиком Эриком Доменегетти дополнила смыслы дуэта «Одиночества нет» спектаклем «Моменты отсутствия» – тонким пластическим шаржем на погоню друг за другом двух ускользающих влюбленных. Эрик в свадебном платье и фате, осознавая безнадежность затеи, уламывает Ее принять руку и сердце, Она в его грубых ботинках так подламывала гуттаперчевые лодыжки, что становилось понятно: этих двоих надолго еще хватит мучить друг друга, столько азарта в их подначивании и в их незаживающем прошлом. Open mind – сколько об этом говорится, но на сцене такую готовность к импровизации, такое открытое и артистичное смешение непосредственных реакций и любимых иллюзий встретишь нечасто.
Дуэт из Финляндии Pori Dance Company привез работу Wanha в постановке самого известного финского современного хореографа Теро Сааринена. Танцовщик компании Теро, арт-директор компании Pori Микко Лампинен вел этот дуэт как великолепно оснащенный танцовщик. Грациозный и сильный как большая кошка, он насыщал царивший на сцене сумрак, стремящийся к темноте, ловкой двигательной иронией, дружеской теплотой, направленной на партнера, специфической негромкой финской сумасшедшинкой и точными танцевальными фразами, изящными, как перо каллиграфа.
Венгерка Рита Гоби с работой «Не паникуй!» идеально разложила алгоритм женской истерики. Как самозабвенно женщина подогревает градус ссоры, чтобы после выпускания пара превратиться в сладкого плюшевого мишку! Но мужчина уже не воспринимает перемену настроения к лучшему, так его трясет. Он садится за барабанную установку и извлекает из своего панического состояния красоту яростного ритма, пытается стать проводником гормонов в красоту бита. Но и тут женщина отбирает малейшие возможности успокоиться, завладевая барабанами, тарелками и палочками. Рита откровенно обнажает театр гендерного тоталитаризма, самовлюбленное женское эго, с ангельской улыбкой пожирающее на своем пути все живое. Миниатюрная, крошечная, с белесыми ресницами Рита, которую в кафе примешь за школьницу средних классов, как нельзя лучше воплощает тип скрытой хищницы: под невзрачными джинсами и скромным свитерком – стальное накачанное тело, под ресницами – взгляд валькирии. Смех смехом (зал хохотал), но именно так часто и выглядит bdsm в жизни, а не по вызову.
Швейцарский дуэт Жиль Жобен со спектаклем «Ядерная реакция» преподал урок минималистского и очень свободного движения. Телесная осознанность такова, что даже микрожест наполнен и закончен, «ядерная реакция» в этом – действии осознанной точности. Их спектакль оказался открытым мастер-классом по владению телом, как,на самом деле, и остальные спектакли фестиваля, которые разрешали, повелевали, делились открытиями, как быть собой. Как обрести в своей естественности гармонию и наладить диалог с миром, не исключающий сложных вопросов к устройству вселенной. Как научиться получать удовольствие от побегов в реальность.
Москва-Кострома-Москва

Лилия и Елена внешне довольно похожи, и небольшая интригующая разница художественно двоит суть их детской сказки про черную-черную, такую сладкую комнату страхов выдуманного детства, преподносит важную разницу рождаемых двумя людьми смыслов одного и того же события. «Побеги, прочные, как плоть и кровь» окружали девочек в темном лесу – и смысл ширится до эскапистских побегов в современный танец как в сказку вымышленной театральной красоты, в укрытие от реального мира: пустые пивные бутылки на полу, выпитые придуманным папой, становятся алеаторической хрустальной музыкой, а красные туфельки из сказки,которые-нельзя-надевать, становятся символом смертельно опасного соблазна, и уж тут красавицы проявляют хладнокровие и здравомыслие : просто любуются красивой парой обуви. Как в анекдоте: «Смотреть телевизор можно, а включать его нельзя».
Второй российский дуэт Александры Рудик и Станислава Шмелина из Москвы с работой «Одиночества нет» – об умении чувствовать себя вместе не приближаясь друг к другу, не переступая пределов, создавая такой танец жизни, который дополнит партнера в общей композиции не затмит его. Партнеры по жизни, Рудик и Шмелин сумели убедить публику, что такое достойное сосуществование возможно и на сцене.
Великолепная клоунесса, француженка Сесиль Луайе с танцовщиком Эриком Доменегетти дополнила смыслы дуэта «Одиночества нет» спектаклем «Моменты отсутствия» – тонким пластическим шаржем на погоню друг за другом двух ускользающих влюбленных. Эрик в свадебном платье и фате, осознавая безнадежность затеи, уламывает Ее принять руку и сердце, Она в его грубых ботинках так подламывала гуттаперчевые лодыжки, что становилось понятно: этих двоих надолго еще хватит мучить друг друга, столько азарта в их подначивании и в их незаживающем прошлом. Open mind – сколько об этом говорится, но на сцене такую готовность к импровизации, такое открытое и артистичное смешение непосредственных реакций и любимых иллюзий встретишь нечасто.
Дуэт из Финляндии Pori Dance Company привез работу Wanha в постановке самого известного финского современного хореографа Теро Сааринена. Танцовщик компании Теро, арт-директор компании Pori Микко Лампинен вел этот дуэт как великолепно оснащенный танцовщик. Грациозный и сильный как большая кошка, он насыщал царивший на сцене сумрак, стремящийся к темноте, ловкой двигательной иронией, дружеской теплотой, направленной на партнера, специфической негромкой финской сумасшедшинкой и точными танцевальными фразами, изящными, как перо каллиграфа.


Москва-Кострома-Москва