Возвращение цветоцков

«Русские сезоны» вернулись в Большой вместе с новым директором балета Махаром Вазиевым

 

Формальным поводом для возвращения стал 60-летний юбилей композитора Леонида Десятникова, написавшего музыку к «Русским сезонам» по аутентичным записям и нотным расшифровкам народного пения, опубликованным в книге музыковеда Елены Разумовской «Традиционная музыка русского Поозерья». Еще одним источником вдохновения стал фрагмент оперы для марионеток «Русские сезоны». Произведение Десятникова состоит из 12 частей, посвященных событиям православного или земледельческого календаря – такова была просьба скрипача Гидона Кремера, заказавшего это произведение для своего коллектива Cremerata Baltica в 2000 году.
Что бы ни стало поводом для создания спектакля и его возвращения спектакля в репертуар Большого театра (московская премьера состоялась в 2008), балет «Русские сезоны», созданный рафинированными интеллектуалами, новейшими классиками постмодернизма, стал лучшим доказательством того, как полнокровно живет фольклорная традиция, талантливо переосмысленная здесь и сейчас, не отданная на откуп профессиональным патриотам. Вялый интерес к национальной теме, обычаям и диагнозам своей ойкумены – слабое место российской интеллектуальной элиты, а «Русские сезоны» получились отнюдь не только умозрительной формальной игрой с музыкальной и языковой формой. В них есть амбиция интереса к непопулярному, обесчещенному забвением материалу, есть по-хорошему «дягилевская» амбиция.

Балет вышел  минималистской и насыщенно страстной (40 минут) квинтэссенцией народных гимнов и плачей. Ритуальность действий в них священна, а символические формы поведения вычленяют высшие ценности: и для композитора и балетмейстера труд тоже высшая ценность, как для поозерских крестьян Пскова, Смоленщины, Архангельского края. Любовь и разлука  вдохновляют и топчут,  это понятно современному человеку. Погода, влияющая на земледельческий цикл и в итоге на урожай, теперь приходит модой сезона и метеозависимостью; еда давно выращивается несезонно в разных концах света – и это тоже часть контекста сегодняшнего русского земледельческого календаря.

Девушки в однотонных сарафанах (почти до пят, но чуть короче для удобства движения) и мужчины в традиционном наряде «убирают сено», широко и синхронно взмахивая руками,  играют в стилизованный «ручеек», танцуют реплики хоровода и «а мы просо сеяли», бьют поясные поклоны в зал, провожают на войну, проживают вдовью жизнь. Умирают: братская могила в рядок, головами в зал. Коллективная душа, пара в белом, танцует поодаль, но словно парит над остальными. Белый дуэт соединяет тему смерти и «Свадебки» (о чем много писали журналисты премьеры  Брониславы Нижинской 1923 года), замыкая тему смыслов названия на дягилевские «Русские сезоны», создавший свою славу на изучении и пропаганде русского искусства. В хореографии Ратманского слиты классическая техника и элементы народных игр, современная хореография и яркий визуальный знак: мужчина несколько раз остановит ладонью движение женской головы, тянущейся в арабеске вперед: а не спеши-ка. Один жест, проявляющий суть патриархальных отношений.  

Сопрано (Яна Иванилова) пропевает тексты на северный манер: «цветоцки», «сватаце». Соло на скрипке исполняет Александр Майборода – он выступает в роли «запевалы» крестьянского хора, функции хора берет на себя оркестр (дирижер-постановщик Игорь Дронов). Алексей Ратманский сам работал над возобновлением спектакля 2008 года: теперь в нем в одном из составов заняты Екатерина Крысанова и Денис Савин (пара в желтом), Игорь Цвирко и Анастасия Меськова (пара в красном), Эрик Сволкин и Анна Балукова (пара в синем), Дмитрий Старшинов и Юлия Янгуразова (пара в зеленом), Алексей Матрахов и Елизавета Крутелева (пара в фиолетовом), Максим Суров и Дарья Бочкова (пара в бордовом). Некоторое скольжение по хореографическому тексту, с одной стороны, – проявление свойств легкого почерка хореографа, с другой стороны, точечная утрировка и дух импровизации, возможно, еще придут в спектакль, прошедший чуть более десятка раз и отсутствовавший в афише без малого шесть лет. А у него есть все шансы задержаться в ней подольше – тем более что в понедельник 26 октября было объявлено о назначении нового директора балета Большого – это бывший завтруппой Мариинского театра, пока еще действующий директор балета Ла Скала Махарбек Вазиев. Контракт Сергея Филина истекает 17 марта будущего года, пятилетний контракт Вазиева начинается 18 марта. И он заинтересован в балетмейстере Алексее Ратманском.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Балеты трех знаменитостей покажут в Москве

    28, 29 и 30 марта в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоится мировая премьера балета Aurea («Золотое сечение») в постановке испанского хореографа Гойо Монтеро, чье имя уже знакомо российскому зрителю. ...
  • В Мариинский театр съехались балетные звезды

    В Петербурге стартовал международный фестиваль балета «Мариинский», который продлится до 22 марта. Программа составлена преимущественно из классических постановок: «Баядерка», «Дафнис и Хлоя», «Жизель», с участием примы-балерины Большого театра Ольги Смирновой, «Спящая красавица», где главную партию исполнит прима Королевского балета Великобритании Лорен Катбертсон, «Лебединое озеро», где выступит премьер Парижской оперы Жермен Луве. ...
  • Фильм к 100-летию великого хореографа выходит в прокат

    Документальный фильм «Каннингем», снятый Аллой Ковган как посвящение мастеру, рассказывает историю великого американского хореографа. Мерс Каннингем не только поставил множество знаковых спектаклей, но и фактически воспитал новое поколение хореографов. ...
  • Большой театр готовится к гастролям в Омане

    Балет «Онегин» в хореографии Джона Крэнко представят в столице Омана, где с 23 по 25 января пройдут гастроли Большого театра. В нынешнем сезоне это не первый визит ГАБТа на Аравийский полуостров. В конце прошлого года (31 октября – 1 ноября) на сцене Королевской оперы Маската с успехом проходили выступления оперной труппы и оркестра: Большой театр представил на главной сцене Омана оперу «История Кая и Герды» Баневича. ...
Читайте также