Возвращение цветоцков

«Русские сезоны» вернулись в Большой вместе с новым директором балета Махаром Вазиевым

 
Формальным поводом для возвращения стал 60-летний юбилей композитора Леонида Десятникова, написавшего музыку к «Русским сезонам» по аутентичным записям и нотным расшифровкам народного пения, опубликованным в книге музыковеда Елены Разумовской «Традиционная музыка русского Поозерья». Еще одним источником вдохновения стал фрагмент оперы для марионеток «Русские сезоны». Произведение Десятникова состоит из 12 частей, посвященных событиям православного или земледельческого календаря – такова была просьба скрипача Гидона Кремера, заказавшего это произведение для своего коллектива Cremerata Baltica в 2000 году.
Что бы ни стало поводом для создания спектакля и его возвращения спектакля в репертуар Большого театра (московская премьера состоялась в 2008), балет «Русские сезоны», созданный рафинированными интеллектуалами, новейшими классиками постмодернизма, стал лучшим доказательством того, как полнокровно живет фольклорная традиция, талантливо переосмысленная здесь и сейчас, не отданная на откуп профессиональным патриотам. Вялый интерес к национальной теме, обычаям и диагнозам своей ойкумены – слабое место российской интеллектуальной элиты, а «Русские сезоны» получились отнюдь не только умозрительной формальной игрой с музыкальной и языковой формой. В них есть амбиция интереса к непопулярному, обесчещенному забвением материалу, есть по-хорошему «дягилевская» амбиция.

Балет вышел  минималистской и насыщенно страстной (40 минут) квинтэссенцией народных гимнов и плачей. Ритуальность действий в них священна, а символические формы поведения вычленяют высшие ценности: и для композитора и балетмейстера труд тоже высшая ценность, как для поозерских крестьян Пскова, Смоленщины, Архангельского края. Любовь и разлука  вдохновляют и топчут,  это понятно современному человеку. Погода, влияющая на земледельческий цикл и в итоге на урожай, теперь приходит модой сезона и метеозависимостью; еда давно выращивается несезонно в разных концах света – и это тоже часть контекста сегодняшнего русского земледельческого календаря.

Девушки в однотонных сарафанах (почти до пят, но чуть короче для удобства движения) и мужчины в традиционном наряде «убирают сено», широко и синхронно взмахивая руками,  играют в стилизованный «ручеек», танцуют реплики хоровода и «а мы просо сеяли», бьют поясные поклоны в зал, провожают на войну, проживают вдовью жизнь. Умирают: братская могила в рядок, головами в зал. Коллективная душа, пара в белом, танцует поодаль, но словно парит над остальными. Белый дуэт соединяет тему смерти и «Свадебки» (о чем много писали журналисты премьеры  Брониславы Нижинской 1923 года), замыкая тему смыслов названия на дягилевские «Русские сезоны», создавший свою славу на изучении и пропаганде русского искусства. В хореографии Ратманского слиты классическая техника и элементы народных игр, современная хореография и яркий визуальный знак: мужчина несколько раз остановит ладонью движение женской головы, тянущейся в арабеске вперед: а не спеши-ка. Один жест, проявляющий суть патриархальных отношений.  

Сопрано (Яна Иванилова) пропевает тексты на северный манер: «цветоцки», «сватаце». Соло на скрипке исполняет Александр Майборода – он выступает в роли «запевалы» крестьянского хора, функции хора берет на себя оркестр (дирижер-постановщик Игорь Дронов). Алексей Ратманский сам работал над возобновлением спектакля 2008 года: теперь в нем в одном из составов заняты Екатерина Крысанова и Денис Савин (пара в желтом), Игорь Цвирко и Анастасия Меськова (пара в красном), Эрик Сволкин и Анна Балукова (пара в синем), Дмитрий Старшинов и Юлия Янгуразова (пара в зеленом), Алексей Матрахов и Елизавета Крутелева (пара в фиолетовом), Максим Суров и Дарья Бочкова (пара в бордовом). Некоторое скольжение по хореографическому тексту, с одной стороны, – проявление свойств легкого почерка хореографа, с другой стороны, точечная утрировка и дух импровизации, возможно, еще придут в спектакль, прошедший чуть более десятка раз и отсутствовавший в афише без малого шесть лет. А у него есть все шансы задержаться в ней подольше – тем более что в понедельник 26 октября было объявлено о назначении нового директора балета Большого – это бывший завтруппой Мариинского театра, пока еще действующий директор балета Ла Скала Махарбек Вазиев. Контракт Сергея Филина истекает 17 марта будущего года, пятилетний контракт Вазиева начинается 18 марта. И он заинтересован в балетмейстере Алексее Ратманском.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Дом Радио представит сказку и программу-посвящение Стравинскому

    В первый месяц зимы петербургское пространство на Итальянской под руководством Теодора Курентзиса продолжит цикл концертов «Петербургский Союз композиторов в Доме Радио», а также представит остросюжетную сказку. ...
  • В Театре Виктюка покажут премьеру «Царь-девица»

    10 и 16 декабря в Театре Виктюка представят премьеру «Царь-девица» по поэме Марины Цветаевой. Режиссер постановки – Дмитрий Бозин.   «Взяв за основу старинную сказку, Цветаева создала удивительное пространство, где ветер говорит с морем и люди говорят с ветром и морем, где чувства людские равны стихиям. ...
  • В Москве отпразднуют 90-летие Родиона Щедрина

    16 декабря, в день 90-летия композитора Родиона Щедрина, в Зале Чайковского пройдет юбилейный концерт. На вечере представят основные жанры творчества Щедрина – концерт для фортепиано с оркестром, хоровая музыка, концерт для оркестра, балет. ...
  • Театр Пушкина продолжает «Пушкин LAB»

    8 декабря в музее Пушкина в Москве в рамках проекта «Пушкин LAB» представят моноспектакль «Евгений Онегин. 6 глава» Алексея Рахманова, артиста театра Пушкина. «Моноспектакль актера театра имени Пушкина Алексея Рахманова – это попытка смахнуть пыль времен со строк, знакомых всем нам со школой скамьи. ...
Читайте также

Самое читаемое

Читайте также