Сеанс научной магии

«Топливо»: байопик всемирно известного программиста показали в Театре.doc

 

Был такой проект – «Человек.doc», копродукция театра «Практика» и московского театра-клуба «Мастерская». Придуманный Эдуардом Бояковым и Алексеем Паперным, «Человек.doc» состоял из десяти спектаклей, посвященных десяти героям современной культуры. Восемь из них еще и играли самих себя. Вторая, не случившаяся часть проекта должна была дать голос героям русского IT.
© photo by Vladimir Lupovskoy«Топливо», пьесу, основанную на интервью с Давидом Яном, создателем одной из самых успешных компаний в области информационных технологий, разработчиком системы электронных словарей и программы распознавания текстов, собрал драматург Евгений Казачков. На фестивале «Текстура-2013» пьеса получила Первую премию.

Паззл сложился только спустя два года, когда в Петербурге появился «Pop-up театр». Созданный режиссерами Семеном Александровским и Дмитрием Волкостреловым, он по-партизански всплывает на короткое время в разных пространствах, а потом пропадает – совсем как временные окна на электронных устройствах. Весьма логично, что премьера спектакля о всемирно известном программисте (а еще и родоначальнике российского флешмоб движения) случилась именно в театре, геолокация которого – уравнение с двумя неизвестными.
Фото: © photo by Vladimir Lupovskoy «Топливо» – спектакль, обманывающий простотой. Его описание укладывается в два предложения – актер «Мастерской» Григория Козлова Максим Фомин, в кедах и джинсах, слишком опрятных для программиста в широком представлении, читает монолог Давида Яна. Происходит все на пустой сцене. Иногда на заднике появляются фрагменты пьесы, документальные видео или названия глав, идущих ровно в том же порядке, что и в тексте Казачкова – «Стоп-кадры», «Выбор», «Стокгольм». Тонкая и ненавязчивая режиссура следует предложенной драматургом логике. Но материал в итоге оказывается не просто услышанным, он становится физически ощутимой цепочкой из мгновений-стоп-кадров, которые в самом начале предлагает запомнить и зафиксировать герой-рассказчик. В моей цепочке мгновений, оставшейся в памяти после спектакля, – час двадцать чистого восторга – от самой истории успеха и от того, как ее играет Максим Фомин.

«Топливо» – не просто рассказ программиста, изобретателя, self-made man, это еще и ощущение ветра перемен. Ключевые моменты личной истории Давида Яна – штрихи к портрету десятилетия на сломе эпох, времени, когда одна страна умирала, а другая рождалась. Здесь и риск не поступить в физтех из-за строчки «китаец» в графе национальность, которая была в советском паспорте. Здесь и привлеченный Яном для работы над электронным словарем кооператив, который типично по-русски ошибся и забыл ввести все слова на букву «к». Здесь и пиратство пользователей, которые делились друг с другом Lingvo, копируя все 15 дискет, занимаемых программой. И понимание, что IT-технологии переводят качество жизни на ступень выше, а значит, программирование – тоже путь к бессмертию. Не только физика.

Кстати, о физиках. Максиму Фомину удается цепко держать внимание зала, мастерски жонглируя зрительскими реакциями. Но главное – он умудряется играть способ мышления физика, способ его коммуникации с миром через исследование и преобразование. И совершенно неважно, что физик в итоге отбрасывает амбиции ученого и становится программистом, потому что бывших физиков не бывает.

«Я видел его спину. И знал, что он физик с большой буквы. А физики – это люди-маги. Они вдруг понимают суть вещей и заставляют новые вещи жить по-новому», – говорит герой «Топлива» об отце. Обаяние Максима Фомина делает магию людей, способных менять и меняющих мир, почти осязаемой, на чувственном уровне, а режиссура Семена Александровского еще и подвергает ее анализу. В моменты, когда актер смотрит на себя самого, записанного на видео, когда его голос подменяется компьютерными голосами – из программ и словарей героя, – возможность бессмертия кажется более чем реальной. Научная магия – без всяких разоблачений.  

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр «У Никитских ворот» представит премьеру мелодрамы

    На сцене театра «У Никитских ворот» народный артист России Марк Розовский ставит спектакль по роману Эмиля Золя – «Тереза Ракен». Премьерные показы состоятся 8 и 9 декабря.   «Тереза Ракен» – это захватывающая история безудержной страсти и предательства, ведущего к преступлению. ...
  • Море, воздух, небеса

    Премьера Большого своим названием недаром ассоциируется со знаменитой пьесой Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора», обнажающей противоречивость мира реального и мира искусства. И действительно, царство свободы, господствующее на сцене, начинает казаться более реальным, чем люди в масках (словно персонажи театра абсурда) в полупустом зрительном зале Новой сцены. ...
  • Что наша жизнь?.. Читайте в «Театрале»

    В театры Москвы и Петербурга, в журнальные киоски, в торговые сети «Азбука вкуса» и «Ашан» поступил декабрьский номер «Театрала». Ковид – ковидом, но выход в свет – по расписанию. И читатель сможет перевести дух уже хотя бы потому, что в «Театрале» его не будут пугать очередными печальными сводками пандемии. ...
  • Воробьиная месса

    Старинные Боярские палаты с их сводчатыми потолками, сквозной системой комнат и коридоров – особое пространство, предполагающее нетривиальность постановочных решений, отменяющее четкую границу между сценой и залой и вовлекающее зрителей в орбиту театрального действия. ...
Читайте также