Недетская логика

Лаборатория «Молодые режиссеры – детям» подвела итоги

 

В Москве, на сцене Центра драматургии и режиссуры на Поварской, прошли открытые показы эскизов спектаклей для возрастной категории «12+». Будущие постановки Полины Стружковой, Виктории Пучковой, Артема Кузина и Анфисы Ивановой – результат работы лаборатории «Молодые режиссеры – детям».
Всего осенью на Поварской состоялось три дня открытых дверей, когда все желающие могли посмотреть заготовки будущих спектаклей в категориях «0+», «6+» и «12+». По словам генерального продюсера компании «Театральное дело» Владислава Любого (экс-директор РАМТа), в театре для подростков лаборатория добилась в этом году лучших результатов. Теперь каждый из четырех эскизов – Полины Стружковой, Артема Кузина, Виктории Пучковой и Анфисы Ивановой – намерены довести до полноценного спектакля и устроить на сцены российских театров для детей и юношества. «Причем не только московских, но и региональных. У нас есть для этого связи и инструменты», – прокомментировал планы директор лаборатории.
Заявки режиссеров отбирал экспертный совет в лице критиков: Алексея Гончаренко, Ольги Егошиной – и представителей организаторов: Владислава Любого, Ирины Малевой и Елены Максимовой. Молодым авторам советовали обратиться к незаезженной драматургии, поэтому итоговый репертуар получился весьма неожиданным для российской детской сцены.
 
«Воспоминания об одном Рождестве» «Воспоминания об одном Рождестве»
Популярный молодой режиссер Полина Стружкова, автор спектакля «Мама-кот» в Театре им. Маяковского и «Детского сада стихов» в Театре наций, взялась за рассказ Трумена Капоте «Воспоминания об одном Рождестве». Для воспоминаний, где, словно в прозе Марселя Пруста, один факт цепляется за другой, где тысяча мелочей дышат теплотой и ностальгией по детству, режиссер выбрала форму сторителлинга. Евгений Козлов играет рассказчика, двое других актеров существуют на сцене почти без текста. Надежда Лумпова играет официантку в баре, ее задача сводится к роли внимательной слушательницы и хозяйки заведения. Илья Ловкий сначала и вовсе изображает спящего пьяницу, только потом его персонаж откликается на волшебное слово «виски» и трезвеет, чтобы зачарованно дослушать рождественскую историю, выпить со всеми по паре капель ирландского и сыграть на укулеле.
В эскизе Стружковой лишь часть будущего спектакля, ироничного и настроенческого. От него, как сказала одна из зрительниц, «в воздухе запахло Рождеством». На показе зрителей посадили рядом с актерами, за столики того же бара, ближе к концу роздали праздничный пирог с изюмом – ну как тут не вынести положительные впечатления.
 
«Мадикен» «Мадикен»
Второй отрывок поставил режиссер Артем Кузин из Саратовского ТЮЗа им. Киселева. В основе спектакля пьеса Марины Соловьевой по мотивам произведений Астрид Линдгрен, а для эскиза был выбран сюжет рассказа «Что значит – бедность беззащитна?» Пьеса ставит этические вопросы: на что можно пойти ради денег? что продается? а что не купишь ни за какие богатства?
Двенадцатилетняя Мадикен влюблена в восемнадцатилетнего официанта, из-за бедности его мама завещала свое тело на опыты местному врачу. Мадикен ворует коробку с лотерейными билетами, в одном из которых находит выигрыш, и выкупает у доктора тело. Парень очень благодарен девочке, но внезапно оказывается, что у него есть девушка…
Яркая характерность персонажей и простордля психологического разбора – чего стоит один образ отца-пофигиста в исполнении Юрия Орлова! – задатки для неплохого спектакля. В целом режиссер сосредоточился на комическом и мелодраматическом аспектах пьесы. В «Мадикене» же есть и гротеск, который, дай ему проявиться, поднимет сюжет с бытового уровня на поэтический.
 
«Называй меня Питер» «Называй меня Питер»
Работа Виктории Пучковой получилась наиболее детской из всех, на обсуждении автору посоветовали снизить возрастную планку до «8+». Отрывок по свежей пьесе Яна Фридриха, никогда еще не ставившейся до этого, рассказывает о мальчике, который накануне своего 11-летия отчаянно не хочет взрослеть. Он просит Питера Пена забрать себя в Neverland, а убедившись, что Питер его оставил, решает взять на себя его сложную миссию и похищать детей в волшебную страну непослушания. Первой жертвой становится маленькая соседка, страдающая астмой…
Режиссер пока что отказалась от декораций, зато детально продумала свет и сосредоточилась на работе с актерами, роли уже получились вполне осязаемыми. Импульсивный мальчик Тео (Виталий Довголюк) копирует пластику и повадки Питера Пена, он обаятельный хулиган, романтик и мечтатель. Его воспитанница (Марина Карлышева) чудесный наивный ребенок, отзывчивый к любым сумасбродствам старшего товарища.
Несколько удачных режиссерских находок, игра в театр теней, этюдный метод работы над ролью – все вместе складывается в симпатичную картину, понятную и знакомую российским ТЮЗам.
 
«Малышка» «Малышка»
Вместо задника на сцене большой экран, на который в режиме реального времени транслируется картинка письменного стола школьницы. Школьница равнодушно просматривает список домашнего чтения на тему Великой Отечественной войны и по количеству страниц выбирает самый короткий рассказ – «Малышку» Константина Симонова. Домашку по литературе заедает чипсами с малосольным огурчиком и запивает колой. Семнадцатилетний военный фельдшер Маруся, о подвиге которой говорится в рассказе, оживает в паре метров от читательницы и сама доносит ей свою историю.
Этот эскиз выделяется на фоне других подкупающей актерской работой Ксении Щербаковой, исполнившей роль Малышки. Без лишнего пафоса, найдя верную интонацию, героиня поделится тем, как однажды проехала с раненными 80 км по размытой дождем дороге, как затягивала с ними казачьи песни, чтобы не сойти с ума от напряжения и заглушить стоны…
Режиссер Анфиса Иванова говорит на языке театра об очень важных вещах. О той дистанции, которая возникает между новым поколением и поколением, ощутившим войну на собственной шкуре. О том, как псевдопатриотическая идеология огрубляет чувства, мешает понять, чем была война на самом деле. В спектакле же происходит чудо: от фронтовички к современному подростку, глаза в глаза, переходит личный опыт войны. Ее боль, и грязь, и подвиг, которого просто не могло не быть.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • И народные артисты, и артисты «из народа»

    За годы своего существования Фестиваль театров малых городов России сменил множество адресов. Проводился в Балаково и Лысьве, Коломне и Зарайске, Пятигорске и Дубне… На сей раз он прописался в Вольске Саратовской области. ...
  • КТО МЫ ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ?

    Лабораторный опыт подготовки эскизов спектаклей за три дня знаком десяткам российских театров малых городов (проект Театра наций при поддержке Минкультуры РФ). Впервые к этому опыту присоединился Донской театр драмы и комедии имени В. ...
  • После ремонта Театр на Перовской вновь распахнул свои двери

    Капитальный ремонт в Московском драматическом театре на Перовской полностью завершен, в рамках ремонта изменен облик фасада здания и отремонтированы помещения театра, сообщила в пятницу пресс-служба департамента культуры Москвы. ...
  • Недетская логика

    В Москве, на сцене Центра драматургии и режиссуры на Поварской, прошли открытые показы эскизов спектаклей для возрастной категории «12+». Будущие постановки Полины Стружковой, Виктории Пучковой, Артема Кузина и Анфисы Ивановой – результат работы лаборатории «Молодые режиссеры – детям». ...
Читайте также