Актриса из «золотого века»

Татьяне Карповой исполнилось 100 лет

 

В день юбилея Татьяны Михайловны телеканал «Культура» показал фильм режиссера Константина Юдина «На подмостках сцены», в котором она сыграла провинциальную приму Раису Сурмилову — особу капризную, вздорную, склонную к интригам, но не по причине вредности характера, а главным образом из-за неустроенности ее женской судьбы.
Сыграла с блеском, в подробной, эксцентричной, слегка пафосной, но очень подходившей для водевильной стихии картины манере. И, хотя роль Сурмиловой была кинематографическим дебютом Карповой, она ни в чем не уступала другим, более искушенным в искусстве кино участникам актерского ансамбля — Василию Меркурьеву, Михаилу Яншину, Юрию Любимову… Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Ведь лента датирована 1956-м годом, а это значит, что к тому моменту Татьяна Михайловна уже сама принадлежала к когорте мастеров. Только известность ей, как это часто бывает, принесло не кино, а театр, о котором она, кстати, мечтала с раннего детства, прошедшего в Харькове.
В Харькове Карпова, по ее собственным воспоминаниям, впервые благодаря домашним спектаклям почувствовала себя актрисой. Там же, в родном городе, будучи студенткой музыкально-драматического техникума, получила начальные уроки артистического ремесла.
Впоследствии в одном из интервью Татьяна Михайловна рассказывала, что именно от педагога техникума она узнала о Марии Ивановне Бабановой, у которой ей обязательно надо учиться. К этому совету Карпова отнеслась внимательно и уехала в Москву. Однако прежде чем оказаться в училище при Театре революции, где преподавала Бабанова, Татьяна Михайловна прошла прослушивание у Мейерхольда (между прочим, успешно), показывалась в Вахтанговском театре и даже во МХАТе. В результате ее приняли вольнослушательницей во МХАТе-2. Но потом она все-таки поступила на курс Марии Бабановой, по окончании которого, в 1939-м, оказалась в труппе театра, с 1954-го носящего имя Владимира Маяковского и ставшего ее вторым домом. Ему народная артистка Советского Союза Татьяна Карпова, которую не раз приглашали в другие знаменитые театральные коллективы, верна всю жизнь.
И хотя в силу объективных обстоятельств она давно уже не занята в спектаклях текущего репертуара, театралы со стажем ее не забывают. Да и как забыть: слишком уж значителен вклад актрисы в славную летопись любимой несколькими зрительскими поколениями «Маяковки». Слишком обширен и разнообразен перечень созданных Татьяной Михайловной сценических образов. От образов лирических, драматических и даже трагических (некоторые из них перешли к Карповой, как говорится, «по наследству» от Бабановой — к примеру, Любка Шевцова в «Молодой гвардии» по А. Фадееву, Диана в «Собаке на сене» Лопе де Вега, Таня в спектакле по одноименной пьесе А. Арбузова) до характерных, в связи с которыми в первую очередь стоит упомянуть о Большой Ма из «Кошки на раскаленной крыше» Т. Уильямса, о Реджине из «Королевы-матери» М. Сантанелли — последней по времени актерской работе Карповой.
«Королеву-мать» довелось посмотреть почти двадцать лет назад, в 1998-м. Но до сих пор помнится деликатное партнерство Татьяны Михайловны с игравшим сына Реджины, Альфредо, артистом Сергеем Петровым. И та гамма эмоций, которую мы, зрители, испытывали по ходу действия  по отношению к ее противоречивой героине, вызывавшей и ненависть, и восхищение. Осталось в памяти ощущение того, что посредством роли Карпова разговаривала со зрителями о чем-то сугубо личном, сокровенном, стараясь ничему не учить нас, не проповедовать, а просто ненавязчиво, но достаточно настойчиво «транслировать» мысль о необходимости поиска общего языка между близкими людьми. И, конечно, нельзя не сказать о достоинстве, с которым вела свою «партию» эта большая актриса — одна из ярких представительниц «золотого века» российского театра. 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Евгения Симонова: «Большая семья — мое великое счастье»

    Журнал «Театрал» продолжает публиковать главы из книги «Мамы замечательных детей», которую мы издали нынешней весной, но так и не успели широко представить читателям. Этот уникальный сборник состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов, которые рассказывают о главном человеке в своей жизни — о маме. ...
  • Евгения Симонова: «Не люблю премьерные спектакли…»

    В день юбилея Евгении Павловны Симоновой «Театрал» от души поздравляет актрису и публикует интервью, которое она дала нашему изданию не так давно.  Евгения Симонова – из тех людей, кто не любит шумихи вокруг собственных дел. ...
  • Светлана Немоляева: «У меня были «двойки» по всем предметам»

    Журнал «Театрал» продолжает публиковать главы из книги «Мамы замечательных детей», которую мы издали нынешней весной, но так и не успели широко представить читателям. Этот уникальный сборник состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов, которые рассказывают о главном человеке в своей жизни — о маме. ...
  • Евгений Писарев: «Я приезжаю к маме — там культ меня!»

    Журнал «Театрал» продолжает публиковать главы из книги «Мамы замечательных детей», которую мы издали нынешней весной, но пока не успели широко представить читателям. Этот уникальный сборник состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов, которые рассказывают о главном человеке в своей жизни — о маме. ...
Читайте также