Четыреста стульев Александра Стульнева

Директор Театра п/р Табакова

 


Этот небольшой театр успешно составляет конкуренцию театрам крупным, с гораздо более богатой историей. Возможно, само имя: Театр-студия под руководством Олега Табакова или «Табакерка» – гарантия успешности. Но немалую роль здесь играет и директор театра Александр Стульнев. Благодаря ему, зритель сразу же попадает в атмосферу внимания и безукоризненного порядка.
– Александр Сергеевич, первое, что бросается в глаза в вашем директорском кабинете – необычная коллекция миниатюрных стульев. Как она создавалась?
– Все возникло спонтанно: как-то друзья решили подшутить и подарили несколько стульев – елочных игрушек. И постепенно собралось уже около четырехсот, есть очень необычные экземпляры.

– А театром вы стали заниматься тоже спонтанно?
– Почти. Я вообще по образованию филолог. Диплом писал по Островскому, затем занимался партийной работой. А потом в родном Саратове, меня «бросили», как тогда говорилось, на театр. Театральное дело приходилось постигать на практике.

– Я знаю, что история вашего прихода в Театр Табакова не совсем обычна. Вы ведь являетесь родней Олегу Павловичу?
– Да, это так. Моя покойная супруга была единокровной сестрой Табакова – у них общий отец. Собственно с Табаковым я познакомился, когда умер Павел Кондратьевич, и мне пришлось его похороны организовывать – я был единственным мужчиной в доме. Но это было гораздо раньше того времени, как Олег Павлович меня пригласил работать.
© Ксения Бубенец – Значит, он сначала просто заметил ваши организаторские способности?
– Я с 1983 года работал директором Саратовского академического театра драмы имени Карла Маркса, как он тогда назывался, и Табакову меня порекомендовали. Но Олег Павлович не хотел брать на серьезные должности родственников – такой у него был принцип.

А в 1991 году меня пригласил в Москву, в Новый драматический театр, Борис Александрович Львов-Анохин Я с ним успешно работал. В 1997 году у Табакова в театре возникла очень непростая ситуация, и он попросил меня помочь. Но я не мог тогда бросить Львова-Анохина, это было бы предательством. Так и пришлось работать в течение трех лет на два фронта.

Как раз в это время, в честь 10-летнего юбилея «Табакерки», Юрий Михайлович Лужков преподнес в качестве подарка Постановление правительства Москвы о выделении театру участка земли для строительства нового здания в Фурманном переулке. Архитектурные проработки показали, что участок этот мал для размещения здания. Тогда Лужков отдал нам место на Триумфальной площади, где когда-то был «Современник». Красивая была задумка. Но Лужков вдруг опомнился, и запретил  строить театр на Триумфальной.

В итоге нам определили место, где сейчас уже выстроили новое здание – на углу улицы Гиляровского и Садового кольца. Собственно, Табаков и звал меня для освоения задуманного. После смерти Львова-Анохина я перешел окончательно в Табакерку.

– С какими трудностями вам пришлось здесь столкнуться?
– Трудностей было много, особенно со строительством. Путем сложных договоренностей и обменов небольших кусочков земли мы, в конце концов, построили Мастерские – точнее, Художественно-производственный комбинат – 8 тысяч кв. метров. И еще Театральную школу на улице Макаренко. Такой мы придумали грандиозный проект.

– Вы все это вместе с Олегом Павловичем задумывали?
– Без Олега Павловича я бы просто ничего не смог сделать. И никто бы не смог. Ему пришлось в самых высоких кабинетах доказывать необходимость всего, что мы делали. Имя Табакова открывает любые двери.

– Очень важно, что он может на вас полностью положиться. Вы вспоминаете, с чего начинали?
– Первым делом я тогда повез театр на длительные гастроли в родной Саратов. А здесь начал капитальный ремонт. По театру было трудно ходить: ни одного живого места не оставалось, были сняты все окна и двери. Помню, как однажды в разгар ремонта появился Табаков, оглядел всю эту картину и сказал: «Ты разрушил весь театр!»

А мы тогда еще выстелили весь двор брусчаткой – это было невидалью, никакой плитки на улицах и в помине не было. И театр наш стал выглядеть помолодевшим.

– А чем же занимались тогда ваши актеры?
– Мы стали практиковать выездные спектакли на средних площадках, вывозить своих «подвальных» артистов осваивать чужое пространство. Ездили на гастроли по два раза в месяц. Декорации приходилось возить в Югру, Нижневартовск, Сургут на самолете – половина самолета людей, половина – декораций. Иначе туда не добраться. Кроме того, мы стали играть спектакли и на большой сцене МХАТа…
А здесь, в Подвале, как до сих пор иногда называют наш театр, впервые громко прозвучали имена популярных ныне режиссеров Миндаугаса Карбаускиса и Константина Богомолова.

– С чем сейчас связаны ваши надежды?
– Надеемся, что в марте 2016-го мы вселимся в новое здание, а в старом, на улице Чаплыгина, остается Камерная сцена. Мы теперь так будем называться: «Сцена на Чистых прудах» и «Сцена на Сухаревской». Зрители привыкнут, и на нашем новом сайте это будет отображено.

Новое здание выполнено в современном духе. Зал на 400 мест снабжен самой передовой машинерией. Для режиссеров и художников там будет огромный простор для идей.

– Вот видите как: число мест в новом зале совпадает с числом стульев в вашей коллекции. Остается пожелать, чтобы и дальше их число увеличивалось. Вы сказали, что с 97-го года занимаетесь новым зданием, а само строительство началось в 2001 году. И вам необходимо было следить за всем лично?
– Конечно, дело это совсем непростое. Но надо либо держать все в одних руках, либо это все расползется.

– А как с вопросами актерскими? Известно, что мхатовские актеры играют в ваших спектаклях, и наоборот: ваши – в спектаклях МХТ. Как вы их делите?
– Для Олега Павловича такой градации не существует. Кто творчески подходит к роли, того он и назначает, не считаясь с тем, как мы будем потом разводиться.

– Это тоже ваши трудности?
– Наши и мхатовские. Но справляемся. К тому же, мы уже два выпуска Школы Табакова взяли в штат. Молодежи у нас теперь много.

– Расскажите про Театральную школу…
– В школе, как было задумано нами, полный пансион, дети на гособеспечении. Группа отборщиков выезжает в ряд областей, отсматривает талантливых ребят. Человек сто привозим в Москву, и здесь уже отбираем двадцать четыре. Ребята после 9-го класса два года получают общее образование, и последующие два года учатся по программе театрального вуза. После первого выпуска мы взяли десять человек. После второго – четверых. Но их с удовольствием берут и в другие театры. Мы следим за их судьбой, это же наши дети.

– Вы тоже участвуете в деятельности Школы?
– У нас, к сожалению, разное финансирование, хотя мы долго добивались, чтобы Школа была при театре, но не получилось. Олег Павлович художественный руководитель и там, и там. Мы только творчески связаны.

– Бывают случаи, когда вы можете сами порекомендовать какого-то актера Табакову?
– Конечно, таких случаев было довольно много.

– Недавно в Саратове в честь юбилея Табакова установили памятник – Олег Павлович в роли розовского героя Олега Славина, с саблей наперевес…
– Он по существу таким до сих пор и остался – отважным и непримиримым к несправедливости. Его талант востребован – зрители со всех концов земли просят и даже требуют привезти к ним спектакли с его участием. Я уже зачастую бываю против, понимая, как он устает, но Олег Павлович – человек ответственный, он всегда откликается с готовностью.

– Широко известно, что он помогает старым актерам и просто работникам театра.
– Он помнит людей, которые с ним работали. Так Леонид Иосифович Эрман – бывший директор «Современника», сейчас с ним трудится в МХТ. Я как директор представляю, как психологически сложно перейти от активной деятельности на тихую пенсию. Невольно и о своем будущем тоже начинаю думать.

– Вы ведь сами, наверное, тоже стараетесь многое делать для своих сотрудников?
– Знаете, Табаков ввел такое правило в нашем театре – делать по максимуму для своих. И я как бы подхватил эту эстафету. Сейчас у нас заработная плата выше, чем во многих театрах. Мы много вывозим своих спектаклей. Мастерские наши делают декорации для других театров и тоже зарабатывают - не все же на актеров возлагать.

– А чем занимаются ваши сыновья?
– Мой старший сын руководит Художественно-производственным комбинатом, он закончил Школу-студию МХАТ и ГИТИС. А младший – финансист, работает здесь в плановом отделе. И сноха у нас художник по костюмам.

– То есть у вас получилось семейное предприятие? Династия? Не хочется, чтобы выпестованное вами дело попадало в чужие руки?
– Пытаюсь по мере сил учить их до сих пор, хотя они уже и взрослые. Есть у нас такой принцип: надо пытаться в сложных обстоятельствах, в которые тебя поставила жизнь, видеть интересное. Без личной заинтересованности ничего не получится.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Серебренников выступил против отмены русской культуры

    Режиссер Кирилл Серебренников высказался против байкота русской культуры, сообщает Афиша. Daily со ссылкой на интервью режиссера в преддверии премьеры фильма «Жена Чайковского» в Каннах.  «Русская культура – о хрупкости жизни. ...
  • «Не хочу, чтобы театр становился монополией одного режиссера»

    Сегодня в Театре Маяковского представили нового художественного руководителя Егора Перегудова, который выразил благодарность труппе за предложение, прежде всего, творческое, а Департаменту культуры – за поддержку, и сообщил о своих ближайших планах. ...
  • Музей МХАТ впервые проведет ночную экскурсию по особняку Станиславского

    В рамках «Ночи музеев», которая пройдет с 21 по 22 мая, в Музее МХАТ пройдет бесплатная вечерняя экскурсия «Тайны ночного особняка» по Дому-музею Станиславского в Леонтьевском переулке.   «Ранее посетителям не удавалось побродить по темным комнатам и залам этого старинного особняка, но в рамках акции «Ночь в музее» каждому представится возможность узнать истории о владельцах особняка, о его соседях и бывавших тут гостях, увидеть оживающий реквизит театральных постановок Московского Художественного театра,» – говорится в соцсетях музея. ...
  • В Театре Моссовета пройдет дискуссия с Павлом Рудневым

    22 мая в Театре им. Моссовета состоится дискуссия с театроведом, одним из самых крупных специалистов по современной драме Павлом Рудневым. Тема – премьерный спектакль «Человек в закрытой комнате». Обсуждение начнется по окончании спектакля, который играют на сцене «Под крышей», и будет доступно для зрителей, пришедших посмотреть постановку. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Римас Туминас о провокации пранкеров: «Это превратили в расправу надо мной»

    В социальных сетях и на некоторых интернет-ресурсах появились публикации разговора режиссера Римаса Туминаса с известными российскими пранкерами, которые свой розыгрыш превратили в провокацию. От имени министра культуры Украины они пригласили режиссера в Киев ставить спектакль «Мой друг Бандера», а беседу смонтировали в негативном для Туминаса ключе. ...
  • Театр Вахтангова прекращает сотрудничать с Римасом Туминасом

    Сегодня, 6 мая, стало известно, что Театр Вахтангова прекращает сотрудничество с Римасом Туминасом. Об увольнении режиссера и художественного руководителя сообщается в соцсетях театра.  «Римас Туминас, возглавлявший Театр имени Евгения Вахтангова с 2007 года по 9 февраля 2022 года, с 1 марта по состоянию здоровья и в связи с необходимостью лечения находился в отпуске за свой счет в Литве. ...
  • Кирилл Крок: «Теперь за театр отвечаем только мы с вами»

    Директор Вахтанговского театра обратился к своим коллегам по театру в связи со сложившейся ситуацией. Дорогие вахтанговцы! Мы в 101-м нашем театральном сезоне переживаем очень сложные, я бы сказал трагические времена. Я уверен, что вы всё читаете, видите и знаете. ...
  • 20 фильмов о Великой отечественной войне

    «Театрал»  ко Дню победы составил список из двадцати лучших отечественных фильмов о Великой отечественной войне. «А зори здесь тихие» (1972). Режиссер Станислав Ростоцкий. Экранизация одноименной повести писателя-фронтовика Бориса Васильева. ...
Читайте также