Романс об актрисе

Странные женщины Ирины Купченко

 

Аристократизм и простота – никому не нужно объяснять, что это такое, как никому не нужно доказывать, сколь редко сочетание одного и другого. Можно ли это сыграть или нужно обладать данными качествами от природы? Вопрос спорный, но любой театрал и киноман согласится, что Ирина Купченко воплощает именно это удивительное сочетание: аристократизма и простоты.
Кем бы она ни была – женой волшебника из фильма «Обыкновенное чудо», императрицей Марией Федоровной (спектакль Валерия Фокина «Последняя ночь последнего царя»), Лизой в «Дворянском гнезде» или Роксаной («Сирано де Бержерак» Владимира Мирзоева) – Купченко увлекает непостижимостью женской натуры. Ее героини – вечные загадки. Они красивы, но, увы, не всегда счастливы, как героиня фильма «Странная женщина» или Октавия из спектакля «Антоний и Клеопатра». Чаще всего они – женщины и только. Актриса Ирина Купченко прекрасно понимает, как трудно сыграть Женщину и как трудно оставаться Женщиной вопреки всему – времени, социуму, судьбе. И, возможно, поэтому в театральном послужном списке актрисы не так много главных ролей. Однако она из тех актрис, на которых «ходит зритель».

Eй очень идут роли графинь, княгинь, патрицианок и королев. Одно перечисление их имен будит воображение и уводит в мир романтических драм: княгиня Трубецкая, леди Анна, княгиня Облонская, донна Анна. В спектакле Петера Штайна «Гамлет» она сыграла королеву Гертруду. Холодная, сдержанная, по-балетному стильная, она мучительно переживала внутренний разлад, хотя и скрывала его за маской внешнего спокойствия. Эта Гертруда казалась совершенно чуждой интригам Эльсинора, очень сегодняшняя и очень европейская королева, воспринимающая свой венценосный статус как нелегкую и, в общем-то, опасную работу.

Купченко умудрялась оставаться женщиной и королевой даже в роли советской учительницы Веры Ивановны (фильм Ильи Авербаха «Чужие письма»). «Педагогическая» тема получила продолжение в недавней и, к сожалению, недооцененной картине Романа Балаяна «Ночь светла»: директор интерната для детей с отклонениями в развитии, преданная своей работе женщина, влюбляется в молодого и очень талантливого педагога… Снова загоняемая в глубину сердца трагедия скрывается под внешней сдержанностью, и этот столь часто встречающийся в жизни конфликт вполне может рассматриваться как лирическая тема актрисы.

Ирина Купченко окончила Щукинское училище и сразу же была принята в труппу прославленного театра. Даже небольшую роль она умеет сделать театральным событием. Например, Клодию в «Мартовских идах» по Торнтону Уайлдеру или Атуеву в «Деле» Сухово-Кобылина, поставленном Петром Фоменко. Роксана в ростановском «Сирано» – роль особенная. Роль-легенда. Роль-миф. Роль-риф. Да, именно риф, потому что слишком много актрис проваливались именно в этой роли. Слишком легко сыграть здесь глуповатую красавицу, которая даже толком не может понять, кто именно ей признается в любви. Предложение Владимира Мирзоева сыграть Роксану в дуэте с Максимом Сухановым – Сирано было несколько неожиданным, но риск оправдался полностью! Роксана Ирины Купченко – умна, элегантна, обольстительно хороша собой и притягательна шармом взрослой женщины, а не девчонки-полуподростка, как это иногда бывает в сегодняшних версиях этой пьесы. Она почти сразу понимает игру, задуманную Сирано. И принимает ее, потому что сама – если не Поэт, то, безусловно, Муза. Мальчишка Кристиан здесь оказывается лишним, потому что игры взрослых людей слишком жестоки. Романтическая ирония, на которой выстроен спектакль Мирзоева, безупречно чувствуется актрисой, хотя трагическая развязка не обойдет стороной и этот сюжет.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Светлана Немоляева: «У меня были «двойки» по всем предметам»

    Журнал «Театрал» продолжает публиковать главы из книги «Мамы замечательных детей», которую мы издали нынешней весной, но так и не успели широко представить читателям. Этот уникальный сборник состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов, которые рассказывают о главном человеке в своей жизни — о маме. ...
  • Евгений Писарев: «Я приезжаю к маме — там культ меня!»

    Журнал «Театрал» продолжает публиковать главы из книги «Мамы замечательных детей», которую мы издали нынешней весной, но пока не успели широко представить читателям. Этот уникальный сборник состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов, которые рассказывают о главном человеке в своей жизни — о маме. ...
  • Ольга Прокофьева: «Ее силе мог позавидовать любой мужчина»

    Журнал «Театрал» продолжает публиковать главы из книги «Мамы замечательных детей», которую мы издали нынешней весной, но так и не успели широко представить читателям. Этот уникальный сборник состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов, которые рассказывают о главном человеке в своей жизни — о маме. ...
  • Римас Туминас: «Однажды мама меня спасла»

    Журнал «Театрал» продолжает публиковать главы из книги «Мамы замечательных детей», которую мы издали нынешней весной, но, по известным причинам, так и не успели широко представить читателям. Этот уникальный по душевности сборник состоит из пятидесяти монологов именитых актёров, режиссёров и драматургов, которые рассказывают о главном человеке в своей жизни — о маме. ...
Читайте также