Романс об актрисе

Странные женщины Ирины Купченко

 

Аристократизм и простота – никому не нужно объяснять, что это такое, как никому не нужно доказывать, сколь редко сочетание одного и другого. Можно ли это сыграть или нужно обладать данными качествами от природы? Вопрос спорный, но любой театрал и киноман согласится, что Ирина Купченко воплощает именно это удивительное сочетание: аристократизма и простоты.
Кем бы она ни была – женой волшебника из фильма «Обыкновенное чудо», императрицей Марией Федоровной (спектакль Валерия Фокина «Последняя ночь последнего царя»), Лизой в «Дворянском гнезде» или Роксаной («Сирано де Бержерак» Владимира Мирзоева) – Купченко увлекает непостижимостью женской натуры. Ее героини – вечные загадки. Они красивы, но, увы, не всегда счастливы, как героиня фильма «Странная женщина» или Октавия из спектакля «Антоний и Клеопатра». Чаще всего они – женщины и только. Актриса Ирина Купченко прекрасно понимает, как трудно сыграть Женщину и как трудно оставаться Женщиной вопреки всему – времени, социуму, судьбе. И, возможно, поэтому в театральном послужном списке актрисы не так много главных ролей. Однако она из тех актрис, на которых «ходит зритель».

Eй очень идут роли графинь, княгинь, патрицианок и королев. Одно перечисление их имен будит воображение и уводит в мир романтических драм: княгиня Трубецкая, леди Анна, княгиня Облонская, донна Анна. В спектакле Петера Штайна «Гамлет» она сыграла королеву Гертруду. Холодная, сдержанная, по-балетному стильная, она мучительно переживала внутренний разлад, хотя и скрывала его за маской внешнего спокойствия. Эта Гертруда казалась совершенно чуждой интригам Эльсинора, очень сегодняшняя и очень европейская королева, воспринимающая свой венценосный статус как нелегкую и, в общем-то, опасную работу.

Купченко умудрялась оставаться женщиной и королевой даже в роли советской учительницы Веры Ивановны (фильм Ильи Авербаха «Чужие письма»). «Педагогическая» тема получила продолжение в недавней и, к сожалению, недооцененной картине Романа Балаяна «Ночь светла»: директор интерната для детей с отклонениями в развитии, преданная своей работе женщина, влюбляется в молодого и очень талантливого педагога… Снова загоняемая в глубину сердца трагедия скрывается под внешней сдержанностью, и этот столь часто встречающийся в жизни конфликт вполне может рассматриваться как лирическая тема актрисы.

Ирина Купченко окончила Щукинское училище и сразу же была принята в труппу прославленного театра. Даже небольшую роль она умеет сделать театральным событием. Например, Клодию в «Мартовских идах» по Торнтону Уайлдеру или Атуеву в «Деле» Сухово-Кобылина, поставленном Петром Фоменко. Роксана в ростановском «Сирано» – роль особенная. Роль-легенда. Роль-миф. Роль-риф. Да, именно риф, потому что слишком много актрис проваливались именно в этой роли. Слишком легко сыграть здесь глуповатую красавицу, которая даже толком не может понять, кто именно ей признается в любви. Предложение Владимира Мирзоева сыграть Роксану в дуэте с Максимом Сухановым – Сирано было несколько неожиданным, но риск оправдался полностью! Роксана Ирины Купченко – умна, элегантна, обольстительно хороша собой и притягательна шармом взрослой женщины, а не девчонки-полуподростка, как это иногда бывает в сегодняшних версиях этой пьесы. Она почти сразу понимает игру, задуманную Сирано. И принимает ее, потому что сама – если не Поэт, то, безусловно, Муза. Мальчишка Кристиан здесь оказывается лишним, потому что игры взрослых людей слишком жестоки. Романтическая ирония, на которой выстроен спектакль Мирзоева, безупречно чувствуется актрисой, хотя трагическая развязка не обойдет стороной и этот сюжет.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Максим Аверин: «Не люблю жить прошлым»

    26 ноября Максиму Аверину исполняется 45 лет. «Театрал» узнал у артиста, как он готовится отметить эту дату и какие строит планы на нынешний театральный сезон.   – Максим, в первую очередь расскажите, пожалуйста, о предстоящих премьерах. ...
  • Алексей Франдетти о «Брате 2», Питере Пэне, «Стилягах» и Джуде Лоу

    В рамках партнерской программы с Радио 1 «Театрал» публикует интервью с актером и режиссёром Алексеем Франдетти. В новом выпуске программы «Синемания. Высшая лига» он рассказал о том, как выстраивает свою работу, почему хочет сделать из фильма «Брат 2» мюзикл, какие проекты планирует реализовать и для чего хочет выучиться на дирижёра. ...
  • Антон Яковлев: «Не признаёт любви наполовину»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Юлия Ауг: «Не надо делать вид, что ничего не происходит»

    Записывая интервью для сентябрьской обложки «Театрала», мы застали Юлию АУГ в горячий период: она временно жила в Петербурге, где как актриса выпускала премьеру «Это всё она» в театре «Приют комедианта», как режиссер вела восстановительные репетиции «Перемирия» в Театре на Литейном (спектакль выдвинут на высшую петербургскую театральную премию «Золотой софит»), а помимо всего «отлучалась» в Москву на съемки в кино. ...
Читайте также