Сообщество современного танца зимой солидаризируется: хореографы не только ставят свои спектакли, но и ходят на спектакли коллег, внося свой рубль в кассу наравне с другими зрителями. В январе на разных площадках свои работы показали «По. В. С. Танцы», компания Дениса Бородицкого, хореограф Татьяна Чижикова, танцовщица Большого театра Анна Коблова и Athena Dance Company.
Афина Ерофеева, создательница компании Athena Dance Company, – молодой современный хореограф, которого ждут российские конкурсы и театры. О ней в Москве знают пока немногие.
Изучала контемпорари, джаз-модерн и классический танец в московской школе современного танца Vortex, театре танца Na.Sh Натальи Широковой, школе «Дункан». Училась в Amsterdam Theatre School и в London Contemporary Dance School, участвовала как приглашенный танцор в фестивале Deloitte Ignite festival в Royal Opera House. Полный список ее работ и достижений занял бы несколько страниц.
С танцовщиками Большого театра, жадными до современных экспериментов (Анна Коблова, Надежда Благова, Антон Савичев, Михаил Крючков) Афина показала в зале-тысячнике культурного центра «Москвич» «тройчатку», три одноактных спектакля: «Жизнь Взаймы», Steppenwolf Syndrome и Amy.
В каждом спектакле есть известная зрителю сюжетная или биографическая линия, разложенная на танцевальные партии, и эта нарративная основа помогает традиционному восприятию.
В спектакле «Жизнь взаймы» по роману Ремарка (идет под музыку 1940-50-х) сохранены основные персонажи романа, а романтические адажио сменяют экспрессивные соло. Steppenwolf Syndrome по роману Германа Гёссе, технически виртуозный спектакль в лаконичном свете на фоне отсутствия декораций – о столкновении одиночки с обществом, собирании осколков своего «я», борьбе и примирении, принятии себя.
Amy можно отнести к жанру драматического танцевального спектакля. Интервью певицы Эми Уайнхаус, в которых она говорит о своей любви к музыке, к жизни, желании оставить что-то существенное после себя, сопровождается тремя дуэтами, страстно и счастливо любовными и исступленно-безнадежно разбитыми. Steppenwolf Syndrome и Amy – участники эдинбургского фестиваля Fringe в 2014 году. Хореографию Афины Ерофеевой отличает подробность танцевальных фраз, «спокойный тон» в разработке драматичных тем, неспешность композиции. Athena Dance Company демонстрирует сложившийся в работе с балетными танцовщиками-экспериментаторами язык, повествовательно-подробный, почти пантомимный по сути, и в то же время абстрактный, балетный по форме.
Все спектакли поддержала своим участием танцовщица Большого театра Анна Коблова, участница всех мастерских современной хореографии Алексея Ратманского в 2000-х годах.
Анна Коблова – из тех немногих балетных людей в России, которые умеют совмещать в теле (и сознании) классику и contemporary. Ее любовь к современному и классическому танцу –это синтез и взаимообогащение. Так было и у Плисецкой, и у Сильвии Гиллем. В этом сезоне Анна уезжает в бразильский город Жоинвиль преподавать в зарубежной школе Большого театра, а в январе на сцене ГЦСИ она показала перформанс «Труд». Этим спектаклем, посвященным, кстати, родителям, которые всю жизнь отдали педагогике, Аня исследовала физические и эмоциональные ресурсы человека. «Труд» – интенсивный экстракт наблюдений за спектром эмоций и сменой физических состояний человека, непрерывно находящегося в работе.
Под постепенно нарастающий грохот девушка бессмысленно протирает кирпичи, один за другим, методично и тщательно, с ощущением полезности происходящего. Затем складывает их в рюкзак и с этими камнями двигается, ходит, приседает, бегает. Пробует прыгать. Мышцы едва выдерживают вес кирпичей, она старается носить их эргономично, но желание выполнить работу быстрее и лучше воображаемых «других» не дает расслабиться. Скорость увеличивается, звуки становятся громче. А она все добавляет и добавляет камней за плечи. Сконцентрированность на работе заканчивается полным истощением – девушка падает на пол, ее тело охватывает мелкая дрожь.
«Есть женщины в русских селеньях», – комментировали мужчины фото перформанса в соцсетях. «Но это как раз то, чего я не хочу для себя и других женщин!» – поясняла удивленная этими репликами танцовщица.
Спектакль «Кровь» коллектива «По. В. С. Танцы» (расшифровывается: «Почти внутренне свободные танцы») в «Боярских палатах» зазывал «музыкой на крови». Композитор Ричард Норвила писал электронную музыку на основе – ни много ни мало – спектрального анализа капель крови участников спектакля – Альберта Альберта, Саши Конниковой, Алины Венедиктовой.
Танцовщики рассказывают о своих предках, мамах, папах, бабушках и дедушках. Рассказы прослоены импровизациями, вдохновленными воспоминаниями. На сцену приглашают людей, в которых есть схожая с перформерами кровь, и на сцене они слушают в наушниках национальную музыку, становясь частью спектакля, а мы, наблюдая за выражениями их лиц, воспринимаем происходящее целиком, и прислушиваемся к собственному голосу крови. Максимально аполитичный, перформанс «Кровь» говорит о простом, сегодня все чаще недостижимом: о важности прошлого людей самых разных национальностей, о том, что это прошлое может быть интересно другим, что можно жить рядом, не нарушая этнических кодексов. Что кровь, перемешиваясь в колбе, создает новую музыку для общего спектакля жизни.
Хореограф, танцовщик и педагог Денис Бородицкий тоже выпустил на сцене зала «Конструктор» КЦ «ЗИЛ» автобиографический перформанс «Письмо к себе», в котором участники «По. В. С. Танцев» Альберт Альберт и Александра Конникова выступили как танцдраматурги, то есть редакторы, которые помогли довести композицию и «текст» выступления до полной готовности.
Что делать, перформеру диктует голос автоматического переводчика браузера «Гугл». Бородицкий набирает текст, компьютер его произносит, после компьютерного фильтра задуманное человеком становится настоящим, необходимым к исполнению – и исполняется.
Денис рассказывает о себе – всю свою жизнь с момента рождения до сегодняшнего момента короткими, иногда односложными фразами, которые звучат емко и отстраненно: «Чувствуйте себя как дома... Я родился и вырос... Я везде чувствую себя в гостях... Везде... Почему снег черный?... Это вопрос ко мне... Я помню... Я сын... Мой сын... Девочка... Дочь... Когда я вернулся все было по-другому... Ох, кризис... Криз... Я мог бы жить в деревне...» А мы словно слышим обрывки собственных мыслей, прослоенных разнообразным движением, всегда удивительно подходящим под рождающиеся ассоциации.
На территории бывшей ткацкой фабрики «Трехгорная мануфактура» на Пресне открылась небольшая независимая площадка «ДК Трехгорка». Выпускница первого магистерского курса кафедры современной хореографии и сценического танца Аллы Сигаловой Татьяна Чижикова вместе с соавтором и сценографом Ольгой Дыховичной выпустили на «Трехгорке» спектакль «На себя/От себя» по произведениям Владимира Набокова. Татьяна и Ольга вдохновлялись образом эмигранта, живущего в отелях, и примеривали его к артистам. Случайные связи, короткие встречи – Мария Исаева, Илья Карпель, Дмитрий Коновалов, Екатерина Погребкова, Алексей Кирсанов отлично сыграли две нестабильные пары, качающихся на магнитных волнах страстей, и метрдотеля-соглядатая, учтиво приносящего то стакан воды, то вычищенную одежду, но главная его работа – всё видеть.
Внешне спектакль прост: кровать за легкой занавеской, две одинаковых рубашки на пятерых, дверь для перемены мизансцены, не самая сложная в мире хореография. И еще что-то маленькое и самое важное – внутренний огонь исполнителей, sex appeal во взглядах, жажда жить и быть счастливым везде, где бы ты не оказалсяи умение высказать эту жажду языком тела вписывает «На себя/ От себя» в круг безусловных удач современно-танцевального сезона 2015-2016.
Изучала контемпорари, джаз-модерн и классический танец в московской школе современного танца Vortex, театре танца Na.Sh Натальи Широковой, школе «Дункан». Училась в Amsterdam Theatre School и в London Contemporary Dance School, участвовала как приглашенный танцор в фестивале Deloitte Ignite festival в Royal Opera House. Полный список ее работ и достижений занял бы несколько страниц.

В каждом спектакле есть известная зрителю сюжетная или биографическая линия, разложенная на танцевальные партии, и эта нарративная основа помогает традиционному восприятию.
В спектакле «Жизнь взаймы» по роману Ремарка (идет под музыку 1940-50-х) сохранены основные персонажи романа, а романтические адажио сменяют экспрессивные соло. Steppenwolf Syndrome по роману Германа Гёссе, технически виртуозный спектакль в лаконичном свете на фоне отсутствия декораций – о столкновении одиночки с обществом, собирании осколков своего «я», борьбе и примирении, принятии себя.
Amy можно отнести к жанру драматического танцевального спектакля. Интервью певицы Эми Уайнхаус, в которых она говорит о своей любви к музыке, к жизни, желании оставить что-то существенное после себя, сопровождается тремя дуэтами, страстно и счастливо любовными и исступленно-безнадежно разбитыми. Steppenwolf Syndrome и Amy – участники эдинбургского фестиваля Fringe в 2014 году. Хореографию Афины Ерофеевой отличает подробность танцевальных фраз, «спокойный тон» в разработке драматичных тем, неспешность композиции. Athena Dance Company демонстрирует сложившийся в работе с балетными танцовщиками-экспериментаторами язык, повествовательно-подробный, почти пантомимный по сути, и в то же время абстрактный, балетный по форме.
Все спектакли поддержала своим участием танцовщица Большого театра Анна Коблова, участница всех мастерских современной хореографии Алексея Ратманского в 2000-х годах.
Анна Коблова – из тех немногих балетных людей в России, которые умеют совмещать в теле (и сознании) классику и contemporary. Ее любовь к современному и классическому танцу –это синтез и взаимообогащение. Так было и у Плисецкой, и у Сильвии Гиллем. В этом сезоне Анна уезжает в бразильский город Жоинвиль преподавать в зарубежной школе Большого театра, а в январе на сцене ГЦСИ она показала перформанс «Труд». Этим спектаклем, посвященным, кстати, родителям, которые всю жизнь отдали педагогике, Аня исследовала физические и эмоциональные ресурсы человека. «Труд» – интенсивный экстракт наблюдений за спектром эмоций и сменой физических состояний человека, непрерывно находящегося в работе.
Под постепенно нарастающий грохот девушка бессмысленно протирает кирпичи, один за другим, методично и тщательно, с ощущением полезности происходящего. Затем складывает их в рюкзак и с этими камнями двигается, ходит, приседает, бегает. Пробует прыгать. Мышцы едва выдерживают вес кирпичей, она старается носить их эргономично, но желание выполнить работу быстрее и лучше воображаемых «других» не дает расслабиться. Скорость увеличивается, звуки становятся громче. А она все добавляет и добавляет камней за плечи. Сконцентрированность на работе заканчивается полным истощением – девушка падает на пол, ее тело охватывает мелкая дрожь.
«Есть женщины в русских селеньях», – комментировали мужчины фото перформанса в соцсетях. «Но это как раз то, чего я не хочу для себя и других женщин!» – поясняла удивленная этими репликами танцовщица.

Танцовщики рассказывают о своих предках, мамах, папах, бабушках и дедушках. Рассказы прослоены импровизациями, вдохновленными воспоминаниями. На сцену приглашают людей, в которых есть схожая с перформерами кровь, и на сцене они слушают в наушниках национальную музыку, становясь частью спектакля, а мы, наблюдая за выражениями их лиц, воспринимаем происходящее целиком, и прислушиваемся к собственному голосу крови. Максимально аполитичный, перформанс «Кровь» говорит о простом, сегодня все чаще недостижимом: о важности прошлого людей самых разных национальностей, о том, что это прошлое может быть интересно другим, что можно жить рядом, не нарушая этнических кодексов. Что кровь, перемешиваясь в колбе, создает новую музыку для общего спектакля жизни.
Хореограф, танцовщик и педагог Денис Бородицкий тоже выпустил на сцене зала «Конструктор» КЦ «ЗИЛ» автобиографический перформанс «Письмо к себе», в котором участники «По. В. С. Танцев» Альберт Альберт и Александра Конникова выступили как танцдраматурги, то есть редакторы, которые помогли довести композицию и «текст» выступления до полной готовности.

Денис рассказывает о себе – всю свою жизнь с момента рождения до сегодняшнего момента короткими, иногда односложными фразами, которые звучат емко и отстраненно: «Чувствуйте себя как дома... Я родился и вырос... Я везде чувствую себя в гостях... Везде... Почему снег черный?... Это вопрос ко мне... Я помню... Я сын... Мой сын... Девочка... Дочь... Когда я вернулся все было по-другому... Ох, кризис... Криз... Я мог бы жить в деревне...» А мы словно слышим обрывки собственных мыслей, прослоенных разнообразным движением, всегда удивительно подходящим под рождающиеся ассоциации.
На территории бывшей ткацкой фабрики «Трехгорная мануфактура» на Пресне открылась небольшая независимая площадка «ДК Трехгорка». Выпускница первого магистерского курса кафедры современной хореографии и сценического танца Аллы Сигаловой Татьяна Чижикова вместе с соавтором и сценографом Ольгой Дыховичной выпустили на «Трехгорке» спектакль «На себя/От себя» по произведениям Владимира Набокова. Татьяна и Ольга вдохновлялись образом эмигранта, живущего в отелях, и примеривали его к артистам. Случайные связи, короткие встречи – Мария Исаева, Илья Карпель, Дмитрий Коновалов, Екатерина Погребкова, Алексей Кирсанов отлично сыграли две нестабильные пары, качающихся на магнитных волнах страстей, и метрдотеля-соглядатая, учтиво приносящего то стакан воды, то вычищенную одежду, но главная его работа – всё видеть.
