Искусство чаепития

Почему «очередь на Серова» переместилась к Театральному музею имени Бахрушина

 

23 февраля в главном здании Театрального музея имени Бахрушина заканчивает свою работу масштабная выставка русского театрально-декорационного искусства 1870-1930 гг. «Прорыв». Экспозиция принимает по тысячи человек в день.
Федор Федоровский. Эскиз декорации к опере Глинки «Жизнь за царя». Московская опера Зимина (1914 г.)         Добужинский, Сапунов, Билибин, Рерих, Коровин, Головин, Родченко, Татлин, Малевич. Целые панно из эскизов Экстер и братьев Стенбергов к спектаклям Камерного театра. Афиши, рисунки и макеты к спектаклям Мейерхольда 20-х годов. По сути эта выставка – энциклопедия русского театра и в целом русской визуальной культуры от эпохи модерна до позднего авангарда. В ней есть все, чем будет питаться и из чего вырастать сценография и философия театра XX века.
Сергей Эйзенштейн. Эскиз костюма Леди Макбет к постановке «Макбет» Шекспира. Москва, Дом театрального просвещения имени В.Д. Поленова. Центральный Просветительный театр (1922 г.)           Три огромных зала: модерн – насыщенно синий, конструктивизм – кумачово-красный и футуризм – солнечно-желтый.
          Большая часть экспозиции представлена в Москве впервые. Прежде работы принадлежали князьям и коллекционерам, потомкам эмигрантов Никите и Нине Лобановым-Ростовским, которые всю жизнь их собирали по крупицам. Вот что говорит сам Лобанов-Ростовский о том, как все начиналось:  
          – Денег у меня не было. Но зато появилось хобби сыщика. В первые годы своего собирательства я день работал, ужинал и с восьми часов вечера до одиннадцати ночи занимался только живописью.
           А на вопрос о том, как удалось собрать такое количество шедевров, Никита Дмитриевич ответил, что везде, где он бывал по делам, он искал семьи русских художников, встречался с их детьми и женами. И добавил, что приходилось выпивать с ними очень много чая, чтобы заслужить расположение.
Александра Экстер. Эскиз костюмов к постановке «Фамира Кифаред».Режиссер Александр Таиров. Камерный театр (1916 г.)          В лучших театральных традициях у выставки есть множество макро- и микросюжетов, подводных течений. Например, в первом зале среди мирискусников скромно висит крошечный эскиз Виктора Симова к «Трем сестрам» Московского Художественного театра 1901 года. Но даже не будучи главным источником новых течений в искусстве, он одним своим присутствием напоминает о том, какую роль сыграли в истории русского и мирового театра спектакли МХТ.
          Или вот отдельный сюжет – афиши эпохи конструктивизма. Какая бьющая энергия, какая отвага и чистота формы! Стихийно родившись в первые советские годы, их стиль потом «закалялся» десятилетиями.
Иосиф Школьник. Эскиз декорации «Розовый замок» к постановке «Сам у себя под стражей» Кальдерона. Петроград (1916 г.)            Но «Прорыв» — это не только имена первой величины, это еще и пространство для открытий. К примеру, занавес Иосифа Школьника с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» или «супрематический» портрет Александра Таирова, созданный Натальей Гончаровой в 1923 году в Париже. Кроме того, впервые экспонируются костюмы Николая Акимова к спектаклям Вахтанговского театра середины 20-х годов, а также четыре куклы Любови Поповой к «Великодушному рогоносцу» Вс.Мейерхольда.
           Выставка «Прорыв», несмотря революционный посыл в названии, получилась ровно об обратном – о «сцепке» времен и стилей, о единении русского театра и живописи, о неразрывности русской и европейской сценической культуры. 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Пять выставок в условиях ограничений

    Обновленная постоянная экспозиция залов русского авангарда Новой Третьяковки, музыкальные инструменты народов мира, японская фотография эпохи Мэйдзи. В связи с закрытием временных музейных выставок «Театрал» выбрал несколько самых интересных постоянных экспозиций и онлайн-проектов, доступных в предстоящие выходные. ...
  • Мы Европа или где?

    Первый раз за всю историю «Театрала» я собираюсь рассказать о замечательной выставке, которой вдруг не стало. Была – и нету. Она анонсировалась как главное событие ноября и даже больше – всего 2020 года. Но в одночасье без всяких объяснений и официальных писем растворилась неведомо куда. ...
  • В РАМТе открывается выставка к столетию театра

    В четверг, 5 ноября, Российский академический Молодежный театр открывает мультимедийную выставку, посвященную 100-летию театра и 200-летию здания на Театральной площади.   «В мультимедийном проекте к юбилею РАМТа соединились традиционные выставочные формы (исторические фотографии и макеты спектаклей в классических интерьерах театра) и современные технологии, которые представляют знакомые изображения в ином масштабе, становясь самостоятельным художественным произведением. ...
  • Пять актуальных выставочных проектов

    Выставка, посвященная актрисе Алле Демидовой, живопись итальянской художницы Элиде Кабасси, переписка Винсента Ван Гога с братом Тео, выставка швейцарской мебели и эволюция конечностей позвоночных. «Театрал» представляет пять столичных экспозиций, которые можно увидеть в предстоящие выходные. ...
Читайте также