Годо эпохи кризиса

В Краснодаре на заводе поставили Беккета

 

        Независимый проект режиссера Светланы Василенко, собравший актеров Краснодарского молодежного театра и Театра драмы, представил на суд публики спектакль «В ожидании Годо», главной интригой которого стало пространство. 

        Если вольно обращаться с терминологией, то спектакль «В ожидании Годо» можно отнести к жанру театра site-specific. Гигантские пространства заброшенного завода «ЗИП», которые проходишь, направляясь к импровизированному зрительному залу, – самое сильное впечатление вечера.
        Конечно, искусство на заводе новинкой не назовешь: европейскую моду давно переняли отечественные арт-пионеры, освоив заброшенные производственные цеха. Однако краснодарский случай – особенный. Обычно перформансы и всевозможные театральные действа случаются в пространствах уже освоенных художниками – в окружении маленьких галерей, декоративных лавочек, хипстерских кафе и книжных магазинов. Как, например, это было на Винзаводе. В отличие от них,«ЗИП» по-настоящему разрушен: не освещенные коридоры, обшарпаны стены, кое-где отсутствую окна – как будто старая жизнь здесь давно прекратилась, а новая так и не началась. Впрочем, именно театр оживляет это пространство – «В ожидании Годо» не первый спектакль Светланы Василенко на заводе: весной позапрошлого года здесь играли пьесы Метерлинка и Блока.
        Пьеса Сэмюэла Беккета, классика театра абсурда, вписывается в пространство давно остановившегося завода, может быть, лучше, чем в привычную театральную коробку: бесхозность, заброшенность этих обширных пустот, знаменующих гибель советской утопии, усиливает литературные смыслы. Покинутость беккетовских героев, игра с холостым ходом времени, экзистенциальное одиночество в бетонных стенах ощущается особенно остро.
        Это ощущение усилено сценографией: обломки коммуникаций, здоровые ржавые трубы, серая, какая-то промышленная, земля, картонные коробки из «Леруа Мерлен». В углу – стремянка, увешанная стоптанной обувью (туфли да сапоги попадались еще в коридорах), напоминает вавилонскую башню, встраивает четырех героев спектакля в череду таких же безымянных «ожидальщиков».
        Драматургия абсурда, столь притягательная в литературном плане, таит в себе театральные опасности: когда-то пьесы Беккета, Ионеско, Мрожека стали реакцией на исторические сдвиги, на сбои общественного сознания. Пошатнувшаяся вера в разум и цивилизацию, рухнувший культ человеческой натуры, религиозный кризис, милитаризованный мир – все это заставило усомниться в причинно-следственных связях, отказаться от последовательного нарратива, искать новые формы, способные отразить перебои коммуникации и крушение логики. Но прошедшие десятилетия сделали свое дело: сегодня пьесы, носившие публицистический оттенок, превратились в абстрактные притчи, и режиссер вынужден соотносить драматургические схемы 30-50-х годов с сегодняшними реалиями.
        Светлана Василенко сделала попытку уйти от абстракции:  и в сценографии, и в том, как одеты некоторые герои (модная зеленая рубашка и ободок для волос у Владимира) видна попытка зарифмовать нейтральное беккетовское место действия с картинкой, узнаваемой в двадцать первом веке.
        Эстрагон (Олег Метелев) кажется представителем советского поколения, Владимир – скорее представитель среднего класса, переживающего не лучшие времена. Здесь рождается своеобразный юмор эпохи кризиса: в начале спектакля кажется, что режиссер рассказывает нам историю об обнищавших менеджерах эпохи стабильности, обнаруживших себя на помойке. Впрочем, ассоциации мимолетные, главные же проблемы обнаруживаются при столкновении придуманных режиссером героев с текстом Беккета. Невзирая на описанные выше трудности бытования драматургии абсурда в сегодняшнем театре, привлекательность пьес объяснима: это не только трагическое ощущение мира, но и качество текста. Здесь же, в краснодарском спектакле, текст, зачастую, потерян.
        Спектакль сыгран в напряженном ритме, но жертвой скорости и строгого формального рисунка каждой из ролей становятся именно слова. Текст Беккета остается герметичным: информацию об отношениях героев, об их стремлениях легче считывать из мизансцен, которые подчеркнуто рассинхронизированы с фабулой пьесы. Отчетливо артикулированы, возможно, только два момента, которые и становятся самыми яркими эпизодами спектакля: монолог Лакки и разговор Владимира (Алексей Алексеев) с мальчиком. Монолог Лакки (Дорошева Людмила) – чудовищный коктейль из обрывков философских сентенций – сделан намеренно невыносимо: зависший на широко расставленных ногах Лакки похож на медиума. Как будто все раздробленные и не выдержавшие проверки реальностью философские доктрины пронизывают его измученное тело. Остальные персонажи, в отчаянии зажимая уши, разбегаются по углам. Эта сцена – об интеллектуальной усталости и неуверенности человечества, о бесконечно множащихся альтернативных реальностях, об информационном насилии, в условии которого живет человек двадцать первого века. Короткие же диалоги Владимира и мальчика похожи на мольбу. По сути, это разговор человека с Богом, упрямая надежда. «Ты же меня видел?», - говорит сидящий на корточках человек, глядя куда-то вверх. Среди пулеметных очередей не тщательно разобранной громады текста, эта сцена выглядит спасительной остановкой, осмысленной паузой посреди нарастающего шума.
        И тем не менее, несмотря на проблемы спектакля, в том числе, на неподкрепленный режиссерской трактовкой гендерный фокус, причисливший Поцци (Ульяна Запольских) и Лакки к женскому полу (актрисы, тем не менее, работают очень интересно), «В ожидании Годо» Светланы Василенко дает вполне конкурентоспособную альтернативу посетителю краснодарских театров. Сам драматургический выбор и работа с пространством предлагает зрителю покинуть привычную зону комфорта и превращает театральный вечер в приключение. 

  • Нравится



Самое читаемое

  • Миронов и Хаматова снимутся в сериале «Горбачёв»

    Евгений Миронов и Чулпан Хаматова сыграют главные роли в многосерийном фильме «Горбачев», съемки которого онлайн-кинотеатр ivi запустит в следующем, 2022 году. 20-серийная историческая драма о первом президенте СССР Михаиле Горбачеве и его жене будет сниматься в Ставрополе, Москве, Рейкьявике, Вашингтоне, Берлине и Лондоне. ...
  • Принят закон о бесплатном втором высшем образовании в области искусств

    Сегодня, 9 июня, Госдума в заключительном чтении приняла законопроект о праве граждан, имеющих высшее образование, бесплатно получать второе или последующее высшее образование.      Так, в законе появится возможность для имеющих высшее образование получать на конкурсной основе второе или последующее высшее образование за счет средств федерального бюджета по образовательным программам в области искусств. ...
  • Елена Мироненко: «Наш театр – инвестиция в человеческий капитал»

    Сегодня Елену Мироненко знают как молодого и успешного директора Театра на Бронной, но за плечами этой красивой, хрупкой женщины почти 20-летний стаж работы в сфере культуры. Будучи выпускницей факультета культурологии Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, ей посчастливилось стажироваться в крупнейших музейных центрах Нью-Йорка, Вашингтона и Лондона, а затем несколько лет работать в должности министра культуры Красноярского края. ...
  • В Большом появится балет «Чайка» в постановке Молочникова

    Александр Молочников ставит в Большом театре балет «Чайка». Мировая премьера запланирована на 1 июля. Либретто Молочников написал в соавторстве с Ольгой Хенкиной, которая принимала участие и в первых его постановках в МХТ им. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Бывших Дон Жуанов не бывает»

    Дмитрий Крымов поставил в «Мастерской Петра Фоменко» свой «театральный роман», свой спектакль-манифест, где стыкует музыку и меланхолию Моцарта с вызывающим юмором, божественное пение – с серией немыслимых провокаций. ...
  • На-Крови или на-Любви?

    В переломные времена художники часто обращаются к классике, ища в ней вопросы и комментарии к дню сегодняшнему. Молодые постановщики – Хуго Эрикссен, Семен Серзин, Андрей Калинин, – обратились к произведениям русских писателей XIX и ХХ веков, проверяя коллизиями и персонажами давнего прошлого вызовы современности. ...
  • Так рождаются театры: современники – «Современнику»

    Спустя месяц после официальной даты, считающейся днём рождения «Современника», состоялся премьерный и единственный показ документального спектакля «Вечно живые. История в лицах» по пьесе Михаила Дурненкова, написанной специально к 65-летнему юбилею театра. ...
  • Вышел в свет июньский «Театрал»

    24 МАЯ 2021 ГОДА ВЫШЕЛ В СВЕТ ИЮНЬСКИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА «ТЕАТРАЛ». На страницах первого летнего номера вы прочтете: какие сюрпризы Алексей Франдетти готовит для любителей мюзиклов; что заставило Александра Калягина заступиться за зрителей 65+; о чем мечтает Евгений Марчелли; почему Виталий Манский не смог отстоять «Артдокфест»; как поддержать кумира: «Звезда Театрала» отвечает на вопросы зрителей; зачем Владимир Панков обратился к Моэму; почему памятник Владимиру Этушу открыли не в Москве: колонка главреда "Театрала" Валерия Якова; кому Дмитрий Крымов посвятил свой новый спектакль; чем заинтересовал Марка Розовского Григорий Распутин; какие недостатки Сергей Безруков разглядел в чеховских персонажах; как Александр Ширвиндт шутил над Михаилом Державиным; что Алексей Бородин считает в творчестве самым главным; какие проекты, посвященные истории Театра им. ...
Читайте также