«Слишком уж густо и наваристо их либеральное лобио»

Богомолов и Епишев в очередной раз забили «Гвоздь сезона»

 

Ежегодная премия Союза театральных деятелей, подводящая итог прошлому сезону, прошла, по традиции, при полном аншлаге. Билеты на «Гвоздь сезона» не продаются. В зале – только деятели сцены, а потому по части шуток и острот она не имеет равных. Никакой цензуры. Что называется, свои – для своих.
 
Ведущими 14-й церемонии стали Константин Богомолов и Сергей Епишев. Как сказал, открывая мероприятие, зам. председателя СТД Евгений Стеблов: «Сегодня у нас одиннадцатая по счету церемония, которую ведут эти артисты и первая с того момента, как они с нами попрощались».

В прошлом году Богомолов и Епишев действительно заявили о своем уходе. По их словам, десять лет – вполне оптимальный срок для того, чтобы «публике поднадоесть и СТД смог убедиться, наконец, что «Гвоздь сезона» должны вести другие люди». Тогда же, прощаясь со зрителями, Константин Богомолов еще раз подчеркнул, что место ведущих отныне вакантно.

Интрига держалась на протяжении целого года. Театральные деятели гадали, кто мог бы заменить Богомолова и Епишева, чья известная смелость по части шуток давно заслужила успех.
Наконец, за пару дней до 14-й церемонии Москву облетела новость: Богомолов и Епишев остались. (Другая версия: председатель СТД Александр Калягин смог их уговорить.)
Театральные деятели вновь собрались на Страстном – в ожидании соленых шуток и… своего дождались. Капустник длился почти два часа. Артисты хлестко прошлись по многим наболевшим проблемам, но стержневой темой вечера стало известное противостояние академического театроведения и современной режиссуры. Проще говоря – неприятие некоторыми критиками творчества Константина Богомолова.

Поэтому, когда Богомолов и Епишев вышли на сцену в платьях и париках и представились – Марина Рюмашева и Ольга Огогошина, – зал взорвался хохотом и овациями.

«СТД и лично Сан Саныч приняли решение о сан-санации премии «Гвоздь сезона», – сказали они, подражая женскому голосу. – СТД оратировало состав ведущих этого «Гвоздя». Сан Саныч вызвал нас к себе и сказал: кто если не вы? Мы, конечно, пожеманились, пококетничали. Но согласились. И даже придумали нашу первую шутку: было два мальчика, стало две девочки».

Сцену оформили в розовых тонах, что, по словам критикесс, несет весьма конкретный смысл: «Розовый – цвет женской талии, цвет спелого граната и… цвет щечек Миндаугаса Карбаускиса», – сказали они для разогрева.

Не упустили возможности посетовать и на свою женскую долю: «Все думают, что мы железные леди – бескомпромиссные и мужественные грабли, пропалывающие огород русского театра, чтобы настоящие огурцы пупырились и зеленели на радость гурманам театрального искусства. Однако сегодня у нас тоже праздник – мы не пишем рецензий, мы пишем историю русского театра».

В этом году к истории театра «Гвоздь сезона» приколотил спектакли: «Нюрнберг» (РАМТ, режиссер Алексей Бородин), «Юбилей ювелира» (МХТ им. Чехова, Константин Богомолов), «Мефисто» (МХТ им. Чехова, Адольф Шапиро), «Бег» (Театр им. Вахтангова, Юрий Бутусов) и «Герой нашего времени». (Большой театр, Кирилл Серебренников). СТД сообщил об этом заранее, однако по традиции оставил главную интригу – кому достанется гран-при держалось в секрете, но всячески обшучивалось ведущими-критикессами: «Что если Богомолову достанется главный гвоздь»?

С каждой минутой комизм, граничащий с «фантастическим реализмом», нарастал. Чего нельзя отнять у режиссера, так это его самоиронии. Недаром, согласно сценарию, критикессы неоднократно подчеркивали, не скрывая высокомерия: «Так пошутили бы Богомолов с Епишевым». А, переходя к награждению спектакля «Юбилей ювелира», сказали: «Нас спросят: а как же наличие в списке спектаклей Богомолова и Серебренникова? С этим уже ничего нельзя поделать. Слишком уж густо и наваристо их либеральное лобио.

В конце концов убогие все равно останутся убогими. А вырожденцы вырожденцами. Ты только подумай: у вырожденцев тоже есть право быть услышанными. Пускай выходят на сцену бездарные выродки получать незаслуженные награды. Слышите, упыри, мы протянем вам луковку мира».

Впрочем, миром дело так и не кончилось. Марина Рюмашева уйдет за кулисы («не могу видеть Богомолова»), на сцене появится сам режиссер, но вторая критикесса прибьет его подушкой. Богомолов упадет замертво, потом воскреснет и, представ перед публикой в чем мать родила, споет: «Я поднимаю свой бокал». Впрочем, чтобы окончательно не шокировать свистящую от восторга публику, Богомолов прикроется газетой «Культура» и стопкой бумаг, озаглавленных «Основы государственной культурной политики».

«Эту песню я хотел посвятить Вере Анатольевне Максимовой, но ее сегодня нет», – сказал режиссер, вспомнив еще одну критикессу, которая давно «неравнодушна» к его творчеству.

Наконец, главная интрига вечера была раскрыта. Гран-при («нашу хрустальную гвоздессу», как назвал ее Богомолов) получил спектакль Алексея Бородина «Нюрнберг». «Вы знаете, когда попадаешь в такую компанию номинантов, находясь среди Адольфа Шапиро и тремя этими молодцами, которые очень внятно ворвались в театральный мир, чувствуешь, что все делаешь не зря, – сказал Бородин. – Вообще все относительно, кто первый, кто второй. Счастье, когда творческий замысел становится заметен».
 

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Андрей Кузичев: «Мы ощущаем жизнь как отчаянный эксперимент»

    Трудно поверить, но Андрей Кузичев, тот самый, который сыграл главную роль в «Пластилине» Кирилла Серебренникова, на днях отметил 50. Позади – шесть спектаклей Деклана Доннеллана, которые привели в Театр Пушкина, «Седьмая студия» в Школе-студии МХАТ, которая привела в педагогику, а теперь – курс Евгения Писарева, где он преподает актерское мастерство. ...
  • Генриетта Яновская: «Ее замечания были прелестны»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Абсолютный слух

    «Талант – это от Бога, – скажет однажды Людмила Максакова. – А вот как ты им распорядишься, насколько сумеешь своими ролями, своим творчеством донести до зрителей те самые «чувства добрые», насколько сможешь изменить мир своей душой, насколько сумеешь завоевать сердца и обратить их к прекрасному, – вот об этом должен думать человек театра…» Далее в лучших традициях юбилейного очерка следовало бы написать о том, что собственный талант народная артистка России, прима Театра им. ...
  • Анатолий Полянкин: «Мы сделали ставку на практическое театроведение»

    Высшая школа сценических искусств – самый молодой театральный вуз в России. В интервью «Театралу» ректор Школы Анатолий Полянкин рассказал о перспективах ВШСИ и, в частности, о том, почему в сентябре вуз продлил набор абитуриентов, и какие ноу-хау выгодно отличают учебную программу. ...
Читайте также