Нескучный юбилей

Для выдающегося балетного педагога Бориса Акимова станцевали его ученики

 

Пятидесятилетие творческой деятельности  Бориса Акимова  экс-премьера, а ныне замечательного педагога балета, отметили на Исторической сцене Большого театра. На концерт съехались артисты зарубежных театров, где преподавал московский танцовщик.
 
Борис Акимов танцевал в Большом театре с 1965 по­ 1989 год. До прихода в Большой  учился в Московском хореографическом училище. А до училища успел стать  чемпионом Москвы по фигурному катанию. Преподавать  начал  еще в  школе, там же проявил вкус к балетному актерству. За годы карьеры на сцене он побывал  Иванушкой-дурачком (балет «Конек- горбунок», в паре с Майей Плисецкой), советским геологом,  соперником Ивана Грозного князем Курбским, императором Павлом Первым, экзотическим  индусом, древним греком из легенды об Икаре, Злым гением из Лебединого озера» и много еще кем. Несколько лет трудился худруком балетной труппы, руководил московской Академией хореографии, преподавал балет в театральном институте.
 
Но главное, все эти годы работал педагогом и пестовал ведущих танцовщиков в родном театре. Говорим «главное», поскольку Акимов – наставник из высшей педагогической лиги. Что такое балетный класс? Система последовательного разогрева мышц, которая готовит тело к танцу. Тут нужно, говорит Акимов, давать комбинации «органичные и естественные», чтобы «не проснувшееся еще с утра тело артиста» пробуждалось и «входило в танец с удовольствием». Но запросто можно  наломать дров, перегрузить, утомить – если не знать в тонкостях масштаб, характер и предел разогрева. У хорошего педагога тело получает ровно столько, сколько нужно для комфортного – и без травм – танца. Акимов этот «баланс интересов» замечательно чувствует и понимает. «Класс должен быть артистически интересен», говорит он, «педагог обязан быть немножечко  хореографом». И поэтому он – желанный гость в балетных компаниях по всему миру.
 
В одном только лондонском Ковент-Гардене Акимов преподает четверть века. Не меньше, чем профессионализм, ученикам нравится дружественная атмосфера на уроках и «безумно позитивный» характер учителя. Великая французская балерина Сильви Гиллем так говорит об уроке Акимова: «Чистая радость с начала класса до конца дня». А позитива много, потому что Акимов очень любит свою работу. По этому поводу  он даже стихи сочинил. О том, что без балета  автор  не смог бы жить, что  балет – его плоть и кровь. В результате немолодой уже педагог каждый день приходит в класс к десяти утра и радуется жизни, в то время как молодые подопечные ворчливо жалуются, что нужно слишком рано вставать.
На юбилейном гала не только  выступили воспитанники Акимова из Большого театра.  Поздравить наставника съехались представители многих компаний  Европы.  Тон задал  сам  герой дня,  когда вместе с  учениками показал класс в «Класс-концерте»: ну, зашептались зрители, это нескучный солидный мэтр, это  считай, юноша, пляшет, как молоденький! Потом Акимов сел в ложу и смотрел, как на сцену – в честь него! – один за другим выходили артисты первой величины. 
 
Орели Дюпон, бывшая звезда  французского балета, теперь руководит труппой Парижской оперы. Но она приехала, чтобы станцевать (и превосходно!) номер Together Alone на музыку Гласса. Одна из лучших балерин мира Алина Кожокару привезла в подарок лирико-драматический дуэт из балета Лиама Скарлетта No Man’s Land, вместе с другим легендарным солистом – Йоханом Кобборгом, экс-премьером Королевского балета «Ковент-Гарден». Они создали песню пластических полутонов. Как и в танце из  балета Джона Ноймайера Spring and Fall на музыку Дворжака, с его особой щемящей ноткой, поэме  о весне  и осени человеческих отношений.
 
Глава Балета Монте-Карло Жан-Кристоф Майо разрешил показать фрагмент авторского «Щелкунчика», где блеснули солисты ГАБТа Ольга Смирнова и Артем Овчаренко. Прыгучий и изящный Вячеслав Лопатин, подопечный Акимова (вместе с делегаткой от Мариинского театра  Екатериной Осмолкиной) взрывал небеса в образе порывистого бога ветра (па-де-де из балета «Талисман»).
 
Юная Ида Преториус и ее партнер Андреас Каас, танцовщик с чудесно выученными ногами, не посрамили честь Датского королевского балета, когда танцевали трудный фрагмент старинного балета «Ярмарка в Брюгге». Какие балетные кунштюки  показал британский виртуоз Стивен МакРей в уютном па-де-де из балета «Тщетная предосторожность», словами не передать. В общем, юбилей Акимова  прошел под стать Акимову. Возвышенно. Идеалистически. С творческим волнением и горящими глазами. С чувством, что  международный  балетный мир – одна большая творческая семья. А язык танца,  как это ни банально звучит, всех делает друзьями. 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Балеты трех знаменитостей покажут в Москве

    28, 29 и 30 марта в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоится мировая премьера балета Aurea («Золотое сечение») в постановке испанского хореографа Гойо Монтеро, чье имя уже знакомо российскому зрителю. ...
  • В Мариинский театр съехались балетные звезды

    В Петербурге стартовал международный фестиваль балета «Мариинский», который продлится до 22 марта. Программа составлена преимущественно из классических постановок: «Баядерка», «Дафнис и Хлоя», «Жизель», с участием примы-балерины Большого театра Ольги Смирновой, «Спящая красавица», где главную партию исполнит прима Королевского балета Великобритании Лорен Катбертсон, «Лебединое озеро», где выступит премьер Парижской оперы Жермен Луве. ...
  • Фильм к 100-летию великого хореографа выходит в прокат

    Документальный фильм «Каннингем», снятый Аллой Ковган как посвящение мастеру, рассказывает историю великого американского хореографа. Мерс Каннингем не только поставил множество знаковых спектаклей, но и фактически воспитал новое поколение хореографов. ...
  • Большой театр готовится к гастролям в Омане

    Балет «Онегин» в хореографии Джона Крэнко представят в столице Омана, где с 23 по 25 января пройдут гастроли Большого театра. В нынешнем сезоне это не первый визит ГАБТа на Аравийский полуостров. В конце прошлого года (31 октября – 1 ноября) на сцене Королевской оперы Маската с успехом проходили выступления оперной труппы и оркестра: Большой театр представил на главной сцене Омана оперу «История Кая и Герды» Баневича. ...
Читайте также