Сон победителя

В Москве завершилась реконструкция музея-квартиры Евгения Вахтангова

 
После смерти Вахтангова в этой квартире в Денежном переулке почти полвека жила его семья, потом размещалась служебная библиотека Вахтанговского театра. Мемориальным был лишь кабинет Евгения Богратионовича. Экскурсии здесь проводились редко – кабинет от силы мог вместить лишь пару десятков человек. Дирекция театра решила вернуть квартире исторический вид и открыть ее для посетителей.
 
Кабинет режиссера сохранился в первозданном виде. Интерьер гостиной пришлось восстанавливать: в антикварных магазинах нашли дореволюционные светильники и мебель. И теперь здесь выставлены вещи и документы, которые целый век пролежали в архивах. В их числе, например, записная книжка Вахтангова и большая семейная библия, по которой он собирался ставить спектакль, крошечная резная шкатулка с его режиссерскими карточками и гримировальные принадлежности. Впервые представлены в рукописном виде и стихи Марины Цветаевой, которые она посвятила Вахтангову.
 
Здесь все напоминает о довоенной театральной Москве. Приглушенно синие обои в гостиной и зеленоватые в кабинете, высокие потолки, белые окна и двери, люстры в стиле модерн. На стенах – афиши спектаклей, портреты учителей и коллег. Это пространство дышит тем же духом распахнутости и открытости миру, которым дышал последний спектакль Вахтангова «Принцесса Турандот».
 
В Денежном переулке Евгений Богратионович прожил четыре года. И как говорят сотрудники музея, возвращался в квартиру лишь переночевать. Жить ему здесь было совершенно некогда.
 
– Это был очень беспокойный, непрестанно ищущий человек, совсем не уверенный в себе, – писал о Вахтангове соратник Студии Павел Антокольский. – Все  у него было в брожении, в переплавке, в становлении. Весь душевный пыл Вахтангова заключался в том, чтобы делать актеров, и в этом деле он был сказочным виртуозом. Вот почему всегда вокруг него теснилась молодежь. Он мучился над решением постановки, над ее формой, но не над тем, как будут в ней играть. Это уж он знал заранее: играть будут отлично, никак не меньше.
 
На одной из стен кабинета – портрет Сулержицкого, шаржи на самого Евгения Богратионовича, его прижизненная – улыбающаяся – маска, сделанная Михаилом Чеховом, на другой – эскизы к спектаклям «Гадибук», «Эрик XIV», «Принцесса Турандот». Над диваном висит его последний портрет кисти Коровина, который художник не успел завершить.
 
Вахтангову не было суждено увидеть премьерных показов своего последнего спектакля. Из-за его тяжелой болезни репетиции «Турандот» шли уже в домашнем кругу, в его кабинете. Вахтангов вызывал к себе режиссеров, актеров, проверял вместе с ними текст для первого представления. Об успехе «Принцессы Турандот» уже смертельно больной Евгений Богратионович тоже узнал именно в этих стенах. Прикованный к кровати, он просил учеников и друзей рассказывать о том, как проходили спектакли, давал указания.
 
Здесь часто вспоминают историю о том, как Станиславский, посмотрев первый акт генеральной репетиции, захотел лично выразить Вахтангову свое восхищение и приехал к нему, прикованному к кровати. А перед уходом сказал:
– А теперь завернитесь в одеяло, как в тогу, и засните сном победителя.
 
В последние дни жизни Вахтангова в этой квартире дежурили актеры, всегда рядом была его жена Надежда Михайловна. Актриса Надежда Бромлей писала:
– Умирая, он пел, шутил со спокойным величием и великой свободой, похожей на веселость, соединяя в рассказах предсмертную действительность с предсмертным видением.
 
Вахтангова не стало 29 мая 1922 года. Гроб отсюда через Арбатские переулки несли на руках. Похоронная процессия утопала в сирени. А для вахтанговцев эта квартира навсегда осталась семейным очагом, местом для встреч и воспоминаний об учителе.
 




Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • В ожидании «Щелкунчика»

    Балет Большого театра «Щелкунчик», созданный по мотивам сказки Гофмана, один из главных символов новогодней Москвы. В преддверии спектакля костюмеры ГАБТа провели экскурсию для «Театрала». В пошивочных цехах, размещенных на девятом этаже Исторической сцены, подготовка к спектаклю начинается примерно за полтора-два месяца до первого показа. ...
  • Десять фильмов Владимира Высоцкого

    25 января исполнится 85 лет со дня рождения выдающегося поэта и актера Владимира Высоцкого. «Театрал» подготовил для читателей подборку его киноработ. «Я родом из детства» (1966) Режиссер Виктор Туров. Тридцатилетний седой капитан-танкист, прошедший всю войну и горевший в танке, с лицом, по воле режиссёра был автором и исполнителем своих песен. ...
Читайте также