Взаимное притяжение

 
«Фантомные боли» Василия Сигарева, режиссура Ирины Керученко, мастерская Камы Гинкаса

Одновременно с «Деловой программой» «Форума» работали режиссерская биржа и Всероссийская творческая мастерская «Молодая режиссура и профессиональный театр». На протяжении трех дней дипломники Школы-студии МХАТ, Санкт-Петербургской и Российской театральных академий представляли свои работы – отрывки минут по двадцать, поставленные с артистами Екатеринбургского ТЮЗа.
Сложность состояла прежде всего в том, что ребята ехали на встречу с неожиданностями: никто из них и в глаза не видел тех актеров, с которыми предстояло работать. Правда, они везли в столицу Урала основательно размятый материал: большинство опробовало его в институтах, а некоторые ставили спектакли в настоящих театрах – как столичных, так и периферийных.

Ареопаг собрался нешуточный: названный дружелюбным словом «гости», он состоял сплошь из главрежей, директоров и завлитов российских театров Казани, Челябинска, Красноярска, Омска, Перми. Им предстояло подобрать режиссеров для своих трупп, поскольку сами руководители жалуются на нехватку «свежей крови» в собственных коллективах.

За считанные часы поставить приличный мини-спектакль – задача не из простых, тем паче если артисты местные избалованные знаменитости. Так случилось с режиссером Анастасией Имамовой, ученицей Женовача, и актрисой Светланой Замараевой, сыгравшей Катерину Ивановну в инсценированной десятой главе «Братьев Карамазовых». Имамову застращали еще в Москве: мол, Замараева – заслуженная актриса, много поигравшая, если ей станет неинтересно – пиши пропало. Тем не менее именно «Карамазовы» стали одним из лучших отрывков трехдневной мастерской. Имамова превратила напряженную драматическую сцену чуть ли не в комедию, где разогнанное колесо сюжета внезапно останавливается на самом забавном месте, и действо становится взрывоопасным. В маленьком репетиционном зале ТЮЗа Алеша Карамазов стоял столбом и чаял сквозь землю провалиться, а вокруг него две ведьмы – Катерина и Грушенька – хоровод вели. А потом вдруг замерли обе: недобрая Катерина глядит Грушеньке в глаза и медленно, медленно длинный рукав у нее на руке закатывает, обнажая пальцы, ладонь, запястье… Откровенный эротический арабеск, чрезвычайно вовремя прервал ритм уже начинающего казаться китчевым отрывка. « В своих актеров нужно влюбляться, нужно бесконечно в них верить, – тогда они тоже начинают испытывать доверие к режиссеру. Благодаря этому в спектакле появляется «иголочка», которая «колет» зрителя, не позволяя ему оставаться равнодушным», – объясняет Имамова методику своей работы.

Был еще спектакль «Фантомные боли» режиссера Ирины Керученко, студентки Камы Гинкаса – изящный дуэт двух главных героев. Керученко превратила чернушную пьесу Сигарева в тонкий психологический театр, насытив местами совсем уж неудобоваримый текст разнообразными эмоциями. Нельзя не упомянуть и «Стеклянный зверинец» Натальи Черных. Окончив в этом году курс в Санкт-Петербурге у Тростянецкого, она уже работает на сценах Орла и Петрозаводска, и Уильямс у Натальи получился динамичный и резкий, как гравюра.

Взаимное стремление молодых обрести уверенность в профессии, а художественных руководителей театров найти новые имена и постановки для своих афиш окончательно оформилось не только в кулуарных беседах, но и на режиссерской бирже, которая проходила в Екатеринбургском доме актера. Творческие предложения, среди которых в равной степени присутствовал как классический репертуар, так и современные пьесы Вырыпаева, Курочкина и Архипова, рассматривали главрежи и директора.

Все одиннадцать молодых режиссеров приехали в Екатеринбург, чтобы с помощью мастерской найти работу на периферии. Сейчас центр России, подобно закупоренной пароварке, бурлит дорогостоящими постановками модных и скандальных режиссеров, стрижет купоны на антрепризах, приглашает в столичные театры мировых знаменитостей. А на периферии все иначе: она жадно вбирает в себя любую информацию о новых веяниях в мировой театральной жизни, из-за безденежья ставит спектакли без декораций и откачивает артистов от голодных обмороков на репетициях. Сегодняшние ученики Гинкаса и Женовача, Козлова и Тростянецкого понимают, что российская периферия незаслуженно забыта: на ней, как на мощном постаменте, держались московские и питерские театры. Максим Кальсин, например, работает с модной площадкой ТЕАТР.DOC и вполне востребован в Москве, но поехал в Магнитогорск, чтобы поставить «Полковника Птицу» Христо Бойчева, так что со стороны молодых это не романтическая «поездка на целину», а вполне осознанный профессиональный ход, который они делают со словами: «Именно на периферии можно как следует понять профессию!»

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
  • «Экскурсия» в Музей Родена

    В понедельник, 18 мая, во всем мире отмечается Международный день музеев. «Театрал» решил в этот день подарить своим читателям «путешествие» в парижский Музей Родена, символом которого, на самом деле, должен быть не хрестоматийный «Мыслитель», а «Вечная весна» и нежность непостижимо переданная скульптором в мраморе. ...
Читайте также