Свой творческий путь актриса МХТ им. Чехова Нина Гуляева начинала с ролей детского репертуара. Уже было четко обозначено амплуа: травести. Рост и голос подчеркивали хрупкость натуры. Но при этом довольно скоро оказалось, что творческий диапазон этой «хрупкой натуры» – гораздо шире ее первых работ. Свои лучшие роли Нина Гуляева сыграла в спектаклях по пьесам Чехова и Тургенева, Горького и Островского, Грибоедова и Мольера. И сегодня продолжает играть в Художественном театре, служит которому… вот уже 60 лет.
Евгений Киндинов, актер МХТ им. Чехова:
– С Ниной Ивановной и ее замечательным мужем Вячеславом Невинным я познакомился сразу, как только пришел в Художественный театр. В «Трех толстяках» я был занят в массовке. Слава играл продавца шаров, а Нина Ивановна – куклу Суок.
Каждый раз к спектаклю он придумывал новые стихи, читал их, летал над сценой, а мы его ловили. Когда на сцене появлялась кукла Суок (Нина Гуляева), Слава озвучивал за кулисами движения куклы – скрипы, шаги. И невозможно было глаз отвезти – с какой любовью и преданностью он это делал.
На следующий год мы со спектаклем «Хлестаков», в котором Невинный играл главную роль, целый месяц провели на гастролях в Японии. Там по одному гулять не разрешалось. И вот мы со Славой ходили вместе. Через него я и подружился с Ниной, поскольку вдали от дома говорил он только про нее.
Прошло много лет и одну из последних премьер «Деревня дураков» мы с Ниночкой, уже как партнеры, играем вместе. В спектакле у меня есть небольшой монолог, но она так внимательно слушает, будто слышит эти слова впервые, а потом непременно выскажет свое мнение: «Вот тут, Женя, что-то было не так, ты подумай!»
Нина человек достаточно строгий. У нее свое понимание и представление о том, что такое в нашей профессии хорошо, а что такое плохо. Но актерское мастерство складывается еще и из общения с теми, кто тебя окружает. Ниночке повезло, она работала с нашими «стариками»: Ливановым, Грибовым, Яншиным, Станицыным.
В день юбилея я хочу тебе, Ниночка, признаться, что я горд и счастлив, потому что мне довелось работать с тобой и со Славой. В моей биографии это был чудесный подарок. Спасибо тебе за доброе отношение, понимание и любовь к нашей профессии, и к тому, что, в частности, делаю я. Хорошего тебе настроения, радости и новых ролей!
Дмитрий Брусникин, актер и режиссер МХТ им. Чехова:
– Нина Ивановна совершенно удивительная актриса. Человек в таком возрасте (не буду уточнять, потому что ей всегда 18) дает фору молодым. В спектакле «Дворянское гнездо», в котором мы вместе играем, я заряжаюсь ее энергией, жизнелюбием, молодостью. Я знаю многих артистов в возрасте. Нина Ивановна в этом смысле – единственная в своем роде. На мой взгляд, театр дает ей дополнительную энергию, как батарейка Energizer.
Она творческий человек, знает секреты мастерства, но при этом на удивление послушная актриса. Я имел удовольствие наблюдать ее со стороны на репетициях у Марины Брусникиной. Были случаи, когда они с режиссером ссорились, но так как они невероятно любят друг друга, через некоторое время наступал мир.
Нина Ивановна уникальная актриса. Она может оправдать любой материал: классику, современность, даже гротеск. Талантливый человек – талантлив во всем!
Вячеслав Долгачев, художественный руководитель Нового драматического театра:
– Нина Ивановна появилась в моей жизни юной гимнасткой Суок в спектакле Московского Художественного театра «Три толстяка», когда я в школьном возрасте, раскрыв рот от удивления, не мог поверить, что кукла наследника Тутти вовсе не кукла, а артистка Нина Гуляева. Так же я бы ни за что не поверил тогда, если бы мне сказали, что буду работать с этой актрисой в стенах Художественного театра.
Через несколько лет я был сражен ее блистательным исполнением роли Шурки с гениальным Борисом Ливановым в «Егоре Булычове» Горького. Никогда не забуду ее звенящий золотым колокольчиком голос, когда она бежала по анфиладе булычовского дома навстречу любимому отцу.
Прошли годы, и мы встретились в стенах МХАТа как коллеги. Нина Ивановна отличается в труппе своим непримиримым характером, не выносящим лжи ни в жизни, ни на сцене. Она непростой партнер для артистов, существующих, «как бы думая», «как бы действуя». Всегда требовательна к другим и, прежде всего, к себе. Эта черта характера не облегчала ее жизнь в театре и, тем не менее, кто из актрис может похвастаться исполнением в один и тот же день таких ролей – утром Суок, а вечером распутинская старуха Анна в «Последнем сроке»?
Она могла бы сыграть еще больше – такого мощного дарования этот человек. Но и те роли, которые сыграны, останутся золотой страницей в истории Художественного театра.

– С Ниной Ивановной и ее замечательным мужем Вячеславом Невинным я познакомился сразу, как только пришел в Художественный театр. В «Трех толстяках» я был занят в массовке. Слава играл продавца шаров, а Нина Ивановна – куклу Суок.
Каждый раз к спектаклю он придумывал новые стихи, читал их, летал над сценой, а мы его ловили. Когда на сцене появлялась кукла Суок (Нина Гуляева), Слава озвучивал за кулисами движения куклы – скрипы, шаги. И невозможно было глаз отвезти – с какой любовью и преданностью он это делал.
На следующий год мы со спектаклем «Хлестаков», в котором Невинный играл главную роль, целый месяц провели на гастролях в Японии. Там по одному гулять не разрешалось. И вот мы со Славой ходили вместе. Через него я и подружился с Ниной, поскольку вдали от дома говорил он только про нее.
Прошло много лет и одну из последних премьер «Деревня дураков» мы с Ниночкой, уже как партнеры, играем вместе. В спектакле у меня есть небольшой монолог, но она так внимательно слушает, будто слышит эти слова впервые, а потом непременно выскажет свое мнение: «Вот тут, Женя, что-то было не так, ты подумай!»
Нина человек достаточно строгий. У нее свое понимание и представление о том, что такое в нашей профессии хорошо, а что такое плохо. Но актерское мастерство складывается еще и из общения с теми, кто тебя окружает. Ниночке повезло, она работала с нашими «стариками»: Ливановым, Грибовым, Яншиным, Станицыным.
В день юбилея я хочу тебе, Ниночка, признаться, что я горд и счастлив, потому что мне довелось работать с тобой и со Славой. В моей биографии это был чудесный подарок. Спасибо тебе за доброе отношение, понимание и любовь к нашей профессии, и к тому, что, в частности, делаю я. Хорошего тебе настроения, радости и новых ролей!

– Нина Ивановна совершенно удивительная актриса. Человек в таком возрасте (не буду уточнять, потому что ей всегда 18) дает фору молодым. В спектакле «Дворянское гнездо», в котором мы вместе играем, я заряжаюсь ее энергией, жизнелюбием, молодостью. Я знаю многих артистов в возрасте. Нина Ивановна в этом смысле – единственная в своем роде. На мой взгляд, театр дает ей дополнительную энергию, как батарейка Energizer.
Она творческий человек, знает секреты мастерства, но при этом на удивление послушная актриса. Я имел удовольствие наблюдать ее со стороны на репетициях у Марины Брусникиной. Были случаи, когда они с режиссером ссорились, но так как они невероятно любят друг друга, через некоторое время наступал мир.
Нина Ивановна уникальная актриса. Она может оправдать любой материал: классику, современность, даже гротеск. Талантливый человек – талантлив во всем!

– Нина Ивановна появилась в моей жизни юной гимнасткой Суок в спектакле Московского Художественного театра «Три толстяка», когда я в школьном возрасте, раскрыв рот от удивления, не мог поверить, что кукла наследника Тутти вовсе не кукла, а артистка Нина Гуляева. Так же я бы ни за что не поверил тогда, если бы мне сказали, что буду работать с этой актрисой в стенах Художественного театра.
Через несколько лет я был сражен ее блистательным исполнением роли Шурки с гениальным Борисом Ливановым в «Егоре Булычове» Горького. Никогда не забуду ее звенящий золотым колокольчиком голос, когда она бежала по анфиладе булычовского дома навстречу любимому отцу.
Прошли годы, и мы встретились в стенах МХАТа как коллеги. Нина Ивановна отличается в труппе своим непримиримым характером, не выносящим лжи ни в жизни, ни на сцене. Она непростой партнер для артистов, существующих, «как бы думая», «как бы действуя». Всегда требовательна к другим и, прежде всего, к себе. Эта черта характера не облегчала ее жизнь в театре и, тем не менее, кто из актрис может похвастаться исполнением в один и тот же день таких ролей – утром Суок, а вечером распутинская старуха Анна в «Последнем сроке»?
Она могла бы сыграть еще больше – такого мощного дарования этот человек. Но и те роли, которые сыграны, останутся золотой страницей в истории Художественного театра.