Дорога к Богу

В Малом театре поставили «Вассу Железнову» в первой редакции

 
Премьерная «Васса» в Малом театре поставлена в академических традициях, на первый план выдвинута не режиссерская фантазия, а актерские работы. Режиссер Владимир Бейлис выбрал первую редакцию пьесы Горького – ту, в которой нет ни слова о классовом конфликте и Вассе, как символе краха русского капитализма. Перед зрителем душераздирающая семейная драма, в которой нет ни правых, ни виноватых.

Главное достоинство новой «Вассы» - артисты. Такого уровня ансамблевой игры театралы  не наблюдали до обидного давно. Все герои на сцене равны, и в трагичном финале виноваты тоже все. Несгибаемая Васса – условная главная героиня. Людмила Титова играет ее страдалицей.

Несмотря на пугающую, уродующую всякую душу изнанку семейного «бизнеса», она, прежде всего, несчастливая женщина. Красавица с прямой спиной (ох уж эта фирменная стать актрис Малого театра), с высокой прической, в кружевном платье цвета лаванды , залегшими черными тенями под глазами. Она – мать, уверенная, что все самые страшные грехи во имя детей ей простятся: «Богородица поймет». Одна из самых ярких сцен: Васса смотрит на собравшуюся за столом семью со стороны (повод – приезд старшей дочери Анны), а вместо произносимых ими слов слышит детское щебетание.

Оба ее сына – Павел и Семен, по ее собственному признанию, «не удались». Один –  озлобленный уродец, второй – глупый как пробка сладострастник. Артисты Станислав Сошников и Алексей Коновалов безукоризненно играют оба характера. Сколько душевных подробностей, актерского куража.
Фантастически хороша и Ольга Жевакина, играющая лицемерную жену Семена Наташу. Каждое ее появление на сцене – маленький бенефис. Традиционно ярок Александр Вершинин (разудалый Прохор Железнов). Артистам  Малого удалось оправдать горьковских персонажей, заставить зрителя им сопереживать. Семья Вассы – это клубок змей, которые кусают сами себя. Они пугающе узнаваемы, как и ситуация кровавой дележки наследства. Невежественные, нелюбимые, не умеющие любить сами, герои и героини -  совсем не исчадия ада. Их трагедия в том, что они не знают, как по-другому. За них не страшно, их жаль.

Сценография Эдуарда Кочергина – полноправный участник действия. Деревянный дом с несуществующей крышей (над головами большого и несчастливого семейства – пробоина). Несколько голубей на балках, затопленный камин, кабинет Вассы, стол с самоваром и скатертью. Стены сужаются где-то в глубине сцены, там же – целый иконостас, зажженные свечи. Во время действия к нему никто не приближается, в финале героиня возле него умирает. Осознав, что никогда и нигде не будет ей оправдания Васса, вскинув руки, бежит к иконам, оступаясь, падает замертво. Решив финал в морализаторском ключе, Бейлис, тем не менее, счастливым образом избежал пафоса. Его спектакль – не о том, что зло наказуемо. Он о том, как страшно прожить жизнь, так об этом и не узнав.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • В РАМТе расскажут о большой литературе на большой сцене

    3 декабря в РАМТе состоится большой разговор, завершающий серию лекций, мастер-классов и творческих встреч в рамках образовательной программы «Мастерской инсценирования». Тема встречи – «Большая литература на большой сцене: опыт современного театра для детей и подростков». ...
  • В Москве завершился Большой Детский фестиваль

    27 ноября в Москве завершился V Большой Детский фестиваль. За два месяца в театрах, библиотеках и кинотеатрах прошло более 130 мероприятий для детей и подростков. Лучшим драматическим спектаклем для детей в младшей возрастной категории признана постановка «Самые добрые в мире» Красноярского ТЮЗа, режиссер – Юлия Каландаришвили. ...
  • Музей Бахрушина готовит новогоднюю премьеру

    15 декабря Бахрушинский музей представит детский новогодний иммерсивный спектакль «Рождественский детектив. Карта сокровищ». Юные зрители отправятся в необычное путешествие сквозь века, а проводником для них станет карта сокровищ, составленная еще в 1909 году актрисой Марией Ермоловой для своего внука Коли и его друзей. ...
  • Опера «Андре Шенье» впервые прозвучит в Петербурге

    1 декабря впервые в Мариинском театре прозвучит опера Умберто Джордано «Андре Шенье». Концертное исполнение состоится под управлением Кристиана Кнаппа, пишет «Музыкальная жизнь». Либреттист Луиджи Иллика, мастер оперной драматургии и соавтор Пуччини, придумал захватывающую историю о гибели молодого поэта. ...
Читайте также

Самое читаемое

Читайте также