Музы на фронте

Авторская колонка Александра Ширвиндта в «Театрале»

 

Очередная, пусть не круглая, но все равно святая дата - День Победы. Все пустынней скверик у Большого театра. Все меньше головной боли у префектов по поводу поисков достойного жилья для ветеранов, все меньше «белых» пятен у поисковых энтузиастов безымянных захоронений.
 

О войне было столько написано, снято, сыграно, документально придумано, что найти не растиражированную щелочку воспоминаний практически невозможно. Но – артист на фронте. Не артист-солдат, которых тоже было очень много, а артист во фронтовых бригадах. На всех фронтах Великой Отечественной войны «гастролировали» такие бригады. Судьбы их драматичны, а порой и трагичны.

Уникальный театральный деятель прошло века Борис Михайлович Филиппов, возглавлявший в лучшие годы Центральный дом работников искусств, а далее до самой своей кончины курировал Центральный дом литераторов. Он создал некий литературный мемориал артистам-фронтовикам в книге «Музы на фронте». Достаньте, прочтите обязательно. Там скрупулезно, трогательно, а, главное, стопроцентно достоверно описываются «одиссеи» актерских бригад – весь спектр их военных передвижений.

Сам Борис Михайлович руководил одной из таких бригад и с 1942 по 1944 год практически находился на фронте. Актерские бригады были очень мощные по составу и разнообразны жанрово. Например, какая-то бригада целиком состояла из ведущих артистов Большого театра. Ее возглавляла великая Барсова. В составе были Лепешинская, Мессерер и т.д.

Замечательный чтец Сергей Балашов с бригадой дал более 600 концертов на фронте. Кстати, очень поучительно сегодня напомнить современникам, что в те трудные военные времена артисты на свои деньги строили военную технику. Летали самолеты «Леонид Утесов», «Клавдия Шульженко», а танк «Сергей Балашов» дошел до Берлина.

Я говорю об этом не понаслышке. Во-первых, по старости, а во-вторых, потому, что одной из военных бригад руководила моя матушка. В составе бригады были великий Дмитрий Журавлев, замечательная самобытная исполнительница русских песен Лукьянченко, юмористы Тодес и Домогацкая, советско-китайский иллюзионист Ван-Тэн-Тау и мой отец. Филиппов пишет в своей книге: «Одним из музыкантов, связавших свою жизнь с фронтом, был А.Г. Ширвиндт (на фото). Единственное, что его волновало, – это сохранность хрупкого инструмента – скрипки, без которой его пребывание в бригаде теряло бы всякий смысл. При тряских переездах по проселочным дорогам он прижимал футляр со скрипкой к груди как любимого ребенка».
История со скрипкой имела свое продолжение. Папа не только играл во фронтовых концертах, но также, из-за отсутствия фортепиано, аккомпанировал балету и оперной певице Деборе Пантофель-Нечецкой. И вот во время одного из переездов в машину с артистами попал большой осколок и раздробил папину скрипку.

Когда артисты приехали на место концерта, то доложили начальству о возникшей ситуации и невозможности выступления. Армейское начальство (а это оказалось – ни больше ни меньше – ставка Георгия Жукова) сказало подчиненным: «Достать скрипку».

Шел 44-й год, трофеев было уже достаточно. Через некоторое время по приказу Жукова привезли три скрипки, папа выбрал одну и пошел на войну, концертировал после войны, преподавал и играл в оркестре Большого театра. Инструмент был мастера Гобетти с удивительным звуком, что, впрочем, не надо доказывать, слушая Спивакова.

Прошли годы, и папа показал скрипку профессору Янкелевичу, своему приятелю, который определил, что в нижней деке завелся червячок и скрипка погибает, надо срочно что-то делать, если еще не поздно. Скрипка оказалась у Янкелевича. Не знаю, боюсь клеветать на большого мастера, но так или иначе червячка (если он был), очевидно, вывели, и скрипка попала впоследствии в руки ученика Янкелевича – Владимира Спивакова. Папа был бы счастлив, если бы узнал об этом.

И вот в Большом зале консерватории состоялся тысячный концерт «Виртуозов Москвы». За три месяца до этого события мне позвонил Володя Спиваков и сказал, что настало время публично отнять у него скрипку, и как раз подвернулся удачный случай – юбилейный концерт. Мы вышли с незаменимым Державиным на сцену Большого зала, я отнял у Спивакова скрипку, рассказал эту душещипательную историю и в подтверждение своих слов сыграл десять нотных строк из Концерта Вивальди (кульминация моего скрипичного образования) в сопровождении «Виртуозов Москвы», правда, при дирижировании Державина, что несколько снижало серьезность момента.

Бедный мой папа! Мог ли он себе представить, что не пройдет и семидесяти лет и непутевый сын будет играть на его скрипке в Большом зале консерватории в сопровождении «Виртуозов Москвы» перед уникальной по составу аудиторией, в присутствии первого президента России Ельцина и Жванецкого.

Каждый год 9 Мая на даче в Пахре собирался узкий круг фронтовиков. Никогда ни слова о войне. Только переглянуться, чокнуться и выпить. Сегодня 9 Мая на столе будут стоять стопочки водки, покрытые кусочками черного хлеба. Это рюмки моих ушедших друзей-фронтовиков – Зямочки Гердта, Пети Тодоровского, Миши Львовского, Булата Окуджавы, моего любимого брата Бобки. Я с ними чокаюсь и выпиваю.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр СФЕРА поздравит зрителей с Днем Победы

    9 мая, в День 75-летия Великой Победы, в 18.00 на YouTube - канале театра СФЕРА состоится премьера видео-поздравления «Между своими связь жива...»   В музыкально-поэтической композиции прозвучат стихи и песни военных лет в исполнении артистов Антона Алипова, Екатерины Богдановой, Павла Гребенникова, Елены Еловой, Сергея Загорельского, Галины Калашниковой, Ильи Ковалева, Александра Коршунова, Ивана Мишина, Дмитрия Новикова, Ирины Померанцевой, Даниила Толстых, Дмитрия Триумфова, Николая Иванова, Александра Филатова и артистов оркестра Алексея Богомолова и Антона Жукова. ...
  • День Победы в воспоминаниях легендарных российских деятелей культуры

    Владимир Этуш: – Весной 1945 года все понимали, что война идет к завершению. Но когда наступит тот долгожданный день – никто не знал. И вдруг по радио объявили, что Берлин взят. Большего праздника в моей жизни не было. Что творилось на улицах! Такое ощущение, что всюду свет. ...
  • Соломин, Санаева, Мысина, Гафт..: «Это было всеобщее счастье…»

    Юрий Соломин: – Я прекрасно помню день окончания войны. У нас был уже вечер, и я вместе с соседской девчонкой Валькой катался на качелях во дворе. Качели представляли из себя доску, привязанную веревками к дереву. Вдруг из соседних домов стали выскакивать люди с криками «Победа! Победа!», обниматься, целоваться. ...
  • «Меня пять раз вели на расстрел»

    За кулисы Театра Моссовета он попал еще ребенком, в 1930-м году, поскольку здесь кассиром работала его мама. А позже вернулся сюда уже как выпускник Школы-студии МХАТ. Играл в спектаклях с Раневской и Марецкой, Мордвиновым и Пляттом, Марковым и Жженовым. ...
Читайте также