Трамвай в никуда

В Малом театре поставили Теннеси Уильямса

 

Знаменитую пьесу великого американского драматурга Теннеси Уильямса поставил Сергей Потапов. Согласие на его режиссерский дебют в родном театре (Потапов – один из самых востребованных артистов молодого поколения труппы) дал Юрий Соломин. Репетиции длились полтора года, результат можно увидеть «на Ордынке», на Малой сцене.

Пьеса Уильямса не сходит с репертуарных афиш по всему миру, – крепкий «бродвейский» сюжет, понятная тема (столкновение мечты и реальности, хрупких надежд и грубой силы), простор для актерского самовыражения. Исполнители главных ролей  работают  очень достойно, ориентируясь на  распространенные представления о своих героях и знаменитый фильм с Вивьен Ли и Марлоном Брандо.

Экзальтированную Бланш Дюбуа играет Елена Харитонова, ее мучителя Стэнли Ковальски – Сергей Потапов, простоватую Стеллу – Ольга Абрамова (в очередь с Лидией Милюзиной). Грубоватая приземленность и быдловатое хамство первого, дешевое кокетство и нервический надрыв второй, излишняя хлопотливость и услужливость  третьей, – характеры хорошо известны и узнаваемы. Есть еще четвертый важный персонаж – Митч в блестящем исполнении Михаила Фоменко. Актер не боится  показать своего героя комичным, –  растерянным «увальнем», полным неуместной, неуклюжей нежности. Его жалеет зритель едва ли не больше, чем доведенную до крайности Бланш. Елена Харитонова в знаковой для себя роли также достойна похвалы и зрительского  внимания – она играет хрупкую душу, уходящую натуру, а если мыслить глобально, то и человеческую уязвимость. Мокрые от слез глаза, трясущиеся руки, при этом гордая прямая спина аристократки.

В спектакле четко объяснена причина нервных припадков  и подступающего безумия Бланш. Это не подмоченная репутация, не потеря имения «Мечта», не даже грубое подчинение Стенли. Ее всю жизнь преследует самоубийство  мальчика-мужа, которого она случайно увидела в объятиях другого. Звук выстрела она слышит  в любой музыке, бледный призрак ищет в каждом мимо проходящем юноше.

Потапов очень внимательно прочитал все ремарки Уильямса: перед зрителем  на сцене – ожившая иллюстрация захудалой окраины Нового Орлеана с «порченой атмосферой» и  разлитым в воздухе «хмелем жизни».  Глухо откуда-то из-за стены звучит американский джаз. Двухэтажная конструкция домика, в котором живут Стэнли и Стела, вот-вот рассыплется. Железные кушетки-кровати, грязная штора вместо перегородки, дешевые наряды Бланш, висящие прямо на гвоздях, «голые» лампочки. Настоящая берлога, тупик, из которого не вырываться. Неслучайно в финале, когда Бланш уводят в сумасшедший дом, ее вроде бы сначала «всем довольная» сестра закрывает лицо руками и истошно кричит. Здесь всем, кроме победителя Стэнли, мучительно и одиноко. И выхода  нет.  Спектаклю определенно есть куда расти, но его глубокий тон и горький посыл (пьесу Уильямса здесь играют как трагедию безнадежности) четко обозначены и понятны. А внятность  в сегодняшнем театре – редкое достоинство.
 
 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
  • Майку Науменко посвятят zoom-квартирник

    В понедельник, 20 апреля, в 17.00 Большой театр кукол проведет свой первый zoom-квартирник, который будет посвящен творчеству культового поэта и музыканта Майка Науменко. 18 апреля ему исполнилось бы 65 лет. «Майк Науменко работал в Большом театре кукол звукорежиссёром, - говорит  главный режиссер театра Руслан Кудашов. ...
Читайте также