В Ростове-на-Дону прошла режиссерская лаборатория Олега Лоевского

ЕСЛИ БЫ КАШТАНКА БЫЛА ЧЕЛОВЕКОМ

 

Проект Театра наций – лаборатория современной драматургии – и экспериментальная творческая лаборатория под руководством критика Олега Лоевского проводятся в донских театрах не первый год. На сей раз в эксперименте участвовали Новочеркасск и Ростов.
 

Ростовский Молодежный в четвертый раз участвует в обеих лабораториях. Нынче с эскизами по чеховским произведениям сюда приехали москвичи Павел Зобнин и Владимир Смирнов, режиссер из Ельца Радион Букаев. Павел и Радион уже бывали в нашем крае: оба ставили эскизы спектаклей в Таганроге. Радион сочинял «Курортные забавы» Брайана Фрила, основанные на чеховской «Даме с собачкой».
 
В этот раз он «скрестил» оба текста. Задача, по всей видимости, была такая: рассказать, как известный сюжет разворачивался бы в наши дни. Местом действия выбран пансионат с его скучным распорядком дня. Гуров (Роман Меринов) механически проживает его: телевизор в номере; кормежка за столиком отдельно от других, безразличных ему, отдыхающих; согласно распорядку, плавание в море. Ничто не доставляет ему радости; он покорно отбывает программу. И, право, не обязательно, угнетая сценическое время, повторять эти ритуалы несколько раз, чтобы передать унылость гуровского времяпрепровождения. Достаточно было раз взглянуть на его постное лицо.
 
Отдыхающие в пансионате чувствуют себя свободно и легко: заигрывают, целуются на виду у всех. Это вам не век назад. И то, что именно женщина проявляет инициативу, вполне в духе нашего времени. Она (Людмила Мелентьева) приглашает мужчину пройтись к водопаду, и вообще роман развивается стремительно. Поэтому фраза из Чехова, посчитал ли ее Дмитрий падшей женщиной, не очень логична в предложенной сценической истории. Эту курортницу, лишенную комплексов, вроде бы не должно подобное заботить (кстати, нынешняя героиня просто Анна, а к Гурову могут обратиться: «Димон»).
 
Несколько слов о том, что может сделать талантливый актер в мимолетной роли, да еще и лишенной текста. Валерий Воронин играет фон Дидерица, мужа Анны – это живое воплощение зеленой тоски, как мы помним по рассказу. А тут перед нами хоть и человек в летах, но полный жизни, с бесенятами в глазах – в отличие от потухшего взора молодой жены. И ироничные кивки кому-то в зале лишены подобострастия. А в финале, когда все действующие лица сходятся за столом то ли просто по воле режиссера, то ли в обсуждении важного дела (жена-то Гурова, оказывается, businesswomen), фон Дидериц выказывает готовность затеять интрижку.

И хотя рефреном звучат слова Гурова о женщине, встреченной на юге и не забытой, всё-таки любовная история здесь снижена до уровня курортной забавы; в ней больше Фрила, чем Чехова.
 
Павел Зобнин в Таганроге ставил «Медведя» как трюковую комедию, и его почерк в нынешней «Каштанке» можно узнать. Она увлекательна как игра, которая начинается перед входом в театр, где метут улицу и где мечется потерявшаяся собачка. Во всем строе этого собранного на живую нитку спектакля есть цирковой азарт и кураж. И так естественно, что он заражает Каштанку-Тетку, которая в обретенной радости приобщения к коллективному творчеству исполняет чужие трюки, звоня в колокольчик и паля из пистолета.
 
«Если бы Каштанка была человеком…» Да чем они все не люди на этой сцене, каждый со своей индивидуальностью? И она сама (Арина Волженская), наивная, бесхитростная, доверчивая; и чистюля кот Федор Тимофеевич, полный достоинства и некоторого превосходства над окружающими (Александр Соловьев); и гусь Иван Иванович, явно холерического темперамента (Петр Костряков); и пребывающая в постоянном беспричинном восторге Хавронья Ивановна в балетной пачке и ушанке, украшенной розой (Анжелика Зайцева).
 
Чудесная компания очаровывает и развлекает зрителей, а их заполошные выходки уравновешивает бесконечно терпеливый и беспредельно добрый клоун Жорж (Николай Ханжаров).
 
И всё же надо заметить, что придумать характерность персонажей не так сложно, как вывести историю к определенной мысли. Не впрямую, конечно,  а театральным ходом в финале. Эскиз заканчивается, как у Чехова в рассказе – авторскими словами, озвученными Каштанкой, и упрекнуть постановщика вроде не в чем, но ощущение «запятой» остается. Вероятно, размышлять дальше доверено зрителям.
 
И, наконец, «Цветы запоздалые» в режиссуре Владимира Смирнова сначала озадачили, а потом заставили оценить по достоинству. Чуть ли не треть действия повеса Егорушка (Александр Гайдаржи) застывает в дверях в похмельной отключке, падает ниц, бьется в конвульсиях, поднимается и снова падает при страдальческом сочувствии домочадцев: матери – Ольга Щелокова, сестры Маруси – Юлия Чумакина и камердинера Никифора – Анатолий Матешов. Дав очередное слово больше не пить, Егор снова роняет голову на грудь, растопырившись в дверях, и – см. выше.
 
Словно мы смотрим иллюстрированный рассказ Антоши Чехонте о горьком пьянице во всех прискорбных деталях этого порока. Но постепенно другие люди начинают завладевать нашим вниманием. Доктор с каменным лицом, безразличный ко всему, кроме денег (Сергей Беланов). Чуткая, нежная Маруся, которую угораздило влюбиться в существо, скорее похожее на механического, а не живого человека. И любовь ее так чиста, так трепетна и, кажется, безнадежна, что начинаешь мучиться вместе с ней.
 
Все события, случившиеся после признания и отъезда вдвоем с доктором, вложены в монолог Маруси. А он, испытав неведомое прежде чувство, которое у него теперь отнято, с неожиданной страстью и болью начинает говорить о том, что «за дверью каждого довольного, счастливого человека должен стоять кто-то с молоточком и напоминать, что есть несчастные», которых не видят и не слышат. Это не из «Цветов запоздалых», но всё равно из Чехова – «Крыжовник». Так эскиз выруливает на главную чеховскую тему: зачем живем, зачем страдаем? И несмотря на то, что «жизнь рано или поздно покажет… свои когти», монолог заканчивается в пользу жизни: «Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!»
 

Поделиться в социальных сетях:




Самое читаемое

  • Константин Хабенский озвучил свою стратегию

    Сегодня, 24 ноября, в МХТ им. Чехова прошел сбор труппы, на котором новый художественный руководитель озвучил свои планы на два сезона вперед.    «Разрешите, я сниму маску в прямом и в переносном смысле», – сказал Константин Хабенский и начал сбор труппы с поздравлений всем, кто победоносно вернулся, а это Андрей Бурковский, Дарья Мороз, Игорь Золотовицкий и Николай Симонов – главный художник МХТ им. ...
  • Римас Туминас: «Талант не спасет, если нет вкуса»

    К столетию Театра им. Вахтангова Римас Туминас выпускает спектакль по одному из главнейших произведений в пантеоне русской классики – роману Льва Толстого «Война и мир». Главнейшему хотя бы потому, что едва ли не каждый зритель знаком с романом со школьной скамьи, а стало быть, сомнения и споры неизбежны. ...
  • Эдуард Бояков покинул пост худрука МХАТа им. Горького

    Эдуард Бояков ушел с должности художественного руководителя МХАТа им. Горького. Об этом он сообщил в Facebook. «Директор Владимир Кехман вечером предложил мне написать заявление. Я это сделал несмотря на то, что у меня пятилетний контракт. ...
  • Владимир Кехман планирует провести сокращение штата во МХАТе

    Новый глава МХАТа им. Горького Владимир Кехман рассказал, что собирается проводить масштабное сокращение штата нетворческих сотрудников театра ввиду сильного дисбаланса между творческим и управленческим коллективами. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Большой за 100 рублей

    – Где список? Это список? – ко входу в кассы театра подбегает взволнованная девушка. И есть из-за чего беспокоиться – на часах три часа дня, крайнее время для тех, кто хочет попасть в Большой по студенческому билету. ...
  • Третьяковская галерея представила проект «ПроЯвление»

    Театральный художник Павел Каплевич представил в Государственной Третьяковской галерее медиапроект «ПроЯвление» – интерпретацию знаменитой картины Александра Иванова «Явление Христа народу» (1837–1857). ...
  • «Принеси свой экспонат в музей!»

    К XIX Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Музее Москвы открылся проект «Народный музей фестиваля».  Фестиваль проходил в Москве дважды, в 1957 и в 1985 годах. Участники этих фестивалей традиционно хранят памятные сувениры об этих масштабных событиях. ...
  • На Новой сцене Александринки запустили серию социально-культурных проектов

    Серия проектов охватит несколько социально значимых направлений: ветераны сцены, трудные подростки, бездомные. Как рассказала СМИ начальник отдела культурных проектов Новой сцены, по первому направлению будет создан  мультимедийный спектакль с участием ветеранов сцены. ...
Читайте также