Мэтт Дэймон: «Русские ценят хорошее кино»

Голливудский актер эксклюзивное интервью «Театралу»

 
За 45 лет своей жизни Мэтт Дэймон сыграл в 80-ти картинах и одном британском спектакле, создал две кинокомпании и написал ряд сценариев. Но все равно, чем бы ни занимался голливудский актер, от него всегда ждут очередных приключений Джейсона Борна. Кстати, новый фильм о бывшем сотруднике ЦРУ, потерявшем память, выходит на экраны нынешним летом.
 
О Голливуде
Я не воспринимаю Голливуд, как огромную, страшную машину, способную штамповать творчество режиссеров, актеров или художников. На мой взгляд, это разные люди с разными мнениями, с разным подходом к искусству, к производству фильмов, темам фильмов и так далее.
Я не думаю, что можно так уж обобщать: «Голливуд – то, Голливуд – это». Нет уже такого сообщества, как в прежние годы. До последнего времени оставалось только понятие Голливуда,  как некоей силы, или общего направления в кинокультуре. По-моему и этого больше нет.

А если говорить о навязывании неких стандартов... Огромное количество людей принимает участие в создании фильмов, огромное количество новых студий появилось за последние десятилетия. Много независимых компаний, работающих в кино. Я не чувствую мифического (и, если хотите, мистического) влияния Голливуда на мою карьеру. То, что прежде вкладывалось в слово «Голливуд», кануло в лету достаточно давно.
 
О каскадерах и актерах
Я стараюсь делать все сам.... Хотя терпеть не могу, когда кто-то говорит: «Я сам выполняю все в фильме, без каскадеров и дублеров!» Я скажу: «Вранье!» Все сложные трюки в экшен-картинах, как серия о «Борне» или «Не брать живым» или «Элизиуме» самому актеру сделать просто невозможно.
Есть моменты, когда только специально тренированные каскадеры в состоянии справиться с задачей, стоящей перед режиссером.

Однако в моем случае получилось вот что. Когда мы начали первый фильм о Борне, Дуг Лаймэн, оправдывая решение взять меня на главную роль, сказал, что нам нужно придумать, как убедить зрителя в том, что Борн – машина для убийства с невероятной реакцией, с умением находить выход их самых сложных положений. Единственная возможность – мое участие во всех мыслимых трюках. В немыслимых меня все-таки заменяли каскадеры.

Мы решили, что Дуг будет следовать за мной с камерой, и это однозначно укажет на мое присуствие в кадре в момент выполнения прыжка, падения или гонки на машине.Такой вариант будет убедительней, чем смонтированное действие, за которым последует мой крупный план. Таким образом, зрители стали верить, что и с моей внешностью можно быть «крутым».
Сработал  такой подход и на втором фильме, когда Пол Гринрасс использовал наш метод съемки погонь и драк, углубив и развив его, применяя больше и чаще «ручную» и «плавающую» камеру, перемежая это очень коротким и резким монтажем. Так что на третьем фильме этот вопрос уже не поднимался.

Руководитель каскадеров Дэн Брэдли просто занимался со мной как с одним из членов своей команды. Если была необходимость моего частия в драке, то я попросту жертвовал своим выходным днем, проводя его в спортзале, разучивая движения в паре с «противником», как хореографию танца с партнером, повторяя движения сотни раз, доводя их до совершенства и точно по секундомеру. Ведь драка, по сути дела, это четко организованный танец, с выстроенной хореографией, насыщенный эмоциями и… страстью. Такие «танцевальные номера» воспринимаются публикой с энтузиазмом.

С возрастом становится все трудней оставаться с форме, если ты непрофессиональный каскадер. Я заметил, что стал несколько «жестковатым». Больше времени уходит на «разогрев». Разумеется, у каскадеров тоже достаточно работы. Нельзя же оставить парней без зарплаты. Каскадеры для того и существуют в кинобизнесе, чтобы помогать актеру в ситуациях, сопряженных с риском. Кроме того, есть определенные условия контракта, там свои тонкости. В общем, каждому свое: актеру – творческое, а каскадеру – физическое напряжение.
 
О курении
Курил много. По две пачки в день. Но пришел момент, когда понял, что надо остановиться, пусть не для себя, а для тех, кто был рядом со мной ... Я обратился за помощью к Кэрри Гейнер, который «лечит» от привычки табакокурения путем гипноза. Это довольно распространенный метод. Я тогда много времени проводил в Лос-Анжелесе и мог позволить себе  такую роскошь, как походы на сеансы гипноза. Впрочем, не знаю, что там называется гипнозом, потому что он меня не усыплял. Каждая встреча продолжалась час. Мы говорили о курении, что называется на трезвую голову и с практическрой точки зрения.

То есть, например, говорили о больных раком, которые вынуждены бросить курить, чтобы как-то продлить жизнь и поражавшихся тому, насколько это оказывалось легко. Словом, Кэрри всего лишь внушил мне, что сигареты не являются чем-то совершенно необходимым для жизни. Может он и гипнотизировал меня в процессе, не знаю, но после тех занятий у меня ни разу не возникло желания взять сигарету даже в комании моих курящих друзей. И я очень этому рад, так как на съемках Борна мне пришлось бы худо, ты же видела, как много он бегает...
В Европе ужасно много курят, в России, помню по моим приездам, тоже. Но я стал замечать, что среди молодых людей курильщиков все меньше. Может быть, поколение моих детей уже будет тем, кто положит конец курению вообще.
 
О «скромных» проектах
После «Превосходства Борна» и «Друзей Оушена», имевших сногсшибательный успех, я мог позволить себе отвлечься на интересные сценарии, хоть и знал, что на них не заработаешь много.
Закончив «Сириану» и «Братев Гримм», я принял участие в проекте Мартина Скорсезе  «Отступники», а потом в фильме Роберта Де Ниро «Дорый пастырь». Все эти фильмы не входят в разряд кассовых и не является по определению маркетологов four-quadrant movies, охватывающих самую широкую аудиторию от детей до стариков.

Однако ни один актер не откажется работать со Скорсезе, даже если и придется уменьшить размер гонорара, так как это – шанс работать с большим художником.
Я «срезал» свои гонорары на этих фильмах, потому что нуждался не в деньгах, а в творчестве. Все эти картины имеют своего зрителя, и, к нашему удивлению, собрали в прокате значительно больше ожидаемого, подтвердив, что все-таки не только попкорна и зрелищ требует наша публика, есть и думающие люди. Я знаю, что самый популярный из них в России был «Отступники» Скорсезе. Русские ценят хорошее кино. Мы об этом много говорили с ребятами на площадке, когда снимали в Москве «Превосходства Борна». Потрясающий народ! Столько талантливых людей! Я работал с   Иванир. Кстати, Марк мне помогал с русским произношением...
 
О славе
С известностью пришла привычка ходить с опущенной головой, когда кажется, что никто не сможет тебя узнать под козырьком кепки. Я многого вокруг не знамечаю, как это было раньше, когда я мог передвигаться абсолютно свободно. Я, вообще-то говоря, достаточно хорошо научился сливаться с толпой в последние годы, оставаясь никем не замеченным, хотя иногда, конечо, кто-то хлопнет по плечу с возгласом: «Мэтт Дэймон! Вот этот да! Как дела?»

Что же касается папарацци, то тут совсем другое дело. Эти парни, если хотят тебя найти, они найдут, можно не беспокоиться на этот счет. У них связь поставлена не хуже чем у ЦРУ. Они имеют осведомитилей в любом отеле в любой точке земного шара, они щедро платят за информцию и часто получают то, чего добиваются. Ты практически ничего не можешь сделать, чтобы остановить это. Это «обратная сторона медали», как говорится. Постепенно к этому привыкаешь и воспринимаешь, как часть работы.
 
О работе с Беном Аффлеком
Когда люди видят нас вместе, тут же возникают предположения, что мы над чем-то работаем. Хотя чаще всего мы просто отдыхаем. Я вот не писал довольно давно. Просто нет времени. Мы вместе с Беном написали фильм, чтобы получить работу как актеры, а потом все как-то складывалось само собой в актерской  карьере. У нас были очень удачные годы. И теперь, когда наша репутация стабильна в бизнесе, мы можем себе позволить опять начать работать вместе. Разумеется есть какие-то вещи, которые нам обоим интересны, и мы думаем о разных возможных проектах, но пока ничего конкретного.

У нас есть общая производственная компания и идеи по производству документальных фильмов и проектов для ТВ, некоторые вам известны «Зеленый свет», например. У меня нет сомнений в том, что однажды мы опять будем работать вместе над фильмом, начиная со сценария... И это будет целиком наш проект, так как у Бена уже есть и режиссерский опыт.
 
О красных дорожках и стилистах
Для разных больших мероприятий с прессой нам присылают бесплатные костюмы. Армани был исключительно добр ко мне и всякий раз присылал мне костюмы для выхода в свет (на премьеры, наградные церемонии и так далее) вот уже несколько лет, начиная с того самого«Оскара», когда мы с Беном получили номинации. Так что, мне, можно сказать, в этом отношении изрядно повезло, и особо меня этот вопрос не беспокоит.
У меня нет необходимости в  стилисте, чтобы отдавать меня соответственно положению. Мой платяной шкаф забит джинсами и футболками, несколько свитеров и курток, я этим вполне доволен. А когда наступает момент выхода, мне доставляют костюм к двери... маленькие радости «большой» известности....
 
О политике
Многие знаменитости, селебрити, как нас еще называют, отдают свои голоса тем или иным благотворительным организациям. Я тоже вношу свою лепту в то, чтобы обратить внимание общественности на те или иные проблемы в мире. Мне интересна политика, но я никогда не стал бы политиком. Это совершенно особенная порода людей, по-моему. Я бы не хотел такую работу. Она предполагает умение и желание улавливать перемены в обществе и следовать за ними, хотя чаще получается, что анализ этих перемен используется для манипуляций общественным мнением.

Мне кажется, что нам всем следовало бы принимать более активное участие в жизни общества в целом и в решении наших проблем, а не пытаться все это свалить на политиков и ждать их решений. По сути, политики должны следовать за нами, а не наоборот.

О любви
Я не романтик, хотя моя жена считает, что мне удаются  иногда вполне романтические жесты. Бывает и так, что я должен быть на красной дорожке премьеры фильма в День святого Валентина, а она дома с детьми. Какая уж тут романтика.

Но она так же знает, что я считаю ее самой замечательной женщиной в мире и благодарности моей нет предела. Любовь и благодарность далеко не всегда выражаются или определяются охапками цветов или дорогими ювелирными укращениями. Иногда достаточно и телефонного звонка и разговора о детям, о прошедшем дне, о домашних делах. Мы ужасно скучные люди, приземленные, домашние. 


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Сергей Безруков озвучит аудиогид для музея Есенина

    Сергей Безруков озвучит аудиогиды к экспозициям музея-заповедника имени Сергея Есенина, расположенного в селе Константиново Рязанской области.   «Сейчас ведется работа по озвучиванию аудиогидов по экспозициям музея-заповедника, – цитирует ТАСС сообщение музея. ...
  • Александр Молочников: «Мне важно поговорить о нью-йоркской культуре»

    В Нью-Йорке режиссер Александр Молочников представил эскиз спектакля Chekhov in the Chelsea. Постановка – на английском языке, почти во всех ролях – американские артисты, некоторые из них когда-то были связаны с русским театром. ...
  • Не стало Елены Дьяковой

    В Москве скончалась литературный и театральный критик, одна из ведущих сотрудников «Новой газеты» Елена Дьякова. Она умерла в возрасте 60 лет, после продолжительной болезни. «Умерла Елена Дьякова. Блистательный театральный критик, товарищ по «Новой газете». ...
  • Семь фильмов Леонида Гайдая

    30 января исполняется 100 лет со дня рождения короля советской комедийного кинематографа – Леонида Гайдая. К этой дате «Театрал» подготовил подборку самых известных картин режиссера. 1. Самогонщики (1961) Трус, Балбес и Бывалый решают поставить на широкую ногу изготовление самогона – но терпят сокрушительное фиаско. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • В ожидании «Щелкунчика»

    Балет Большого театра «Щелкунчик», созданный по мотивам сказки Гофмана, один из главных символов новогодней Москвы. В преддверии спектакля костюмеры ГАБТа провели экскурсию для «Театрала». В пошивочных цехах, размещенных на девятом этаже Исторической сцены, подготовка к спектаклю начинается примерно за полтора-два месяца до первого показа. ...
Читайте также