Мэтт Дэймон: «Русские ценят хорошее кино»

Голливудский актер эксклюзивное интервью «Театралу»

 
За 45 лет своей жизни Мэтт Дэймон сыграл в 80-ти картинах и одном британском спектакле, создал две кинокомпании и написал ряд сценариев. Но все равно, чем бы ни занимался голливудский актер, от него всегда ждут очередных приключений Джейсона Борна. Кстати, новый фильм о бывшем сотруднике ЦРУ, потерявшем память, выходит на экраны нынешним летом.
 
О Голливуде
Я не воспринимаю Голливуд, как огромную, страшную машину, способную штамповать творчество режиссеров, актеров или художников. На мой взгляд, это разные люди с разными мнениями, с разным подходом к искусству, к производству фильмов, темам фильмов и так далее.
Я не думаю, что можно так уж обобщать: «Голливуд – то, Голливуд – это». Нет уже такого сообщества, как в прежние годы. До последнего времени оставалось только понятие Голливуда,  как некоей силы, или общего направления в кинокультуре. По-моему и этого больше нет.

А если говорить о навязывании неких стандартов... Огромное количество людей принимает участие в создании фильмов, огромное количество новых студий появилось за последние десятилетия. Много независимых компаний, работающих в кино. Я не чувствую мифического (и, если хотите, мистического) влияния Голливуда на мою карьеру. То, что прежде вкладывалось в слово «Голливуд», кануло в лету достаточно давно.
 
О каскадерах и актерах
Я стараюсь делать все сам.... Хотя терпеть не могу, когда кто-то говорит: «Я сам выполняю все в фильме, без каскадеров и дублеров!» Я скажу: «Вранье!» Все сложные трюки в экшен-картинах, как серия о «Борне» или «Не брать живым» или «Элизиуме» самому актеру сделать просто невозможно.
Есть моменты, когда только специально тренированные каскадеры в состоянии справиться с задачей, стоящей перед режиссером.

Однако в моем случае получилось вот что. Когда мы начали первый фильм о Борне, Дуг Лаймэн, оправдывая решение взять меня на главную роль, сказал, что нам нужно придумать, как убедить зрителя в том, что Борн – машина для убийства с невероятной реакцией, с умением находить выход их самых сложных положений. Единственная возможность – мое участие во всех мыслимых трюках. В немыслимых меня все-таки заменяли каскадеры.

Мы решили, что Дуг будет следовать за мной с камерой, и это однозначно укажет на мое присуствие в кадре в момент выполнения прыжка, падения или гонки на машине.Такой вариант будет убедительней, чем смонтированное действие, за которым последует мой крупный план. Таким образом, зрители стали верить, что и с моей внешностью можно быть «крутым».
Сработал  такой подход и на втором фильме, когда Пол Гринрасс использовал наш метод съемки погонь и драк, углубив и развив его, применяя больше и чаще «ручную» и «плавающую» камеру, перемежая это очень коротким и резким монтажем. Так что на третьем фильме этот вопрос уже не поднимался.

Руководитель каскадеров Дэн Брэдли просто занимался со мной как с одним из членов своей команды. Если была необходимость моего частия в драке, то я попросту жертвовал своим выходным днем, проводя его в спортзале, разучивая движения в паре с «противником», как хореографию танца с партнером, повторяя движения сотни раз, доводя их до совершенства и точно по секундомеру. Ведь драка, по сути дела, это четко организованный танец, с выстроенной хореографией, насыщенный эмоциями и… страстью. Такие «танцевальные номера» воспринимаются публикой с энтузиазмом.

С возрастом становится все трудней оставаться с форме, если ты непрофессиональный каскадер. Я заметил, что стал несколько «жестковатым». Больше времени уходит на «разогрев». Разумеется, у каскадеров тоже достаточно работы. Нельзя же оставить парней без зарплаты. Каскадеры для того и существуют в кинобизнесе, чтобы помогать актеру в ситуациях, сопряженных с риском. Кроме того, есть определенные условия контракта, там свои тонкости. В общем, каждому свое: актеру – творческое, а каскадеру – физическое напряжение.
 
О курении
Курил много. По две пачки в день. Но пришел момент, когда понял, что надо остановиться, пусть не для себя, а для тех, кто был рядом со мной ... Я обратился за помощью к Кэрри Гейнер, который «лечит» от привычки табакокурения путем гипноза. Это довольно распространенный метод. Я тогда много времени проводил в Лос-Анжелесе и мог позволить себе  такую роскошь, как походы на сеансы гипноза. Впрочем, не знаю, что там называется гипнозом, потому что он меня не усыплял. Каждая встреча продолжалась час. Мы говорили о курении, что называется на трезвую голову и с практическрой точки зрения.

То есть, например, говорили о больных раком, которые вынуждены бросить курить, чтобы как-то продлить жизнь и поражавшихся тому, насколько это оказывалось легко. Словом, Кэрри всего лишь внушил мне, что сигареты не являются чем-то совершенно необходимым для жизни. Может он и гипнотизировал меня в процессе, не знаю, но после тех занятий у меня ни разу не возникло желания взять сигарету даже в комании моих курящих друзей. И я очень этому рад, так как на съемках Борна мне пришлось бы худо, ты же видела, как много он бегает...
В Европе ужасно много курят, в России, помню по моим приездам, тоже. Но я стал замечать, что среди молодых людей курильщиков все меньше. Может быть, поколение моих детей уже будет тем, кто положит конец курению вообще.
 
О «скромных» проектах
После «Превосходства Борна» и «Друзей Оушена», имевших сногсшибательный успех, я мог позволить себе отвлечься на интересные сценарии, хоть и знал, что на них не заработаешь много.
Закончив «Сириану» и «Братев Гримм», я принял участие в проекте Мартина Скорсезе  «Отступники», а потом в фильме Роберта Де Ниро «Дорый пастырь». Все эти фильмы не входят в разряд кассовых и не является по определению маркетологов four-quadrant movies, охватывающих самую широкую аудиторию от детей до стариков.

Однако ни один актер не откажется работать со Скорсезе, даже если и придется уменьшить размер гонорара, так как это – шанс работать с большим художником.
Я «срезал» свои гонорары на этих фильмах, потому что нуждался не в деньгах, а в творчестве. Все эти картины имеют своего зрителя, и, к нашему удивлению, собрали в прокате значительно больше ожидаемого, подтвердив, что все-таки не только попкорна и зрелищ требует наша публика, есть и думающие люди. Я знаю, что самый популярный из них в России был «Отступники» Скорсезе. Русские ценят хорошее кино. Мы об этом много говорили с ребятами на площадке, когда снимали в Москве «Превосходства Борна». Потрясающий народ! Столько талантливых людей! Я работал с   Иванир. Кстати, Марк мне помогал с русским произношением...
 
О славе
С известностью пришла привычка ходить с опущенной головой, когда кажется, что никто не сможет тебя узнать под козырьком кепки. Я многого вокруг не знамечаю, как это было раньше, когда я мог передвигаться абсолютно свободно. Я, вообще-то говоря, достаточно хорошо научился сливаться с толпой в последние годы, оставаясь никем не замеченным, хотя иногда, конечо, кто-то хлопнет по плечу с возгласом: «Мэтт Дэймон! Вот этот да! Как дела?»

Что же касается папарацци, то тут совсем другое дело. Эти парни, если хотят тебя найти, они найдут, можно не беспокоиться на этот счет. У них связь поставлена не хуже чем у ЦРУ. Они имеют осведомитилей в любом отеле в любой точке земного шара, они щедро платят за информцию и часто получают то, чего добиваются. Ты практически ничего не можешь сделать, чтобы остановить это. Это «обратная сторона медали», как говорится. Постепенно к этому привыкаешь и воспринимаешь, как часть работы.
 
О работе с Беном Аффлеком
Когда люди видят нас вместе, тут же возникают предположения, что мы над чем-то работаем. Хотя чаще всего мы просто отдыхаем. Я вот не писал довольно давно. Просто нет времени. Мы вместе с Беном написали фильм, чтобы получить работу как актеры, а потом все как-то складывалось само собой в актерской  карьере. У нас были очень удачные годы. И теперь, когда наша репутация стабильна в бизнесе, мы можем себе позволить опять начать работать вместе. Разумеется есть какие-то вещи, которые нам обоим интересны, и мы думаем о разных возможных проектах, но пока ничего конкретного.

У нас есть общая производственная компания и идеи по производству документальных фильмов и проектов для ТВ, некоторые вам известны «Зеленый свет», например. У меня нет сомнений в том, что однажды мы опять будем работать вместе над фильмом, начиная со сценария... И это будет целиком наш проект, так как у Бена уже есть и режиссерский опыт.
 
О красных дорожках и стилистах
Для разных больших мероприятий с прессой нам присылают бесплатные костюмы. Армани был исключительно добр ко мне и всякий раз присылал мне костюмы для выхода в свет (на премьеры, наградные церемонии и так далее) вот уже несколько лет, начиная с того самого«Оскара», когда мы с Беном получили номинации. Так что, мне, можно сказать, в этом отношении изрядно повезло, и особо меня этот вопрос не беспокоит.
У меня нет необходимости в  стилисте, чтобы отдавать меня соответственно положению. Мой платяной шкаф забит джинсами и футболками, несколько свитеров и курток, я этим вполне доволен. А когда наступает момент выхода, мне доставляют костюм к двери... маленькие радости «большой» известности....
 
О политике
Многие знаменитости, селебрити, как нас еще называют, отдают свои голоса тем или иным благотворительным организациям. Я тоже вношу свою лепту в то, чтобы обратить внимание общественности на те или иные проблемы в мире. Мне интересна политика, но я никогда не стал бы политиком. Это совершенно особенная порода людей, по-моему. Я бы не хотел такую работу. Она предполагает умение и желание улавливать перемены в обществе и следовать за ними, хотя чаще получается, что анализ этих перемен используется для манипуляций общественным мнением.

Мне кажется, что нам всем следовало бы принимать более активное участие в жизни общества в целом и в решении наших проблем, а не пытаться все это свалить на политиков и ждать их решений. По сути, политики должны следовать за нами, а не наоборот.

О любви
Я не романтик, хотя моя жена считает, что мне удаются  иногда вполне романтические жесты. Бывает и так, что я должен быть на красной дорожке премьеры фильма в День святого Валентина, а она дома с детьми. Какая уж тут романтика.

Но она так же знает, что я считаю ее самой замечательной женщиной в мире и благодарности моей нет предела. Любовь и благодарность далеко не всегда выражаются или определяются охапками цветов или дорогими ювелирными укращениями. Иногда достаточно и телефонного звонка и разговора о детям, о прошедшем дне, о домашних делах. Мы ужасно скучные люди, приземленные, домашние. 


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • На спектакле в Калуге артисты в форме ВСУ инсценировали захват зрителей в заложники

    В калужской филармонии состоялась премьера иммерсивного спектакля Романа Разума о военных действиях на Донбассе «Вежливые люди», в рамках которого артисты, одетые в форму ВСУ, инсценировали стрельбу и захват зрителей в заложники. ...
  • Премьеру «Ну здравствуй, Лена!» покажет Мастерская Брусникина

    1 декабря театр «Мастерская Брусникина» и пространство «Внутри» представят премьеру спектакля «Ну здравствуй, Лена!» Михаила Мещерякова. Это современная мистерия про городок русской сказки по пьесе Марии Малухиной, вошедшей в шорт-лист фестиваля драматургии «Любимовка» в 2020 году. ...
  • Юрий Бутусов ушел из Театра Вахтангова

    Главный режиссер Юрий Бутусов уволился из Театра Вахтангова, так как сейчас находится в Париже и в ближайшее время не сможет продолжить работу над спектаклями. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на директора театра Кирилла Крока. ...
  • «Петя, волк и Володя-музыкант» покинут РАМТ

    В РАМТе 12 ноября пройдут заключительные показы экспериментального спектакля Егора Перегудова и Петра Айду «Петя, волк и Володя-музыкант», жанр которого авторы определяют как «симфонический цирк». Спектакль посвящен 85-летию всемирно известной симфонической сказки «Петя и волк», которую Сергей Прокофьев написал по заказу Наталии Сац специально для Центрального детского театра и продолжает цикл мероприятий к 100-летию РАМТа. ...
Читайте также